Карта сайта

МЕДРЕСЕ АБДУЛАЗИЗ-ХАНА (1652 год)

Медресе Адулазиз-хана занимает в среднеазиатской архитектуре особое место как по своему значению, так и по богатству художественной отделки.

Воздвигнутое против медресе Улугбека, оно составляет с ним один архитектурный ансамбль. Оба памятника, разделенные более чем двумя столетиями (1417 и 1652 годы), как бы соперничают между собой в архи-тектурно-художественном убранстве. Если медресе Улугбека отличается гармоничностью и строгостью форм и скромностью в отделке, то медресе Абдулазиз-хана утратило эту гармоничность и приняло преувеличенные формы и пышную роскошную декорировку. Две разные эпохи — тимуридов и аштарханидов — породили разные вкусы.

Портал-пештак Абдулазиз-хана поражает своей высотой и богатой наружной отделкой. В противоположность медресе Улугбека, в айване которого применены три постепенно снижающиеся арки, айван Абдулазиз-хана имеет многогранную форму и украшен свисающи-мися сталактитами. На его стенах коранические изречения заменены стихами светских поэтов.

Вместо скромного геометрического, астрального и растительного орнаментов здесь выступает более усложненный и пестрый орнамент. Имеются изображения китайского дракона и птицы Семург. В цветной гамма поливы изразцов выступают желтые тона. В художественной отделке стен двора и помещений выступают все декоративные приемы: резная и изразцовая мозаика, рельефная майолика, кирпичная мозаика, резьба по мрамору, роспись по ганчу, позолота («кундаль») и роспись клеевыми красками по штукатурке.

В медресе имеются две мечети — летняя во дворе и зимняя в западном углу входного коридора. Обе мечети отличаются исключительной роскошью в отделке исключительной роскошью в отделке стен и потолка (плафона). Большой интерес представляют стенные росписи жанровых рисунков, выполненные синей краской по белому фону в дарсхане (лекторий). Тут же показаны пейзажи с деревьями и беседками, напоминающие архитектуру Индии и Китая. В такой росписи следует усматривать прямое влияние этих стран, с которыми Бухара имела постоянные экономические и культурные связи. Незаконченная отделка памятника (отсутствие декора на левой стороне фасада и на правой половине двора) обьясняется тем, что во время от. сутствия Абдулазиз-хана произошел политический переворот и хан был свергнут с престола.

Медресе капитально реставрировано при участии народного мастера Усто Ширин Мурадова (1930 год).