Карта сайта

ПО РЕКЕ РУКОДЕЛЬНОЙ

Полтора века служила Ма-риинка: сквозное движение судов по ней открылось летом 1810 года. Но идею создания этого водного пути выдвинул еще Петр I, отлично понимавший, какое огромное значение для России может иметь водный путь с Волги на Балтику. Он даже начал готовиться к осуществлению своего дерзкого по тем временам замысла. Сначала царь в 1710 году направил в Прионежье инженера шотландца Перри, которому поручил провести изыскательские работы. А в следующем году он сам приехал на Вытегру и за десять дней исходил все места, где, по его замыслу, должен был пройти будущий канал. Народная память сохранила немало рассказов о том, как царь-плотник путешествовал здесь по «мхам зыбучим и лесам дремучим», как он с мужиками встречался и разговаривал на Беседной горе.

Петр даже приказал валить лес для постройки канала, но завершить начатое дело ему не довелось. А после его смерти смелый проект был забыт. И только в 1799 году петровский замысел стал наконец осуществляться. Часть денег на постройку канала дала жена Павла I императрица Мария Федоровна (она взяла их из сохранной кассы С.-Петербургского воспитательного дома, попечительницей которого состояла). Поэтому новая водная система и была названа Мариинской.

С точки зрения наших сегодняшних представлений о гидротехнических системах старая Мариинка не выдерживает никакой критики. Но для своего времени она была первоклассным сооружением.

Потребности дореволюционной России старая Мариинка еще обеспечивала, но за широким шагом советских пятилеток она уже поспеть не могла. Поэтому в середине 1930-х годов было решено заменить Мариинскую систему новым, современным Волго-Балтийским каналом. В 1940 году началось сооружение первых его объектов — Череповецкого и Вытегорского гидроузлов. Однако нашествие гитлеровцев прервало эту работу. Возобновить ее после войны удалось не сразу, и только в 1960 году строительство Волго-Балта развернулось полным ходом.

Две даты навсегда вошли в его историю. Первая из них — 26 ноября 1964 года. В этот день Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР горячо поздравили гидростроителей «с вводом в постоянную эксплуатацию Волго-Балтийского водного пути, имеющего большое народнохозяйственное значение».

Пуск этой важнейшей глубоководной магистрали, говорилось далее в приветствии, дает возможность соединить в единую систему основные внутренние водные пути европейской части СССР, осуществить бесперевалочные перевозки грузов морским и речным транспортом в районы северных и южных морей страны.

Вторая дата — 11 декабря того же года. Она стоит на Указе Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Волго-Балтийскому водному пути имени Владимира Ильича Ленина.

Партия и правительство высоко оценили поистине грандиозный труд создателей самой большой в мире «рукодельной реки».

На земном шаре есть несколько крупных судоходных каналов. Это — Панамский, имеющий длину 81,6 километра; Волго-Донской имени В. И. Ленина — 101 километр; Канал имени Москвы —128 километров; Суэцкий—161 километр; Беломорско-Балтий-ский — 227 километров.

Канал же Волго-Балтийский протянулся на 361 километр! Его голубая трасса пролегла через топи и болота, сквозь леса и луга, по укрощенным торфяным и песчаным, глинистым и моренным грунтам. О грандиозности этого сооружения говорят следующие цифры и факты.

Создатели Волго-Балта выполнили земляные работы объемом более 62 миллионов кубометров. Отсыпали в гидротехнические сооружения 8 миллионов кубометров грунта. Уложили более 720 тысяч кубометров железобетона, израсходовали на дренажи, фильтры, банкеты 550 тысяч кубометров гравия и камня.

На трассе канала построено 7 судоходных шлюзов, 3 гидростанции, 4 водосброса, 5 земляных плотин и 19 дамб, 4 мостовых перехода, 3 поворотных моста оригинальной конструкции, 6 паромных переправ, 11 пристаней, около 400 километров высоковольтных линий электропередачи, 13 электроподстанций.

Строители Волго-Балта создали четыре новых водохранилища. Самое большое из них—Череповецкое. Его длина 265 километров — больше длины Онежского озера, а ширина — от 45 до 20 километров. Воды в этом «море» — 6,5 миллиарда кубометров.

И все это создано в районе, отличающемся суровым климатом, пересеченным рельефом местности, обширными заболоченными пространствами и лесами. Сколько неприятных «сюрпризов» преподнесла строителям природа! Вот один из примеров.

Торфяные земли, которые встретились на пути гидромеханизаторов, отрывавших водораздельный канал, оказались коварными: то и дело здесь происходили оползни, и тысячи кубометров грунта сползали в уже готовый канал. Однажды на участке, который называется Анненским спрямлением, оползень произошел днем, вскоре после обеденного перерыва. Первыми заметили неладное члены экипажа зем-установки 12-09 — им вдруг показалось, что движутся... лес и телефонные столбы. А еще через несколько минут никаких сомнений уже не осталось: на то место, где стоял их снаряд, полз огромный массив земли вместе со столбами и деревьями. Гидромеханизаторы попробовали остановить оползень, направив на него струи воды под высоким давлением. Не помогло. Лес двигался. Под угрозой оказалась и соседняя, 110-я установка. Людей из котлована пришлось срочно эвакуировать.