Карта сайта

ПО РЕКЕ РУКОДЕЛЬНОЙ - Часть 3

Чтобы потомки могли представить, какой была Мариинская система, строители Волго-Балта сохранили как музейный экспонат первый шлюз старой Мариинки. Этот шлюз и богатые экспозиции местного краеведческого музея, расположенного в здании бывшего Сретенского собора, туристы всегда осматривают с интересом.

У Вытегры начинается самый сложный и, пожалуй, самый интересный участок Волго-Балта — гигантская судоходная «лестница». Впрочем, ее первую ступеньку — Вытегорский шлюз — мы уже миновали. Когда же за кормой останутся и пять следующих — Белоусовский шлюз, три шлюза Новинкинского гидроузла и Пахомовский, теплоход окажется на высоте 84 метров над уровнем Онежского озера и 119 — над уровнем Ленинграда.

Между шлюзами раскинулись водохранилища. Пока плывем по ним, то и дело на берегах или чуть в стороне замечаем обсохшие, полуразрушенные венцы срубов, скособочившиеся ручные приводы и другие следы старой Мариинки. А от многих ее сооружений даже следов не осталось — они целиком ушли на дно нового пути. Так случилось, например, со знаменитой, построенной в конце прошлого столетия Девятинской «лестницей», состоявшей из шести шлюзов и считавшейся в то время едва ли не вершиной русской гидротехники.

С названием села Девятины, что расположено по соседству с Пахомовским гидроузлом, связано еще одно известное сооружение Мариинки — Девятинский перекоп. Он был пробит в скале, чтобы спрямить очень извилистое в этом месте русло Вытегры. Правда, теперь этот перекоп оказался ненужным и высох.

От Девятин рукой подать до села Петровского, также вошедшего в историю Мариинской системы. По преданию, здесь бывал Петр I, и поэтому тут еще первые строители Мариинки установили каменный обелиск с надписью: «Зиждитель пользы и славы народа своего Великий Петр здесь помышлял о судоходстве, отдыхал в сем месте в 1711 году. Благоговейте, сыны России! Петрову мысль Мария совершила...»

...Показались башни Пахомовского шлюза. На новой трассе он самый крупный. Чтобы его построить, пришлось вынуть из котлована 600 тысяч кубометров грунта, уложить 100 тысяч тонн железобетона, смонтировать 7 тысяч тонн металлоконструкций и механизмов.

Пахомовский шлюз — последняя ступенька «лестницы». Дальше до самого Череповца (а это почти 300 километров пути) на всей трассе нет ни плотин, ни шлюзов. Идем сначала по водораздельному каналу, почти на 40 километров протянувшемуся на юго-восток, потом по реке Ковже, Белому озеру и, наконец, по Шексне. Огромный труд вложили строители в эту трассу. Создавая ее, они решили немало сложнейших задач. Скажем, такую, как подготовка территорий под затопление: за годы строительства Волго-Балта переехали на новые места 218 населенных пунктов.

От рабочего поселка Ново-Кемский уже совсем близко до Белого озера. Оно значительно меньше Ладоги и Онеги, но когда теплоход выплывает на его простор, оно тоже кажется морем. Впрочем, Белое озеро не такое уж маленькое — его длина 44 километра, а ширина 32, да и нрав его близок к морскому. Не случайно, пока действовала Мариинка, суда, чтобы не встретиться с внезапным штормом, ходили не по озеру, а по обводному каналу, проложенному вдоль его южного берега еще в 1843—1846 годах. Но теперь у этого канала такая же судьба, как у Старо-и Ново-Ладожских и Онежского.

Главное богатство Белого озера — рыба. На его берегах расположены рыбозавод, моторно-рыболо-вецкая станция и базы нескольких рыболовецких колхозов. Здешние рыбаки промышляют прежде всего судака, которым озеро особенно славится. Ловят в нем также леща, ряпушку, щуку. А с тех пор, как были созданы Рыбинское и Череповецкое моря, в Белом озере стал попадаться даже каспийский сазан.

Сейчас туристские теплоходы, идущие по Волго-Балту, на Белом озере остановок не делают. Но не за горами то время, когда и здесь появится стоянка. Она будет в старинном городе Белозерске, отделенном пока от главной трассы мелководьем. Уже ведутся работы по прокладке к нему специального глубокого канала, прорытого прямо по дну озера, а в самом Белозерске строители сооружают новый речной вокзал и причалы, пригодные к приему крупнотоннажных грузовых и пассажирских судов. И тогда туристы смогут ознакомиться со многими достопримечательностями этого древнего города. Здесь находится и оборонительный земляной вал, воздвигнутый пятьсот лет назад при великом князе Иване III, и великолеп-
ные образцы русского народного зодчества — Успенский и Спасо-Преоб-раженский соборы, и построенный в XVIII веке трехпро-летный арочный мост. Экскурсовод наверняка вспомнит и о такой славной странице истории Белозерска, как участие его ратников в знаменитой Куликовской битве. «Сказание о Мамаевом побоище» донесло до наших дней свидетельства мужества и доблести, проявленных белозерской дружиной в сражении на поле Куликовом.

А о современном Белозерске — центре одноименного района Вологодской области — расскажут его новые жилые дома и клубы, школы и магазины, промышленные предприятия — рыбозавод, ремонтно-эксплуатационная база Северо-Западного речного пароходства, мастерские «Сельхозтехники» и другие.

По Белому озеру наше судно идет около двух часов, затем, миновав небольшую пристань Крохино, плывет по Шексне. Любой семиклассник, перечисляя притоки Волги, одной из первых вспомнит эту реку. Но от прежней Шексны, какой она была, скажем, 40 лет назад, теперь сохранилось только название. А сама река от истока до устья широко разлилась и заполнила своей водой два рукотворных «моря» — Череповецкое и Рыбинское водохранилища.