Карта сайта

ЛАДОГА, СВИРЬ, ОНЕЖСКОЕ ОЗЕРО - Часть 3

Первый генератор Нижне-Свирской ГЭС был поставлен под промышленную нагрузку 19 декабря 1933 года. В течение последующих двух лет свирь-строевцы смонтировали на ГЭС еще три агрегата и довели ее мощность до проектной. Но и этой станции, и поселку, выросшему рядом с нею, довелось рождаться вторично. Во время войны гитлеровцы превратили Нижне-Свирскую ГЭС в руины. Но к 1 мая 1948 года она была полностью восстановлена, причем по новому, более совершенному проекту.

И как в годы первого рождения станции, в ее корпусах, на плотине, возле турбин и генераторов снова можно было увидеть академика Г. О. Графтио — он консультировал проектировщиков и строителей, вникал во все детали восстановления ГЭС. А ведь ему было тогда почти 80 лет! Спустя год после пуска последнего агрегата старый ученый умер. Его имя было присвоено этой ГЭС. На территории станции установлен бюст Г. О. Графтио, который туристы могут увидеть во время шлюзования теплохода.

На нашем пути от Ленинграда до Астрахани расположено больше десятка шлюзов. Первый из них — Нижне-Свирский. Это — сложное гидротехническое сооружение, своеобразный «лифт». Суда, идущие по Свири вверх, в шлюзе поднимаются примерно на десять метров, а идущие вниз на эту же высоту опускаются. Весь процесс шлюзования здесь длится считанные минуты. После Великой Отечественной войны заново возродилось и Лодейное Поле. Город не был захвачен врагом, но тысячу дней находился на переднем крае и сильно пострадал.

В этом городе еще в предвоенные годы развивалась промышленность. Сейчас в Лодейном Поле действуют крупный деревообрабатывающий комбинат, рельсосвароччый, силикальцитный заводы и другие предприятия.

Новые современные жилые дома, школы, магазины, благоустроенные улицы изменили облик города. Разросся и стал любимым местом отдыха лодейно-польцев раскинувшийся вдоль берега реки парк «Свирская победа». Он назван в честь советских воинов, осуществивших в июне — июле 1944 года блестящую наступательную операцию, которая началась с форсирования Свири и завершилась разгромом врага на Олонецком направлении. Об этой победе, а также о мужестве и героизме, проявленных лодей-нопольцами в дни войны, рассказывают и многие экспонаты городского краеведческого музея. 51 участник битвы за Свирь был тогда удостоен звания Героя Советского Союза. Среди них и двенадцать гвардейцев-комсомольцев, которые первыми в районе Ло-дейного Поля переправились через быструю реку и помогли выявить огневые точки противника.

После Нижне-Свирского гидроузла теплоход минует центр крупного леспромхоза село Важины, затем поселок Никольский, в котором расположена выпускающая дебаркадеры Свирская судоверфь, и приближается к следующему на нашем пути гидроузлу— Верхне-Свирскому.

Его сооружение также предусматривалось планом ГОЭЛРО и начато было еще в предвоенные годы, вскоре после сдачи в эксплуатацию Нижне-Свирской ГЭС. Война прервала эту работу. Но едва отгремели победные салюты, строительство Верхне-Свирской ГЭС было возобновлено, и в 1951 году она дала ток. Сегодня эта станция — самая крупная в Ленинградской области; за три дня она вырабатывает электроэнергии больше, чем давали в 1913 году все электростанции России.

Верхне-Свирская ГЭС — современное, технически хорошо оснащенное энергетическое предприятие. Управление всеми агрегатами и процессами здесь осуществляется с помощью автоматики и телемеханики. Многие новшества, родившиеся при возведении и эксплуатации этой станции, внедрены на стройках и действующих предприятиях других энергосистем страны.

Полностью автоматизировано и управление Верх-не-Свирским шлюзом, по соседству с которым расположен город Подпорожье — центр самого восточного района Ленинградской области. Это город энергетиков и деревообработчиков, речников и мастеров по производству железобетонных конструкций. Как городу Подпорожью едва минуло десять лег. Но первые жители появились в этих местах еще в петровские времена, когда царь повелел поселить здесь крестьян, искусных в лоцманском деле, чтобы они водили суда через пороги. И до тех пор, пока пороги благодаря строительству гидроузлов не ушли глубоко под воду, лоцманство на Свири оставалось одной из самых уважаемых профессий.

Нынешнее Подпорожье быстро растет. Его предприятия выпускают продукцию десятков наименований. Строителям линий электропередачи, например, полюбились удобные и практичные передвижные «поселки на колесах», которые выпускает Свирский энерголесокомбинат. Получают строители и другие подпорожские изделия — высоковольтные опоры, монтажные приспособления, автомобильные краны. Гравийно-пес-чаную смесь поставляет расположенный по соседству с Подпорожьем Погранский карьер. Эта смесь применяется, в частности, для производства железобетонных напорных труб большого диаметра, которые выпускает ленинградский завод «Баррикада».

За Подпорожьем теплоход снова попадает в царство северной природы, которой можно любоваться, кажется, бесконечно. А вот и Ивинское водохранилище, образовавшееся в результате подпора реки плотиной Верхне-Свирской ГЭС. По сравнению с волжскими рукотворными морями, по которым нам еще предстоит плыть, оно совсем маленькое, однако впечатление производит ничуть не меньшее. Почти на сорок километров протянулось оно широким разливом вдоль русла реки, и только у деревни Карнаволок, славящейся сплавным рейдом (здесь переформировываются плоты), Свирь снова входит в свои берега. Но отсюда уже рукой подать до ее истока и поселка Вознесенье — последнего на нашем маршруте населенного пункта Ленинградской области.