Карта сайта

ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК - Часть 2

В V веке н. э. Бухара вошла в состав государства эфталитов, столицей которого был город Пайкенд, расположенный в 40 километрах от Бухары.

В VII веке на историческую арену выступили арабы, которые в короткий срок завладели Ираном, Палестиной, Египтом и другими странами. В 709 году ярабы штурмом взяли город Бухару.

До завоевания арабами Бухара была крупным городом и культурным центром Средней Азии. Она имела экономические связи с Ираном, Индией, Китаем и другими странами. Арабские историки с этого времени подробно излагают историю города.

Тогдашняя Бухара занимала площадь около 30—35 гектаров. Центр ее находился в районе современного Таки-Заргаран (улица Коммунаров). Эта часть носила название шахристан (внутренний город) и была обнесена стеной с семью воротами. Границы бывшего шах-ристана можно и сейчас проследить по обрывам, образовавшимся из культурных наслоений за более чем двухтысячелетнее существование Бухары.

Планировка улиц шахристана была шахматной, что объясняется глубокой традицией, существовавшей на Востоке. Причем улицы располагались по странам света. Это и сейчас можно наблюдать на планировке современной Бухары, в районе купола Таки-Заргаран.

К западу от шахристана располагался Арк (крепость), или кухендиз, как он в то время назывался. Современная Колхозная улица отделяла шахристан от Арка с запада.

В Арке до завоевания арабами жили правители города — бухар-худаты. Овладев городом, арабы стали насильно вводить новую религию — ислам.

Распространение ислама было нелегким для арабов делом. Особенно противились этому простые земледельцы. Они решительно не хотели принимать — и не принимали — новой религии, которую тесно связывали со всей системой арабской эксплуатации. Ответом на арабизацию и пропаганду ислама были широкие народные движения. Движение, возникшее в Мавераннах-ре, известно как восстание Шарика.

Жители Бухары и ее окрестностей в 750—751 гг. подняли восстание против арабских завоевателей и местных феодалов. Во главе восстания стоял Шарик ибн-Шейх ал-Махри, по происхождению араб. Несмотря на героизм народных масс, восстание было подавлено.

Приблизительно через 20—25 лет после восстания Шарика Среднюю Азию, главным образом Согд, охватило восстание Муканны. Восстание против аббасидов возглавил Хашим ибн-Хаким (Муканна — в переводе «закрытый покрывалом»). Это восстание получило название «Движение людей в белых одеждах». Восставшие овладели окрестностями города Бухары и долго оборонялись. Народная легенда рассказывает, что когда лагерь был окружен врагом и не осталось ни малейшей надежды, Муканна разложил костер и бросился в него со своими единомышленниками.

Арабы, напуганные народным движением, стали привлекать к государственному управлению местную аристократию. В IX веке правителями Бухары стали крупные землевладельцы из Балха — саманиды, названные так по имени основателя династии Исмаила Самани. Образовалось обширное феодальное государство, занимавшее территорию почти всей Средней Азии, со столицей в Бухаре. Интенсивно развивались ремесла, торговля и культура Средней Азии. Особенно усилились торговые связи с русским государством. Об этом свидетельствуют обнаруженные саманидские монеты на всех речных путях, связывавших Киевское государство с Востоком.

Внешний облик самого города Бухары резко изменился. Значительно возросла численнность населения.

Вокруг шахристана появились новые кварталы, базары, мастерские. Историк Наршахи рассказывает о 'ом, что около Арка располагалась большая мастерская, в которой работали, по-видимому, рабы, жившие в чрезвычайно тяжелых условиях.

Не в лучшем положении находились и крестьяне. Из года в год увеличивались налоги и разные повинности. Население города и его окрестностей не раз поднимало восстание против своих угнетателей (87Д— 875 гг.).

В 967 году произошло восстание под руководством Абубакра. Бухара в то время вступила в период развития феодальных отношений. Город стал расчленяться и потерял свое территориальное единство; в нем можно было точно наметить три главные части: Арк (крепость), шахристан (внутренний город) и рабад (пригород). В административном центре города — Регистане находились диваны — глазные учреждения. Неподалеку от Регистана были расположены дворцы — дома царской фамилии (в местности Джуи-Мулиан), отличавшиеся большой роскошью. За пределами шахристана выросло предместье города, или рабад. Улицы были заселены по признаку профессиональной принадлежности их жителей.

Отдельные части рабада были обнесены стенами. Кроме того, вся территория города была защищена стеной, имевшей 11 ворот.

В X веке Бухара стала средоточием высокой феодальной культуры. Здесь находились многие ученые, известные всему миру, писатели, художники. Например, историк Наршахи (родившийся в районе Бухары), поэты Рудаки и Дакики, медик и математик, энциклопедист своего времени Абу Али ибн-Сина (Авиценна), историки ал-Белазури, ат-Табари, ибн-Мискавейх и др. Эти ученые внесли большой вклад в развитие мировой науки и культуры.

На месте купола Таки-Тильпак-фурушан находился книжный базар, по которому сам купол назывался Та-ки-Китаб-фурушан. Здесь продавались разные книги и рукописи.

В городе была огромная по тому времени библиотека. В своей автобиографии Абу Али ибн-Сина оставил нам ее описание. В библиотеке имелись каталоги, специальные хранилища для книг и т. д.

С 874 по 999 год в Бухаре правили саманиды. В з-от период здесь был сооружен памятник, пользующийся мировой известностью,— знаменитый мавзолей Исмаила Самани.

В 999 году Бухара была завоевана караханидами — пришельцами из Семиречья. Караханиды правили в Мавераннахре до It41 года. В 1141 году Бухару захватили новые кочевые племена — кара-китаи. Завоеватели, совместно с феодальной аристократией и духовенством (садрами), обложили население непосильными налогами и поборами. В 1206 году вспыхнуло восстание под предводительством бухарца Малика Санджара. Однако соседнее государство хорезмшахов, использовав создавшееся положение, своими силами подавило пришельцами из Семиречья. Караханиды правили в Мавераннахре до It41 года. В 1141 году Бухару захватили новые кочевые племена — кара-китаи. Завоеватели, совместно с феодальной аристократией и духовенством (садрами), обложили население непосильными налогами и поборами.

В 1206 году вспыхнуло восстание под предводительством бухарца Малика Санджара. Однако соседнее государство хорезмшахов, использовав создавшееся положение, своими силами подавило восстание и захватило Бухару. Хорезм в то время был одним из крупнейших государств Средней Азии, постепенно он овладел почти всей южной территорией нынешнего Узбекистана.

От эпохи караханидов сохранились древние памятники в городе: минарет Арслан-хана, мечеть Магоки-Аттари, мечеть Намазгох и мазар Чашма-Аюб. Самым замечательным из этих памятников является минарет Тимура стал город Самарканд. Тем не менее строительство в Бухаре не прекращалось, оно только приняло другое направление— ремонтировались древние здания, которые служили местами поклонения. К ним относятся постройки, возведенные до Тимура: мазар Чашма-Аюб, мечети Ма-гоки-Аттари и Намазгох.

На основании изучения археологического материала можно утверждать, что строительство в городе в XIV веке было довольно интенсивное. Во многих местах города обнаруживается типичная для того времени поливная терракота синего тона с характерной поливой.

В период правления внука Тимура — Улугбека Бухара становится культурным центром феодального мира. При Улугбеке были построены медресе в Бухаре, Самарканде и Гиждуване и астрономическая обсерватория около Самарканда.

В 1506 году Бухару завоевали шейбаниды — новая династия, образовавшаяся из оседлых и кочевых узбекских племен. В первые годы правления этой династии столицей оставался Самарканд. Со второй половины XVI века, при Абдулла-хане (1557—1598 гг.), Бухара стала политическим центром государства, за которым закрепилось название — Бухарское ханство.

В период правления шейбанидов отмечается значительный подъем экономики Бухарского ханства. Свидетельством экономического роста Бухары служат оставшиеся огромные постройки, возведенные в разные годы, в особенности во второй половине XVI века.

По главной торговой улице, проходившей от площади Ляби-хауз и Таки-Саррафан по направлению к Ре-гистану, были возведены пять базарных куполов, представлявших тип своеобразных пассажей. На улицах были устроены деревянные навесы (сободы), которые защи-
Арслан-хана. Он входит в состав интересного архитектурного комплекса — мечеть Калян, медресе Мири-Араб и медресе Амир (ныне областная библиотека).

Богатства оазиса Бухары (Согда) привлекли в начале XIII века внимание новых завоевателей — монголов. Под предводительством Чингиз-хана они захватили значительную часть Согда. В 1220 году Чингиз-хан из-за предательства местного духовенства и военачальников занял город. Но народные массы не сразу сдались. Патриоты засели в Арке и в течение 12 дней храбро защищались. Борьба прекратилась, когда иссякли последние силы защитников.