Карта сайта

ВДОЛЬ НЕВСНИХ БЕРЕГОВ - Часть 3

«Здесь храбрые воины Ленинградского фронта нанесли сокрушительные удары немцам и овладели важными предмостными укреплениями врага», — такая надпись сделана на гранитном обелиске, установленном на берегу Невы, у места, где в нее впадает речка Тосна, та самая Тосна, которая четыре тысячи •^ет назад «уступила» свое русло и долину новорожденной Неве.

За обелиском — он хорошо просматривается с борта теплохода — видны дома поселка Усть-Тосно и села Ивановского, расположенных на противоположных берегах Тосны у самого ее устья. Все эти дома уже после войны заново отстроены на земле, которая во время боев была буквально перепахана вражескими снарядами и бомбами.

Живут здесь рабочие Ивановского мачтопропи-точного завода, выпускающего деревянные опоры для линий электропередачи, а также работники совхоза имени Тельмана — одного из самых крупных сельскохозяйственных предприятий Ленинградской области.

Сразу же за селом — Ивановские пороги, место, где «стыкуются» самая широкая и самая узкая части Невы и где порогов в обычном понимании этого слова нет. Просто берега реки здесь сначала расходятся на тысячу метров, а потом сближаются, да так, что между ними образуется двухсотметровая, самая узкая на всей Неве горловина, через которую вода прорывается со скоростью 3,5 метра в секунду.

Но вот наш теплоход миновал опасную зону и снова вышел на спокойное и величавое раздолье Невы. Показался левобережный поселок Отрадное — его дома все ближе, ближе. Пока мы проходим мимо них, вспомним историю поселка. Когда-то он назывался Пелла — так же, как столица древней Македонии, где родился Александр Македонский. Это свое имение Екатерина I! назвала так в честь внука — будущего императора Александра I. По ее заказу архитектор И. Е. Старов, создатель знаменитого Таврического дворца, построил в Пелле великолепный загородный дворец. Но он, к сожалению, не сохранился. По прихоти Павла, ненавидевшего свою мать, дворец в Пелле был разобран.

Несколько выше Отрадного выступают из воды небольшие живописные островки. Это место так и называется — Островки. В прошлом там было имение могущественного фаворита Екатерины князя Потемкина. Предание утверждает, что эти островки насыпаны руками княжеских крепостных.

Отрадное и Островки интересны не только прошлым. В Отрадном сейчас находится завод, выпускающий распределительные устройства, шины и другое электромеханическое оборудование для всех строящихся в стране крупных электростанций. А на самом большом из островков разместился Невский рыбозавод, занимающийся воспроизводством таких ценных пород рыбы, как лосось, форель, сиг.

После Островков наше судно проходит под Кузьминским мостом. Это — девятый, причем единственный вне пределов Ленинграда, мост через Неву. Рядом с ним раскинулась деревня Кузьминка. У моста большая история. Его постройку затеяло еще царское правительство, но в те времена были поставлены лишь опорные быки. Строительство моста было завершено только после революции. Первые поезда прошли по нему в 1940 году. В конце 1941 года, когда гитлеровские войска наступали на Ленинград, наши саперы вынуждены были взорвать мост. А в 1954 году по восстановленному Кузьминскому мосту снова открылось движение поездов.

Подымаясь выше по Неве, минуем Павлово — левобережный поселок, известный своим силикатным заводом. Мы приближаемся к местам, которые дороги всем, кто защищал город Ленина в минувшей войне. Это — Невская Дубровка.

Она стоит на правом берегу, примерно в шестидесяти километрах от устья реки. А напротив, на левом берегу, — чистое поле; здесь высится над братской могилой 12-метровый гранитный обелиск, увенчанный пятиконечной бронзовой звездой. Четверть века назад тут был знаменитый «Невский пятачок» — крохотный плацдарм, защита которого стала одной из ярких страниц героической обороны Ленинграда. «Пятачок» сыграл важную роль в прорыве блокады города.

Обильно полит кровью этот клочок невской земли, в нем и сейчас ржавеет металл, сеявший здесь когда-то смерть. Гитлеровцы обрушили на «пятачок» тысячи тонн снарядов и бомб, ввели в бой танки. Но сломить оборону советских воинов так и не смогли. Враг потерял около шести тысяч солдат и офицеров.

Невская Дубровка еще до войны была крупным рабочим поселком — в нем находились большой лесокомбинат, бумажная фабрика. Но во время боев от поселка почти ничего не осталось, и тем, кто поселился тут после войны, пришлось все строить заново. Не похожа нынешняя Дубровка на ту старую, довоенную: она разрослась и похорошела. Трудовая слава ее теперешних жителей не менее громкая, чем ратная слава ее защитников. Дубровский домостроительный комбинат выпускает добротные сборно-щитовые дома, мебель, древесностружечные и древесноволокнистые плиты. Эта продукция идет не только в города и села нашей страны, но и за границу.

В годы первой пятилетки в ленинградских, да и в центральных газетах нередко встречалось название: Невдубстрой. Это на левом берегу Невы, немного выше того места, где в дни войны был «Невский пятачок», строилась по плану ГОЭЛРО крупнейшая по тем временам тепловая электростанция — 8-я ГРЭС, названная позднее именем С. М. Кирова. Впрочем, она и теперь самая крупная в мире станция, работающая на фрезерном торфе.

Война нанесла станции тяжелые раны, однако уже в ноябре 1946 года она снова стала давать ток. С борта нашего теплохода хорошо видны и сама ГРЭС и выросший рядом с нею город Кировск, бывший рабочий поселок Невдубстрой. Этот город энергетиков и строителей — один из самых молодых в Ленинградской области.

После Кировска минуем небольшую пристань Марьино. Ее название навсегда вписано в историю Великой Отечественной войны. В районе этой пристани войска Ленинградского фронта в январе 1943 года форсировали Неву и сомкнулись с частями 2-й ударной армии Волховского фронта. Кольцо ленинградской блокады было прорвано. В память об этом событии у места форсирования реки поставлен обелиск.