Карта сайта

КРАСА ДЕРЕВА НЕ ТУСКНЕЕТ

У нас под ногой распростерлась Сибирь
Косматою шкурой медвежьей.

Дм. Кедрин

Как-то, совершая полеты над бескрайней лесотундрой, якутские авиаторы обнаружили в районе Индигирки, в совершенно безлюдном месте, одиноко стоящую деревянную церковь. Среди диких скал и бурных, кипящих вод реки она казалась сказочным видением. Сложенная из потемневших от времени толстых бревен, церковь стройным шатром устремлялась ввысь, будто хотела взлететь.

О своей находке пилоты сообщили в Сибирское отделение Академии наук СССР, и там сразу же стали готовить экспедицию на далекую Индигирку. Летом 1969 г. группа специалистов из Института истории, филологии и философии под руководством академика Алексея Павловича Окладникова отправилась в путь.

Прильнув к иллюминаторам вертолета, участники экспедиции увидели широкий мыс, который, словно коровий язык, врезался в воды реки. На ровной площадке среди ярко-зеленых трав, багульника и мхов, среди горящих радугой цветов стояло прекрасное здание церкви. Сомнений не было, ученые прибыли в некогда существовавший и в XIX столетии исчезнувший с лица земли заполярный город Зашиверск.

О церкви Спаса в Зашиверске специалисты знали давно. Ею восхищался лицейский товарищ А. С. Пушкина Федор Матюшкин. Он дважды, в 1820 и 1824 гг., побывал в заполярном городе и даже зарисовал церковь. Видели и были потрясены красотой памятника архитектуры и многие другие путешественники. В наше время об этом храме почти не вспоминали, так как считали его погибшим. Этому мнению способствовала трагическая история горо-да-крепости.
Он был основан в 1639 г. за порогами — шиверами своенравной Индигирки, отсюда и название Зашиверск. Возникновение крепости связано с освоением русскими Сибири, когда по всей обширной территории было создано много опорных пунктов, таких, как Верхоянск, Охотск, Удинский острог и другие. Зашиверск начинал свою историю с небольшого зимовья, базы для сбора ясака — налога с местного населения. Ясак обычно брали пушниной и для ее хранения строили амбары, а для охраны ценностей содержался постоянный гарнизон из казаков.

Гарнизон, а также служилые люди размещались в том же зимовье. По своему географическому положению Зашиверск занимал центральное место среди новых острогов и зимовий на севере Якутии. Через него шли экспедиции на север Азии. Здесь они отдыхали, пополняли запасы продовольствия и Продолжали путь. В начале 40-х годов XVII в. в этой крепости останавливался отряд Дежнева.

Очень скоро Зашиверск стал острогом — крупным по тем временам административным и торговым центром. В 1733 г. население острога насчитывало 182 человека, а рядом за стенами поселились якуты, юкагиры и другие.

Некоторое время острог носил статус города. Население его увеличилось до 500 жителей. Особенно оживленно становилось в Зашиверске летом, когда там проходили ярмарки. На них съезжались кочевавшие в лесотундре и тундре местные племена и русские купцы. Русские привозили топоры, ножи, медные котлы и чайники, бисер, ткани, табак, муку, сахар. Коренное население — меха белок, соболей, лисиц, колонков, горностаев, бивни мамонтов. Ярмарки сопровождались играми, песнями, плясками.

Из сохранившихся документов известно, что в заши-верском отряде были уроженцы Великого Устюга, Мезени, Пинеги, Холмогор. Они-то и построили крепость в традициях Севера. Со знанием дела выбрали среди дикой природы место для будущего острога. С трех сторон его защищала от возможного нападения вода. От холодных ветров поселение укрывала гора, а красота местной природы, вероятно, напоминала северянам их родные края и будила приятные воспоминания.

Острог обнесли бревенчатыми стенами с башнями и двумя воротами. Стены состояли из городней, т. е. срубов, размерами 6 на 1,2 метра, стоящих вплотную один к другому. Городни засыпали внутри землей, некоторые оставили незасыпанными и использовали как амбары. Одни ворота устроили в дозорной башне, она же служила и колокольней. С двух сторон к ней примыкали пристройки. Возможно, это были провиантские и соляные амбары, а может быть, в одной размещалась стража, а во второй принимали через окно ясак, не впуская плативших его в крепость. Внутри острога срубили избы, амбары, косторезную мастерскую и как заключительный аккорд — соорудили шатровую церковь. Но построили ее не отдельно стоящей, а в створе со стеной. Этот прием планировки отличает Зашиверскую крепость от других. Церковь стала продолжением стены и потому выполняла роль не только культового сооружения, но и оборонного. В ней укрывались жители в тяжелые времена, и она принимала на себя удары неприятеля. На стенах ее до сих пор сохранились следы стрел и свинцовых пуль.

После кратковременного расцвета города начался его упадок. Кочевое население уходило на Колыму и к Охотскому морю. Мехов в Зашиверск поступало все меньше и меньше, и он с каждым днем терял свое экономическое значение. В начале XIX в. в нем проживало всего 120— 130 жителей и насчитывалось 7 дворов.

А потом, в 1863 г., произошло самое страшное: в одночасье вымер весь город от черной оспы. Те, кто уцелел, бежали из Зашиверска; обходили «зачумленный» город стороной все, кто знал его трагедию.

Время безжалостно уничтожило почти все, сохранив лишь чудо-церковь, полуразвалившуюся колокольню да несколько истлевших срубов. У членов экспедиции возникло естественное чувство страха: а вдруг этот единственный в своем роде памятник народного зодчества погибнет здесь без надзора? Его нельзя было оставить на месте. От случайной искры, от руки современных вандалов, а такие, к сожалению, еще имеются (участники экспедиции обнаружили следы недавнего костра на полу церкви), мог сгореть бесценный дар наших прадедов, и мы никогда не увидели бы этой жемчужины деревянной архитектуры. Одна страница нашей истории была бы утеряна, ибо гибель подобных памятников невосполнима. Так возникла мысль о создании музея под открытым небом в Новосибирске, куда следовало перевезти уникальный памятник.

Летом 1971 г. к месту находки отправилась новая экспедиция. Она должна была произвести археологические раскопки, сделать чертежи, обмеры, фотографии памятника, описать все, что будет найдено, и затем подготовить строения к перевозке в Новосибирск.

Работа предстояла нелегкая. Надо сказать, что раскопки в Арктике это совсем не то, что, положим, раскопки в средней полосе России. Здесь на глубине 20—30 сантиметров почва твердая как камень, поэтому приходится преодолевать вечную мерзлоту и к тому же бороться с одолевающими комарами и гнусом.

Под слоем мха и ила в вечной мерзлоте тундры они обнаружили основание рубленой стены, фундаменты и полы еще двух крепостных башен. Археологи увидели следы пожара, который когда-то уничтожил часть стен острога.

По преданиям, Спасская церковь была построена в 1700 г. местным жителем Андреем Хабаровым. Нам почти ничего не известно о замечательном зодчем, но, если хорошо всмотреться в это редчайшее здание, оно поведает нам, что Андрей Хабаров и его товарищи были большими мастерами своего дела. Они отлично знали традиции древнерусского деревянного зодчества. По своей архитектуре церковь напоминает храмы Московской Руси. Высокий стройный шатер с главкой венчает здание, состоящее из сравнительно узкого четверика, переходящего в восьмерик.