Карта сайта

НА КУРЬИХ НОЖКАХ - Часть 2

По свидетельству иноземного путешественника Рей-тенфельса москвитяне в XVII столетии посещали баню после завершения всех дел, как правило, раз, а иные даже два-три раза в неделю.

Надо сказать, что иностранцев восхищала русская баня. В 1791 г. в Москве вышла книга Антонио Нуньес Риберо Санчеса «О парных российских банях, поелику споспешествуют они здравия...». Ее автор испанский врач. Он много лет жил в России и мог считать себя специалистом в банном вопросе. Книга имела большой успех, особенно в Западной Европе. Подобные бани после этого начали строить во Франции, Германии, Англии, Голландии и других странах.

Известно, что на Руси парились до изнеможения, до стона хлестались березовым или дубовым веничком, а потом выбегали на воздух. Летом окунались в пруд или речку, а зимой катались по снегу или обливались холодной водой.

Отмытые, распаренные, в чистых рубахах, бодрые и довольные возвращались мужики из банек, стоящих на отлете, в свои избы.

За многовековую историю русская баня почти не изменилась, настолько все в ней рационально. Как и встарь, попариться мы взбираемся на деревянный полок. Чтобы пар был «вкусным», знатоки поддают на камни воду с добавлением мяты, липового цвета, хвои, ромашки, крапивы, меда, кваса и других «отдушек». Словом, кому что нравится. И, как прежде, в бане не обойтись без веника, чтобы помассировать как следует тело.

Баню на Руси любили и ценили, особенно за ее лечебные свойства. Еще в давние времена заметили, что, попарившись, человек избавляется от многих хворей: от простуды, лишнего веса и других недугов. Отношение к бане выразилось в поговорках. Их множество: «Пар костей не ломит», «Баня мать вторая», «Баня парит, баня правит», «Коли б не баня, все б мы пропали», «Баня без пару, что щи без навару».

А еще прежде говаривали: «Баня все грехи смоет». В это свято верил царь Алексей Михайлович. В 1672 г. в селе Преображенском под Москвой была построена Комедийная хоромина — театр и дано первое представление. Как известно, церковь подобного рода развлечения не одобряла, видела в них бесовское начало и объявляла театральные действа греховным делом. Царь же, напротив, был в восторге от театра и заставлял играть для себя по нескольку пьес в день, но после каждого спектакля шел в баню, чтобы очиститься от греха.

В наше время наукой доказано благотворное влияние парной на организм человека. Систематические, один раз в неделю, посещения бани отлично закаливают организм, повышают его защитные силы. Тому, кто хоть раз побывал в бане, знакомо ощущение необыкновенной легкости и бодрости после «парилки». Вот что пишет о русской бане поэт С. Островой в стихотворении «Моя поликлиника»:

Ну а чтобы совсем не стариться,
Чтобы силой не обнищать,
В баньке русской люблю попариться,
Чтобы начал полок трещать.
Чтобы веник меня охаживал,
Чтоб ходил по спине парок,
Все бы хворости выпроваживал,
Гнал их запросто за порог.

Доктора считают, что практически всем здоровым людям баня пойдет на пользу. Однако при некоторых заболеваниях тепловые процедуры противопоказаны. Поэтому, прежде чем отправиться в первый раз в парную, необходимо посоветоваться с врачом.

Организаторы Костромского музея под открытым небом создали на берегу Волги собирательный образ села прошлого века. Вдоль улицы встали крестьянские дворы. Дом из деревни Аристиха напоминает нам о вековых могучих костромских лесах: стены избы рублены из бревен, диаметр которых более полуметра. На фасад от земли до конька понадобилось всего лишь 17 бревен.

Наиболее распространенной породой дерева была сосна, из которой сложена эта изба. Росли вдоль Волги и Костромки также и дубы. Веками вода подмывала берега, и зеленые великаны метровой толщины оказались погребенными под слоем песка и глины. Время и условия хранения сделали древесину черной и прочной как камень. Так возникли залежи мореного дуба, редкого отделочного материала. В 30-е годы его использовали для фтделки некоторых станций московского метрополитена.

Лес давал человеку жилье, пищу, тепло. Недаром в пословице говорится: «Возле леса жить — голода не видеть». Действительно, лес помогал прокормиться, поскольку позволял заниматься многими ремеслами, связанными с обработкой древесины. Так, из наружной части коры березы — бересты — выделывали туеса, короба, лукошки, обувь, сумки. В древности на бересте писали письма и грамоты.

Березовая кора привлекала мастеров народного искусства своей ослепительной белизной. С обратной стороны оца желтоватая, бархатистая, очень похожая на хорошо выделанную замшу. При обработке береста сохраняет мягкость, бархатистость, гибкость и удивительную прочность, что позволяет делать из нее сосуды для жидкостей. Когда-то в них хранили молоко, мед и другие продукты.

Изделия из бересты часто декорировали той же берестой. Например, цилиндрический туесок окаймляли по верхнему краю берестяной накладкой с мелкими зубчиками. Береста Хорошо воспринимает тиснение и этот способ украшения также широко использовался народными умельцами. Получались как бы гравированные рисунки на бересте. В Архангельской и Вологодской областях берестяные изделия расписывали красками, изображали цветы, ветки, птиц. Результатом стали высокохудожественные произведения народного искусства, которые до сих пор занимают достойное место в музеях. В наше время изделия из бересты утратили свое утилитарное назначение. Теперь они выполняют в основном декоративную функцию, стали предметами украшения, способными, как по волшебству, оживить комнату, внести в дом улыбку.

Замечательные вещи умеет делать из лычек бересты жительница Костромы В. Е. Шантырева. На выставке ее работ забавные игрушки, сувенирные лапотки, хлебни .ы, тарелки, коробки, шкатулки, корзиночки. Все это неизменно вызывает восхищение посетителей. Выставка развернута в летней горнице избы, построенной в первой половине XIX столетия в деревне Вашкино.

По фасаду дома расположены три окна. Одно косяща-тое в центре, а по бокам — маленькие волоковые оконца. Почти все избы Верхнего Поволжья имели в прошлом такой вид. Окно в центре, по своим пропорциям близкое к квадрату, обрамленное наличниками со ставнями, получило еще одно имя — красное, т. е. красивое.

В другой избе воссоздана обстановка жилища ремесленника-гончара. Слева от входа, как водится, — большая русская печь, за ней место хозяйки — своеобразная кухня. Место хозяина справа от входа, где стоит его гончарный круг. Здесь в ловких руках мастера простая глина превращалась в замечательную посуду. Вот она стоит рядом на полках и лавках вдоль стен.

Выставка гончарных изделий, организованная в горнице этой избы, знакомит нас с одним из древнейших ремесел. Едва научился человек пользоваться огнем, он сразу придумал глиняный горшок. Издревле на Руси в обыкновенном глиняном горшке готовили вкусные каши. А какое топленое молоко с толстой золотистой пенкой получается в такой посуде, неказистой на вид! По форме и размерам встречаются горшки самые разные: с ручками и без них, кринки, кувшины, или, как их называли встарь, «кукшины», бутылки-кубышки, жбаны, корчаги.

Часто такую посуду делали внутри обливной. Снаружи ее расписывали, а иногда лощили, да так, что поверхность приобретала ровный металлический блеск. Изумительную посуду из черной глины выделывают и в наши дни умельцы села Казаринова Горьковской области. Она похожа на металлическую и даже звенит. Но самое главное, в ней долго не портятся продукты и она не держит запаха.

Горшки использовались не только для приготовления пищи, но и для хранения всевозможных продуктов. Так, иногда в больших корчагах держали зерно, живописцы хранили краски в глиняных кувшинах. Любили в старину прятать денежные сбережения в кубышку, т. е. глиняный горшок с высоким узким горлышком, удобный для хранения монет. Археологи по сей день находят клады разных эпох в глиняных кубышках. При проходке первой очереди московского метро на проспекте Маркса в двух древних колодцах нашли 13 кувшинов, в которых когда-то носили воду. А в колодце недалеко от Покровских ворот был найден кувшин вместимостью более 10 литров!