Карта сайта

ЩЕДРОСТЬ ЛЕСА

Только жаль, что матушка-природа
За себя не может постоять.

Я. Вохменцев

При обилии дерева на Руси его всегда применяли для строительства и других целей очень рационально, с учетом свойств и качеств древесины. К примеру, дуб не боится воды. Поэтому из- него делали срубы колодцев, сваи под здания. Всемирно известная колокольня «Иван Великий» Московского Кремля уже более 500 лет стоит на дубовых сваях. Петр I строил корабли русского флота также из дуба и сосны.

Сосна была и остается самой распространенной древесной породой на территории РСФСР. Высокая, гладкоствольная, смолистая, она широко применялась в строительстве всевозможных сооружений.

По своим качествам близка сосне лиственница. Она более устойчива к сырости, поэтому из нее старались сложить хотя бы нижние венцы, если не было возможности построить из этого дерева здание целиком.

Ель хуже других древесных пород сопротивляется влаге, ее предпочитали использовать для внутренней отделки. Из-за удивительных «музыкальных способностей» ель применяли для изготовления скрипок, гитар и других музыкальных инструментов.

Осина наиболее известна как порода, дающая лучший лемех для покрытий, не поддающийся ни дождям, ни ветрам, ни зною. Осина, обветренная, омытая дождями, обретает вид благородного серебра, и народ умело использовал это качество дерева. Терпеливо топором вытесывалась замечательная кровля, похожая на кольчугу. Но из осины также рубили срубы, делали столы, лавки, полати, настилали полы, гнули ободья для колес.

Липа особенно хороша для столярных и мебельных работ. Белая, легкая, мягкая древесина липы при высыхании не коробится и не трескается. Она не крошится и легко режется вдоль и поперек волокон. Лучшего материала для резьбы не сыскать. Золотым веком для липы были XVII и XVIII столетия, когда церкви, дворцы знати, мебель великолепно декорировали изумительными по мастерству резными орнаментами.

А простой народ ценил липу за то, что она его обувала. Не было лучше обуви, чем лапти-. В пору пахоты, сенокоса, уборки крестьянин в поле от зари до зари. В лю-•бых сапогах ноги к вечеру просто «гудят». Ничего подобного не происходило, если на ногах были лапти: легкие, удобные, непромокаемые. Одно плохо — непрочные. Идет крестьянин в город, непременно несет в руках запасные лапти. За год крестьянин изнашивал более 20 пар лаптей. Чтобы сплести пару, требовалось ободрать кору с 4 5 молодых лип. Плели лапти долгими зимними вечерами. Некоторые плели и на продажу. Продавая их, торговки зазывали: «Моими лаптями хоть щи хлебай» — стало быть, гарантировали водонепроницаемость. Или: «Гуляй, Матвей, не жалей лаптей, батька лыка надерет — лапти новые сплетет».

Из липовой коры также делали рогожи, кули, веревки, мочала. О липе еще можно говорить как о дереве-лекаре. В народной медицине широко применяли липовый чай из цветов и целебный липовый мед.

Но, пожалуй, больше всего на Руси любили березу. «Во поле березонька стояла, во поле кудрявая стояла» — прекрасный песенный сувенир оставили нам наши предки. Этот образ и поныне находит отклик в русской душе.

В рязанской стороне загадывали загадку: «Стоит дерево, цветом зелено, а в этом дереве четыре угодья: первое — больным исцеление; второе, от теми свет; третье, дряхлых, хилых пеленанье; а четвертое, людям колодец?». Ответ простой — обыкновенная белоствольная красавица береза. Пошли в баню попариться да хворь изгнать и прихватили с собой березовый веник — вот и исцеление больному. Вечером запалили лучину — избавились от тьмы. Тепло в доме также от березовых дровишек. Треснутые глиняные горшки связывали или пеленали берестой и они служили еще долгое время. А жажду утоляли березовым соком. Древесина березы также широко применялась в строительстве и декоративном искусстве.

Россию часто называли лесной страной, и это не случайно. Леса покрывали ее огромные пространства. Лес давал не только дешевую древесину. Он в широком смысле был кормильцем и поильцем. Охотника он кормил «звериным промыслом», земледельца — лесными угодьями и бортничеством, ремесленника — различными ремеслами, связанными с использованием дерева.

Наблюдая за жизнью леса, человек подмечал изменения природы, которые происходят в связи со сменой времен года. Начало полевых работ он определял по набуханию почек, появлению листвы, цветению. По приметам он знал, когда надо косить, убирать хлеба и овощи.

Лес укрывал от врагов, для чего из поваленных деревьев устраивали засеки, из дерева возводили стены и башни крепостей и острогов. Из глубины веков дошел до нас такой случай: в 1175 г. во время княжеских междоусобиц из Москвы и Владимира навстречу друг другу вышли два войска. Но сражения не произошло, так как воины заблудились в лесных чащах и разминулись.