Карта сайта

ВДОЛЬ НЕВСНИХ БЕРЕГОВ

У этого путешествия место старта и финиша одно и то же — Ленинград, Озерная пристань на Неве. Отправляемся в путь на белоснежном красавце теплоходе.

Большинство экскурсионно-туристских теплоходов, обслуживающих маршрут Ленинград—Астрахань, построено в Германской Демократической Республике, на судоверфи города Висмара. Это теплоходы «Г. В. Плеханов», «Генерал Ватутин», «Багратион», «Надежда Крупская», «Александр Попов» и другие. Все они созданы по проекту, разработанному ленинградскими конструкторами речных судов.

Они имеют весьма внушительные для речных судов размеры: длина — 96 метров, ширина — 14,3, а надстройка выше трехэтажного дома. Три дизеля мощностью по четыреста лошадиных сил каждый обеспечивают лайнеру надежность хода и скорость 24 километра в час.

В давние времена судовые капитаны любили хвалиться тем, что фарватер рек, по которым они плавают, знают, как свои пальцы. Конечно, и теперь фарватер знать надо, но сейчас у капитанов есть надежные и верные помощники — радиолокаторы и другие навигационные устройства, которыми оснащены теплоходы. Электронные «глаза» и «уши» позволяют уверенно водить корабли не только по рекам, но и по таким крупнейшим водоемам, как Ладожское и Онежское озера и волжские искусственные моря.

Каждое судно этой серии может принять на борт одновременно 343 пассажира — столько на нем спальных мест. Три прогулочные палубы, салоны для отдыха, библиотека, душевые, три ресторана, киноустановка — все это делает путешествие на таком теплоходе приятным и неутомительным. А путь от Ленинграда до Астрахани и обратно неблизкий — 7230 километров,

Немного найдется на свете рек, которые были бы так известны, как Нева. Ее история неотделима от истории русского и советского народов. В октябре 1917 года над Невой прозвучал выстрел «Авроры», возвестивший начало новой эпохи—эпохи коммунизма.

Нева — главная водная артерия города Ленина. Легендарный город-герой, «полнощных стран краса и диво», широко раскинулся по обоим берегам реки.

Нева — важнейшая часть уникальной транспортной системы, сделавшей Москву и Ленинград портами пяти морей.

Нева — первое и в течение многих веков единственное российское «окно в Европу». Сотни лет назад по Неве проходил великий путь «из варяг в греки», а позднее по ней плавали в заморские страны отважные новгородские купцы.

Вспомним слова Карла Маркса о том, что «ни одна великая нация никогда не существовала и не могла существовать в таком отдаленном от морей положении, в каком находилось первоначально государство Петра Великого. Россия не могла оставить устье Невы — естественный выход для продукции Северной России — в руках шведов... Петр в этом направлении, по крайней мере, завладел только тем, что было безусловно необходимо для естественного развития его страны».

Нева, наконец, — это источник вдохновения для многих и многих поэтов, писателей, композиторов, художников. Еще в школьные годы мы узнаем и на всю жизнь запоминаем бессмертные пушкинские строки, посвященные Неве.

Когда же и как «родилась» Нева? Окончательных ответов на эти вопросы ученые еще не дали, но вот что они говорят. Нева — река молодая. Очертания, близкие к современным, она приняла около двух тысяч лет назад. А вообще ее возраст примерно вдвое больше.

В ту далекую пору в земной коре происходили сложные геологические явления, в результате которых перестал существовать проток, соединявший древнее Ладожское озеро с Литориновым морем — предшественником моря Балтийского. Оказавшись запертым, озеро стало переполняться, вышло из берегов и затопило долину своего тогдашнего притока— реки Мги. Но и после этого уровень воды в озере продолжал повышаться, и вскоре она перехлестнула через узкий перешеек, который разделял долины рек Мги и Тосны, впадавшей в море. Из этого короткого, но полноводного потока, устремившегося к морю по долине Тосны, и образовалась Нева.

Одна из самых коротких рек мира — ее длина всего 74 километра — Нева в то же время удивительно полноводна. По своей водоносности она занимает шестое место среди рек Европы, уступая первенство лишь Волге, Дунаю, Печоре, Каме и Северной Двине. Нева проносит столько воды, сколько Днепр и Дон, вместе взятые.

Отличается Нева и завидным постоянством стока— на ней не бывает весенних разливов, она ничуть не мелеет летом. И только наводнения временами нарушают ее «державное теченье».

...Силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь, остервенясь,
На город кинулась...

Так писал А. С. Пушкин о самом грозном наводнении, случившемся на Неве в 1824 году, когда вода поднялась более чем на 4 метра выше ординара. А ровно через 100 лет разбушевавшаяся река снова вышла из гранитных берегов и хлынула на город. Последний раз стихия напомнила о себе 18 октября 1967 года. «Похозяйничавший» в этот день над Прибалтикой глубокий циклон нагнал в Неву столько воды, что ее уровень превысил ординар на 233 сантиметра. В результате некоторые улицы Ленинграда и его пригородов были затоплены. Но такие серьезные наводнения на Неве бывают не так уж часто, и не они определяют ее спокойный, величавый характер.