Карта сайта

ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК - Часть 3

Овладев городом, монголы подвергли его разгрому и опустошению, а жителей обратили в рабов.

Во второй половине XIII века Бухара стала постепенно восстанавливаться. Путешественник итальянец Марко Поло, посетивший в то время Бухару, назвал ее «городом большого величия». Но все же народ не мог смириться со своим тяжелым положением и часто поднимал восстания против насилия монгольской власти и связанных с нею местных феодалов. Так, восстание ремесленников под предводительством Махмуда Тара-би (из селения Тараб) возникло одновременно в городе и его окрестностях. Оно было направлено не только против монголов, но и местных феодалов, которые непосильными налогами довели народные массы, крестьян и ремесленников до полной нищеты. Восставшие шли в бой с топорами и кетменями. В результате городская знать была изгнана. Однако впоследствии восстание было подавлено.

В 1370 году Бухара вошла в состав обширной империи Тимура и его преемников. Тимур после покорения ряда стран вывез оттуда искусных мастеров и много ценностей. При нем стали возводить монументальные сооружения в Самарканде и в родном его городе Шах-рисабзё, где до сих пор сохранились руины дворца Ак-Сарай. При Тимуре была восстановлена ирригационная сеть, проведены дороги, построены мосты. Развивались ремесла, торговля и прикладное искусство. Однако Бухара в тот период уже потеряла свое политическое значение, так как столицей империи Тимура стал город Самарканд. Тем не менее строительство в Бухаре не прекращалось, оно только приняло другое направление— ремонтировались древние здания, которые служили местами поклонения. К ним относятся постройки, возведенные до Тимура: мазар Чашма-Аюб, мечети Ма-гоки-Аттари и Намазгох.

На основании изучения археологического материала можно утверждать, что строительство в городе в XIV веке было довольно интенсивное. Во многих местах города обнаруживается типичная для того времени поливная терракота синего тона с характерной поливой.

В период правления внука Тимура — Улугбека Бухара становится культурным центром феодального мира. При Улугбеке были построены медресе в Бухаре, Самарканде и Гиждуване и астрономическая обсерватория около Самарканда.

В 1506 году Бухару завоевали шейбаниды — новая династия, образовавшаяся из оседлых и кочевых узбекских племен. В первые годы правления этой династии столицей оставался Самарканд. Со второй половины XVI века, при Абдулла-хане (1557—1598 гг.), Бухара стала политическим центром государства, за которым закрепилось название — Бухарское ханство.

В период правления шейбанидов отмечается значительный подъем экономики Бухарского ханства. Свидетельством экономического роста Бухары служат оставшиеся огромные постройки, возведенные в разные годы, в особенности во второй половине XVI века.

По главной торговой улице, проходившей от площади Ляби-хауз и Таки-Саррафан по направлению к Ре-гистану, были возведены пять базарных куполов, представлявших тип своеобразных пассажей. На улицах были устроены деревянные навесы (сободы), которые защищали от палящих лучей солнца. На площадях города возвышались мечети и медресе: Калян, Кош-медресе, Гаукушан, Кукельдаш и др. Территория города была обнесена крепостной стеной, имевшей в окружности около 12 километров; толщина стены составляла 5 метров, высота—10 метров.

Топография Бухары XVI века и позднего периода довольно хорошо изучена советскими учеными И. И. Умняковым и О. А. Сухаревой.

Во второй половине XVI века при шейбанидах большую роль играли джуйбарские шейхи, которые владели огромными землями в окрестностях Бухары (Чар-Ба-кер), Б этот период территория города значительно расширилась. Западная часть ее увеличилась за счет переноса городской стены на то место, где она сейчас находится.

В XVI веке оживилась торговля Бухары с Россией, Китаем, Индией и другими странами. Россия доставляла в Бухару металлические изделия, меха, обработанные кожи, воск, мед, деревянную посуду, зеркала, сукно и и пр. Из Бухары вывозились каракулевые шкурки, шелковые товары, шерсть, шелк-сырец, сушеные фрукты.

В 1595 году Бухарским ханством стала управлять новая династия — аштарханидов, названная по имени астраханских царей. При этой династии феодальные междоусобицы достигли высшей точки. К концу правления династии аштарханидов (XVIII век) Бухарское ханство утратило свое экономическое и культурное значение. Упадок экономики вызвал сокращение строительства. От этого периода в Бухаре не осталось сколько-нибудь значительных построек, за исключением медресе Чар Минар.

В 1740 году персидский царь Надир предпринял поход против Бухары. Покорив Бухарское ханство, он оставил в городе своего наместнике из местных феодалов — Мухаммед-Рахима. Последний вскоре объявил себя эмиром и основал новую династию — мангытскукю (1753—1920 гг.).

Период правления мангытов был самым мрачным а истории Бухары. Из центра феодальной культуры мусульманского Востока Бухара превратилась в центр религиозного мракобесия и политической реакции. В богословской литературе город стали называть «Бухара-и-Шериф», то есть «Священная (или «Благословенная») Бухара».

Если раньше в бухарских медресе изучали, кроме богословских наук, кое-какие светские науки, то теперь все это было запрещено. За прогрессивные идеи строго карали. Религиозное ханжество, обман и ложь процветали всюду. Эмирский двор морально разлагался. Чиновники и придворная знать проводили время в разврате; в упадок пришли ремесла, наука, искусство, поэзия. Феодальные войны стали постоянным явлением. Между отдельными правителями шли бесконечные распри и междоусобия. Сократилась торговля.

Бухарское ханство, еще недавно достигшее высокого экономического и культурного расцвета, пришло в упадок и начало разваливаться.