Карта сайта

ЛАДОГА, СВИРЬ, ОНЕЖСКОЕ ОЗЕРО

До чего же красиво оно, это озеро-море! Смотришь с палубы теплохода на его неоглядный простор, от которого дух захватывает, любуешься игрою легких, чуть тронутых пеною волн, следишь за полетом стремительных чаек, беспрестанно вьющихся над кораблем, и начинаешь думать совсем о другом — о беспримерном подвиге, свершенном здесь, на Ладоге, более четверти века назад. И на память приходят строки:

Потомок, знай! В суровые года, Верны народу, долгу и Отчизне, Через торосы ладожского льда Отсюда мы вели Дорогу жизни, Чтоб жизнь не умирала никогда.

Эти строки написаны на гранитной плите монумента, поставленного в честь героев Ладоги. А сам монумент — это бетонная площадка со следами протекторов военного грузовика; над площадкой сходятся, но не смыкаются две монолитные полуарки, символизирующие блокадное кольцо, просвет же между ними напоминает о Дороге жизни. Созданный по проекту архитектора В. Филиппова, конструктора И. Рыбина и скульптора К. Симуна, этот памятник живым и павшим героям ледовой трассы установлен там, где она начиналась,— у знаменитого Вагановского спуска, на самом берегу озера. Памятник был торжественно открыт 29 октября 1966 года.

Дорога жизни! Ленинградцы, пережившие осаду родного города, хорошо помнят прибавки хлебного пайка в первую блокадную зиму. Все тогда знали, что это — заслуга ладожской Дороги жизни. По ледовой трассе подвозились также боеприпасы для войск Ленинградского фронта. А в обратную сторону, на Большую землю, по Дороге жизни эвакуировали стариков, женщин, детей, больных, раненых.

...Первая автоколонна из 60 машин прошла по льду Ладоги 22 ноября 1941 года, а 23 апреля 1942 года начальник ледовой трассы капитан II ранга М. А. Нефедов в донесении написал: «Ледовая пятимесячная эпопея пришла к своему естественному концу. Лед растаял, и дорога окончила свое существование... Задача, поставленная нашей партией, — заставить лед до конца служить делу обороны социалистической Родины — выполнена».

Через несколько дней после этого советские люди прочли в газете «Правда»:

«...Страна с глубокой благодарностью узнает о подвиге каждого из тружеников и воинов, проложивших и оберегавших дорогу, об огромном внимании, которое уделили ледовой магистрали ленинградские партийные организации. Бойцы, командиры и политработники Ладожской магистрали проявили ясность цели, выдержку и мужество, смелость и стойкость — характерные качества советских людей».

Память о героях Ладоги будет жить вечно. И не только о тех, кто трудился на ледовой Дороге жизни. Хорошо известен и подвиг защитников острова Сухо.

Гитлеровцы стремились захватить этот островок, чтобы выйти в тыл войскам Волховского фронта и нарушить движение наших судов по важнейшей водной дороге.

22 октября 1942 года вражеская эскадра из тридцати кораблей, поддерживаемых авиацией, подошла к острову Сухо и, обрушив на него град снарядов, стала высаживать десант. Но гарнизон острова, состоявший всего из девяноста человек, оказал гитлеровцам яростное сопротивление. На выручку героям подоспели корабли Ладожской военной флотилии.
Несколько часов длился бой у острова, и фашисты не выдержали, отступили, потеряв 16 десантных кораблей и барж, 14 самолетов и много солдат и офицеров.

Немало героических подвигов свершили в дни войны моряки Ладожской военной флотилии и Севе-ро-Западного речного пароходства. Тяжело приходилось им; на их тихоходные транспорты налетали гитлеровские самолеты. Но рейсы не прекращались. Только за время осенней навигации 1941 года, с 1 октября по 30 ноября, водным путем через Ладогу в Ленинград было доставлено около 45 тысяч тонн всех видов продовольствия, 6208 тонн боеприпасов, 6638 тонн горюче-смазочных материалов и 2363 тонны прочих грузов. Это был важный вклад в оборону города, спасший многие человеческие жизни. Да, говоря словами популярной песни, недаром Ладога родная дорогой жизни названа!..

Впрочем, в жизни русского народа Ладожское озеро всегда играло большую роль. И в ту далекую пору, когда, держа «путь в греки», плыли по нему варяжские ладьи. И в те времена, когда новгородские купцы везли продавать свой товар в «немецкую землю». И в царствование Петра I, навсегда вернувшего России исконно русские приладожские территории.

Особенно выросло значение озера после того, как в дельте Невы стал строиться Петербург. В сторону новой северной столицы пошли многочисленные караваны барок с работными людьми, строительными материалами, продовольствием. И тогда же началось сооружение приладожских каналов, на которых речным судам уже не угрожали ни ветер, ни штормовые волны. Ласковая и приветливая в тихую, ясную погоду, Ладога нередко бывает и другой — свирепой, грозной, безжалостной. В 1718 году в одном из указов Петр I писал: «Какой великий убыток по вся годы чинится на Ладожском озере, что одним сим летом с тысячу судов пропало, а с начала строения сего места (т. е. Петербурга. — Авт.) более 10 тысяч».