Карта сайта

СТОРОНА ЯРОСЛАВСКАЯ

Покинув Череповецкий порт, наш теплоход выплывает на простор Рыбинского моря и берет курс на юго-восток. До Волги осталось всего несколько часов пути.

Рыбинское море... Созданное в предвоенные годы, оно оставалось самым крупным в мире рукотворным морем, пока не появились Куйбышевское и Волгоградское водохранилища. Более 600 населенных пунктов размещалось когда-то на землях, ставших дном Рыбинского моря.

Велико и его значение. Если вы заговорите об этом с энергетиками, они скажут, что море обеспечивает стабильность работы Рыбинской ГЭС. Речники отметят, что море помогло резко улучшить условия судоходства на Верхней Волге, причем старые волгари тут же обязательно припомнят, с какими трудностями в прежние годы суда перебирались через мели и перекаты, которых немало было на всем верхневолжском плесе. А ученые-биологи, в свою очередь, назовут Рыбинское море важной научной лабораторией и перечислят множество проблем, решением которых занимаются сотрудники Института биологии водохранилищ Академии наук СССР и Дарвинского заповедника, расположенного недалеко от города Весьегонска.

На горизонте показывается береговая кромка — теплоход приближается к Рыбинскому гидроузлу. Вот и «Волга», — нет, еще не река, а названная ее именем статуя молодой красивой женщины, установленная у входа в шлюз. В левой руке у нее свиток с планом Большой Волги, а правой, вскинутой на уровень плеча, она как бы приглашает еще раз взглянуть на Рыбинское море.

На постаменте начертаны бессмертные ленинские слова: «Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны».

Через несколько минут наш теплоход входит в огромную камеру шлюза...

Строительство Рыбинского гидроузла развернулось осенью 1935 года. В июне 1940-го была перекрыта Волга, а еще через четыре месяца, в октябре, плотина перегородила Шексну. Здание Рыбинской ГЭС возведено на шекснинской плотине. К июню 1941 года, когда началась Великая Отечественная война, оно еще не было готово, продолжался монтаж первых агрегатов. В мирное время на завершение этих работ ушли бы, вероятно, долгие месяцы. Война установила иные сроки. И хотя многие строители отправились на фронт, оставшиеся сделали, казалось бы, невозможное: 18 ноября 1941 года Рыбинская ГЭС дала первый ток — его получили заводы Москвы. С того дня до конца войны станция бесперебойно снабжала столицу электроэнергией. Гитлеровцы были убеждены, что ГЭС не действует, и поэтому не бомбили ее.

Генераторы для Рыбинской станции создал коллектив ленинградского завода «Электросила». Для своего времени эти машины были крупным достижением отечественного гидрогенераторостроения. Но тогда были построены только четыре генератора, а заказ на пятый электросиловцы получили в 1943 году, когда фашистские войска еще стояли у стен Ленинграда и передний край нашей обороны проходил неподалеку от цехов «Электросилы».

Однако, несмотря на близость фронта, на то, что завод остро нуждался в рабочих и во многих материалах, пятый рыбинский генератор был готов к установленному сроку — в мае 1944 года. За этот успех предприятию в том же месяце было присуждено переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны. После окончания войны это знамя было оставлено «Электросиле» навечно, а сейчас оно экспонируется в Музее революции в Москве.

В настоящее время Рыбинская ГЭС — одно из передовых энергетических предприятий, ее коллектив первым в Ярославской области завоевал почетное звание коллектива коммунистического труда. Сама же станция, составившая вместе с соседней Угличской ГЭС каскад № 1 «Мосэнерго», за последние годы обогатилась новейшими системами автоматического и телемеханического управления и другой совершенной техникой и как бы помолодела. Ее энергия теперь поступает в кольцо Единой энергетической системы европейской части Советского Союза.

Пока мы вели рассказ о ГЭС, теплоход прошлю-зовался и вышел в коренное русло Волги. И сразу же за воротами шлюза начался первый на нашем маршруте волжский город — Рыбинск.

Еще в 1137 году на его месте, как свидетельствуют документы, было поселение рыбаков. Позже оно стало именоваться Рыбной слободой. В 1777 году слобода была преобразована в город Рыбинск. До Октября 1917 года он мало чем отличался от большинства других русских уездных и даже губернских городов. Газета «Северный край» в 1905 году писала, что в Рыбинске «беднейшая часть населения, ютящаяся в кособоких хибарках на окраине ежегодно затапливаемой и грязной Черемхи, в большинстве своем пьет гнилую воду из той же Черемхи». Не удивительно поэтому, что, как писала газета, «холера и оспа с особенным удовольствием посещали Рыбинск».

Из краткого путеводителя-справочника, вышедшего в 1916 году, и газет той поры можно узнать также, что в дореволюционном Рыбинске основными промышленными предприятиями были мельницы и лесопилки, что на весь город имелось пять начальных училищ, две мужские и одна женская гимназии, причем из трех тысяч учащихся 1300 были детьми купцов, что всю медицину представляли семь врачей, а всю «лечебную сеть» — две больницы на 70 коек.

Известен и такой факт: в 1912 году книжный магазин Рыбинска получил три книги сочинений Гете, из которых две были проданы в течение года, а на третью покупатель нашелся лишь через пять лет.

Знаменит же был старый Рыбинск прежде всего хлебной торговлей. Еще в 1890 году один из современников отмечал, что «Рыбинск — замечательнейший в Европе склад хлеба, с которым иногда только равняется Одесса и над коим во всем мире имеет перевес единственный хлебный склад в Чикаго».

Ежегодно к началу навигации в Рыбинск со всей России стекались те, кого нужда заставляла идти в бурлаки. Как только реки освобождались ото льда, бурлацкие артели уводили отсюда хлебные караваны в Петербург, Москву, Тверь и другие места.

А чем же знаменит сегодняшний Рыбинск? Ярославская областная газета «Северный рабочий» в январе 1967 года писала: «Рыбинск сегодня — город машиностроителей. Дизель-моторы и мощные речные суда, дорожные машины и земснаряды — вот чем гордится этот город на Волге. А электрические кабели и тончайшие провода, изделия из пластмассы и стекла, рыбные консервы и сыры, мука и крупы, комбикорма и лесоматериалы — да разве перечислишь все то, чем славится трудовой Рыбинск?»

Продукцию его предприятий ныне хорошо знают не только в Советском Союзе, но и во многих зарубежных странах. «Пионер № 1» — так рыбинцы назвали первую советскую печатную машину, которую они изготовили в июле 1931 года. Тогда в Рыбинск, на завод полиграфических машин, поступила из Москвы телеграмма, в которой говорилось:
«Рабочим, ударникам и административно-техническому персоналу, создавшим первую в СССР плоскопечатную машину, редакция центрального органа ВКП(б) ленинской «Правды» шлет горячий большевистский привет. Ваша победа, товарищи, имеет не только огромное хозяйственное, но и политическое значение. Она подводит прочную техническую базу под партийно-советскую печать, особенно районную... Вперед, товарищи, по пути дальнейшего овладения техникой производства оборудования для советской полиграфии».

Сейчас едва ли найдется в нашей стране типография, где бы не было оборудования с маркой Рыбинского полиграфмаша. А «Пионер № 1» кажется лилипутом рядом с огромными ротационными газетными агрегатами, производство которых стало одним из основных назначений Рыбинского завода. На этих машинах в нашей стране ежедневно печатают многие миллионы экземпляров центральных и областных газет. Добрым словом отзываются полиграфисты и о других рыбинских печатных машинах — офсетных. Давно уже продукция Рыбинского полиграфмаша пользуется спросом на мировом рынке — ее можно встретить в типографиях Польши, Югославии, Объединенной Арабской Республики, Англии и других стран.

В первый год первой пятилетки в Рыбинске к руководству строительными работами были привлечены немецкие специалисты, присланные акционерным русско-германским обществом «Русгерстрой». А теперь рыбинцы консультируют иностранных строителей, особенно тех, кому приходится иметь дело с мощными земснарядами Рыбинского завода гидромеханизации.