Карта сайта

МНОГИМИ КРАСОТАМИ ТЫ НАС ДИВИШЬ... - Часть 3

Сегодня деревянные расписные ложки и всевозможная посуда изготовляются на нескольких фабриках Горь-ковской области. Их продукция известна под названием «золотой хохломы». Слава этого промысла давно уже перешагнула границы нашей страны. Много изделий идет на экспорт. Спрос на них так велик, что до сих пор его не могут удовлетворить полностью. Секрет воздействия хохломы, очевидно, в большом мастерстве художников и необыкновенной колористической прелести этих вещей.

В панораму музея хорошо вписывается Покровская церковь из села Зеленово, построенная в 1794 г. В ней развернута выставка материалов (фотографий, планов, документов) по итогам экспедиций, проводившихся в последние годы на территории Горьковской области. При тщательном обследовании крестьянских построек прошлого были отобраны строения, которые, по мнению авторитетных специалистов, представляют ценность как памятники народного зодчества и памятники истории. Их постепенно будут перевозить, реставрировать и устанавливать на территории музея. Предполагается собрать в музее до 250 строений из всех уголков области.

Народная архитектура этих мест интересна тем, что здесь можно встретить типы жилищ, характерные для различных районов страны. Сказалось прежде всего географическое положение. Низменное Заволжье сменяется холмистым правобережьем, далее следуют равнинные районы. Здесь соседствуют тайга, лесостепи и степи. Различен климат этих мест, различна и архитектура сел и деревень. Влияние на архитектуру оказала также миграция населения. С давних пор сходились в Нижнем Новгороде торговые водные и сухопутные дороги, оседали тут люди со всех концов страны и строились так, как принято было в родных местах.

Малоземелье и отсталая техника сельского хозяйства в XIX в. не обеспечивали жизненных потребностей крестьян, поэтому мужское население уходило на заработки в город. Там крестьяне перенимали черты городского быта, обогащали технику своего ремесла и переносили их в деревню. Это также сказалось на народной архитектуре. В перспективе в музее будут показаны все типы жилищ.

Мы побывали с вами в северо-западной зоне музея. В настоящее время возводится огромная усадьба Павловой из деревни Раково в северном секторе музея. Уже собран крытый двор со стойлами для скота, со взвозом и двумя воротами. Такой двор можно проехать на подводе насквозь и можно въехать на сеновал второго этажа. Готовится к переезду на новое местожительство и двухэтажный дом этой усадьбы.

В музее будут воссозданы и другие районы области. Разнообразие рельефа музейной территории позволит разместить строения в условиях, близких к естественным. Один сектор будет отделяться от другого зелеными перелесками, что создаст полное ощущение нескольких реально существующих деревенек с их архитектурными особенностями, своеобразием быта и уклада жизни.

Ручей, протекающий по участку и существующая земляная плотина оказались очень кстати, для того чтобы показать водяную мельницу, и не просто показать здание с механизмами, а представить мельницу в работе. Сегодня еще не журчит вода и не крутит колеса, но хороню подогнанные механизмы, по заключению мастеров, могут работать. Для этого осталось подвести по специальному лотку воду. Она должна поступать на нижние лопасти колеса. Такой тип мельницы в народе называли подливухой.

На этой мельнице можно было производить три операции: молоть зерно, обдирать крупу и щипать кровельную щепу. Щеподральный станок установлен снаружи рядом с лотком, подводящим воду. Энергия воды повышала производительность труда при изготовлении щепы для покрытий изб и других строений.

Внутри мельницы установлены жернова и ступы с пестами. Мельница просторная, светлая, сработанная из добротного леса. За свою трудовую жизнь древесина так впитала в себя мучные запахи, что и сегодня в ней стоит особый мельничный аромат. Так и кажется, что сейчас заскрипят огромные шестерни, медленно повернут деревянный вал и начнется таинственное действо.

Надо сказать, что в народе мельницы всегда были окружены тайной. В сказках и преданиях ведьмы, черти и другая нечисть жили на мельницах. Даже сами мельничные строения народная фантазия наделяла чудесными свойствами. Так, избушка ветряной мельницы превратилась в избушку на курьих ножках. Стоит на пригорке высокий ветряк-толчея. Вся конструкция: сруб, могучие крылья, вал, шестерни, ступы и песты держатся на одном массивном столбе, глубоко врытом в землю, — вот вам и курья ножка. Чтобы ветряк работал, необходимо крылья подставить ветру, повернув весь сруб вокруг оси с помощью бревна-воротила. И если попросить подобно сказочному герою: «Избушка, избушка! Оборотись к лесу задом, ко мне передом», — она, возможно, повернется.

А вспомните: «Баба Яга — костяная нога, в ступе едет, пестом упирается, помелом след заметает». Все атрибуты Бабы Яги имелись на любой мельнице. Выдумывали «страшные» и немного наивные сказки, очевидно, мужики на мельнице, коротая время в ожидании готовой продукции. Возвращались домой с новой байкой, рассказывали. Женщины охали и крестились, ребятишки слушали затаив дыхание и, хоть было жутковато, требовали все новых и новых сказок.

А потом вырастали ребята, становились мастеровыми: кто плотником, кто резчиком, кто иным ремеслом занимался. За делом мастер вспоминал слышанные в детстве красивые сказки и из-под его рук выходили дивные вещи. На резных досках изб, на прялках, детских стульчиках, всевозможной утвари и посуде оживали сказочные персонажи, диковинные звери и птицы, расцветали невиданные цветы и вырастали заморские деревья. Здешняя природа, чащоба лесов и омуты рек и озер, старые мельницы способны расшевелить фантазию у каждого человека. Вот и появлялись на свет вместе с поэтичными сказками замечательные произведения прикладного искусства, которые волнуют нас и сегодня.

Как не вспомнить при этом слова из удивительного поэтического произведения «Слово о погибели Русской земли», написанного еще в XIII столетии: «О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными...»