Карта сайта

КРАСА ДЕРЕВА НЕ ТУСКНЕЕТ - Часть 2

С востока к срубу церкви примыкает алтарная апсида, а с запада — обширная трапезная, с севера и юга когда-то были еще крытые галереи. Н О большом таланте древних зодчих говорит и тот факт, что они не просто повторили архитектурные формы, присущие строениям Русского Севера, они учли суровые климатические условия Азиатского Заполярья с его вечной мерзлотой. Они откопали землю на глубину 60 см и оленьим мхом-ягелем устлали дно котлована, сверху насыпали слой мелкой щепы и на эту подушку уложили, обожженные для долговечности, венцы сруба. Основание церкви засыпали с двух сторон илистым песком. В результате получилась изоляционная прослойка, которая не позволяла нагреваться воздуху и подтаивать земле под зданием. В противном случае могла произойти неравномерная осадка строения и деформация срубов. Потолок был устроен также по-особому — двойным, чтобы между настилами гулял сквознячок и высушивал древесину.

Церковь рублена из мелкослойной лиственницы, I известной своей прочностью. Памятник простоял в глухомани Заполярья 271 год, бревна за это время как бы окаменели и среди них всего лишь несколько требуют замены. Хорошей сохранности древесины способствовал и суровый арктический климат, который явно не по нраву жуч-кам-древоточцам и бактериям.

Уцелела, хотя и ветхая, но первозданная, кровля из I теса. Целы бочечное покрытие над алтарем, главки, обшитые лемехом. Лемех вытесан из лиственницы, в отличие I от осинового, распространенного в европейской части.

Академик А. П. Окладников отметил, что «лемехи шейки и главки делались с таким расчетом, чтобы южная (выпуклая) сторона годичных колец дерева приходилась внутрь обиваемой поверхности (шейки и главки). Лемех НЦ от времени коробился во внутреннюю сторону и как бы охватывал криволинейные поверхности, в то время как нижний тес на крыше церкви и трапезной укладывался выпуклой стороной годичных колец вверх, образуя тем самым со временем желобок, по которому стекала вода с крыши». Вот так была продумана каждая деталь.

В маленькие окна была вставлена слюда, кусочки которой найдены при раскопках. Это та самая светлая, полупрозрачная слюда — мусковит, которой славилась Русь еще в XVI в. Иностранцы называли ее московским стеклом и охотно покупали мусковит в России.

Низкие двери, возможно, утеплялись оленьей шкурой, как делают местные жители Крайнего Севера.

Зодчие большое внимание уделили художественной выразительности строения. При минимальных украшениях они достигли большого эстетического эффекта. Они сдвинули трапезную в одну сторону, так что стены церкви и трапезной слились, образуя сплошной фасад. С противоположной стороны выступающая часть трапезной отбрасывала тень, которая подчеркивала объемное решение сооружения. Несохранившаяся галерея шириной около полутора метров нависала над землей и придавала постройке определенную живописность. К тому же благодаря тени от нее, почва под галереей никогда не оттаивала, это исключало возможность неравномерной осадки.

Свес заостренной пиками тесовой кровли давал кружевную узорную тень на бревенчатых стенах и защищал их от частых здесь дождей. Основания барабанов и шеек глав украшали перистые воротнички из дощечек с такими же заостренными концами. Эти воротнички также имели защитные функции.

Как видите, талантливый зодчий Андрей Хабаров постоянно и во всем придерживался принципа: красота и польза неразрывны. Он добился того, что здание воспринимается как символ красоты. Все в нем поражает гармоничной слаженностью и соразмерностью частей и целого. От него веет эпическим спокойствием. Специалисты установили, что эта постройка едва ли не единственная в стране, дошедшая до наших дней без переделок. Она может быть эталоном при реставрации аналогичных памятников XVII столетия.

Вот эту замечательную церковь, простоявшую почти три века в лесотундре, предстояло переселить на новое место. Но как? До Новосибирска неблизко. Кругом лесотундра, тайга, бездорожье. Пришлось обратиться за помощью к авиаторам, речникам, морякам, железнодорожникам и автомобилистам. Работники всех видов транспорта приняли участие в спасении уникального памятника истории и архитектуры.

Вертолетчики виртуозно сняли шатер, остальное аккуратно разобрали по бревнышку, каждое промаркировали и на руках перенесли на берег Индигирки. Там погрузили на баржу, потом перегрузили на морское судно для грузов — лихтер, с него на железнодорожные платформы. Остатки колокольни доставили самолетом.

В Новосибирске каждое бревно, каждую деталь пропитали антисептиками, специальными составами защитили от огня и подготовили к сборке. Спасо-Зашиверская церковь станет ядром и жемчужиной будущего историко-архитектурного и этнографического музея под открытым небом. Для него уже определено место — совсем рядом с Новосибирским академгородком. Среди березовых рощ и лугов на территории в 40 га разместится более 200 различных памятников прошлого.

Этот музей может стать единственным в своем роде, так как здесь решено проследить преемственность поколений народов Сибири от палеолита до середины прошлого века. Археологические находки свидетельствуют, что самый первый человек в Сибири появился 600—700 тысяч лет назад. Кому же не интересно увидеть, в каких жилищах жил этот человек, что его окружало?

На огромной территории от восточных склонов Урала до Яблоневого хребта живут представители различных языковых групп, каждая из которых имеет свою историческую судьбу. За четыре века русские стали также коренным населением, оказавшим большое влияние на культуру народов Сибири. Создаваемый музей расскажет не только о развитии культуры во времени, но и о культуре народов, населяющих Сибирь. Предусматривается создание трех зон музея.

В первой, археологической, будут представлены жилища древнего человека: землянки, полуземлянки, шалаши. В 1936 г. на высоком берегу Ангары у села Буреть было обнаружено поселение древнекаменного века. Судя по остаткам, жилища были полуподземными. Овальные ямы глубиной около 1 метра окружали вкопанные столбы из бивней и бедренных костей мамонта. В качестве строительного материала человек использовал то, что было под рукой и не требовало дополнительной трудоемкой обработки. Крыши он остроумно сделал из мощных, переплетенных рогов северного оленя, получились красивые ажурные купола. Сверху каркасы жилища он покрывал шкурами. Такие полуземлянки служили надежным убежищем.

Внутри этих жилищ их обитатели проводили долгую полярную ночь. Женщины готовили пищу и вели хозяйство. Мужчины, возвращаясь с охоты, чинили свое снаряжение и всевозможную утварь, выделывали различные художественные изделия из бивня мамонта и моржового клыка. В Бурети нашли костяную статуэтку женщины. Она изображена в одежде, напоминающей комбинезон. На голове женщины — капор с меховой опушкой. Такая одежда выдержала испытание временем и в наши дни пользуется не меньшей популярностью, чем тысячелетия назад. Здесь, в этом же секторе, можно будет познакомиться с «каменными бабами» — своеобразной скульптурой и рисунками древних художников.

Во второй зоне музея будут экспонироваться постройки из дерева, прутьев, коры, шкур животных и войлока, предметы домашнего обихода, украшения, одежды коренных сибирских народов: хантов, бурят, якутов, ногайцев, орочей, коряков.

В третьей зоне, посвященной народному зодчеству, будут показаны наряду с памятниками из древнего За-шиверска, избы конца XIX в., принадлежавшие потомкам первых русских землепроходцев, двухэтажные амбары,* бани, ветряные мельницы, две башни Юильского городка с притока Казыма. Это, очевидно, самые древние русские постройки в Западной Сибири.

Уже более 20 лет экспедиции Института истории, филологии и философии Сибирского отделения АН СССР собирают материальные свидетельства истории Сибири. Поиск экспонатов ведут также экспедиции многих вузов,
краеведческих музеев, школьники. Именно школьникам принадлежит находка одного из шести колоколов XVII в. с Зашиверской колокольни. Ребята обнаружили его среди металлолома в Чокурдахе. Второй колокол отыскался в другом поселке — Дружине.

После того как жители покинули город Зашиверск, все церковное имущество, как свидетельствуют документы, на плотах переправили в новую Индигирскую церковь. Что стало с ним дальше, неизвестно. И вот теперь два колокола найдены. Когда закончится восстановление колокольни, они займут на ней свои места. И кто знает, может, юным краеведам посчастливится и они найдут что-нибудь еще из сокровищ Зашиверска.

Недалек тот час, когда перед нами предстанет в новом музее сама история могучей и мужественной Сибири. В нем можно будет проследить воочию связь времен. Познав героическое прошлое, нам легче будет увидеть героическое настоящее и будущее необъятного края — Сибири. Не случайно, величайшие свершения, происходящие здесь сегодня, академик А. П. Окладников назвал третьим открытием Сибири.