Карта сайта

ОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА

Не привыкайте к чудесам,— Дивитесь им, дивитесь!

В. Шефнер

Своим происхождением Коломенское обязано жителям разоренной ханом Батыем Коломны. Они основали новое поселение вблизи Москвы на высоком берегу реки. И стали их называть коломненскими, букву «н» в середине слова чаще всего не проговаривали, и таким образом село стало Коломенским.

Есть и другое объяснение этого названия. Считают, что Коломенское происходит от «коло», что означало «окружность», «около», — вокруг, окрест, неподалеку. Стало быть, «Коломенское» значит «расположенное около, вблизи Москвы».

История села давняя и богатая событиями, она неразрывно связана со столицей. В 1380 г. великий князь Дмитрий Донской, возвращаясь с Куликова поля, останавливался в Коломенском, и село радовалось победе русского оружия вместе с Москвой. Вместе с ней село страдало от вражеских набегов. Три недели стоял здесь лагерем золо тоордынский хан Едигей в 1408 г. и ушел лишь после того, как получил богатый откуп москвичей.

В начале XVII в. Коломенское стало свидетелем крупных антиправительственных выступлений. В нем был лагерь восставших крестьян во главе с И. И. Болотниковым. Сюда же в 1662 г. шла московская беднота искать у царя управы на ненавистных бояр и требовать отмены медных денег, а нашла для себя избиение, пытки, виселицы. Тем же, кому была оставлена жизнь, выжгли каленым железом на лице букву «Б», что значило «бунтовщик». Это событие вошло в историю как «медный бунт».

Обо всех событиях могли бы поведать старожилы Коломенского — дубы, если бы они умели говорить. Считается, что деревьям по 600—800 лет. Значит, эти ветераны помнят Дмитрия Донского, Ивана Грозного, а при Петре I они были уже совсем взрослыми дубами. Как сообщалось в ноябрьском выпуске сборника «Старые годы» за 1913 г., под одним из дубов Никита Зотов обучал в летнее время грамоте юного Петра I. Сейчас деревья совсем состарились. Их увечья, нанесенные молниями и непогодой, дупла пришлось закрыть специальными металлическими накладками. И все же каждую весну они радуют нас появлением молодых зеленых листочков.

С «легкой руки» отца Петра I, царя Алексея Михайловича, пошло, говорят, выражение «коломенская верста». Царь по дороге в свою вотчину распорядился установить высокие, заметные верстовые столбы, к тому же поставленные друг от друга более чем на версту. Так и стали называть длинную версту коломенской.

В XVI—XVII столетиях село превратилось в излюбленную загородную резиденцию московских царей, и это сразу сказалось на его застройке. В 1532 г. на высоком берегу Москвы-реки был построен великолепный храм Вознесения, очень напоминающий своим шатровым завершением деревянные церкви.

Этот храм был самой высокой постройкой не только ансамбля, но и Москвы того времени.Стройный столп взметнулся ввысь на 62 метра. Шедевр мирового зодчества, он сочетает в себе монументальность и динамичность. На высокое крещатое основание церкви поставлен восьмигранный объем, переходящий в шатер. Здесь один объем вырастает из другого, являясь его логическим продолжением. Узкие окна, лопатки (выступающие плоскости стены) по углам здания, ярусы килевидных кокошников еще боле-1 подчеркивают движение вверх. Чтобы полнее прочувствочать архитектурное величие этого здания, задержитесь к.» несколько мгновений под аркой усадебных ворот. Возможно, с этой точки любовался храмом французский композитор Гектор Берлиоз в 1868 г., после чего он написал: «Ничто меня так не поразило в жизни, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском... Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленный».

В XVII столетии в Коломенском строится целый дворцовый комплекс. Сохранились двое ворот в царскую усадьбу, Водовзводпая башня, Приказные, Полковничьи палаты и другие здания, в которых размещается экспозиция Государственного музея-заповедника XVI—XVII вв. «Коломенское». Здесь можно увидеть полную обстановку Приказной палаты, где осуществлялось все делопроизводство и управление хозяйством усадьбы. В залах музея представлено оружие, воинские доспехи, напоминающие о событиях Крестьянской войны XVII в. Великолепная коллекция изразцов раскрывает весь путь развития этого ремесла и искусства. А какие тут собрания древнерусской живописи, резьбы по дереву, литья, часовых механизмов! Но, пожалуй, самым завораживающим экспонатом является модель деревянного дворца, построенного в Коломенском в 1671 г.

Царь Алексей Михайлович задумал построить в усадьбе пышный дворец на удивление людям. Приготовления к строительству начались в 1666 г. Весь год валили лес и подвозили его в Коломенское. Руководили работами плотничий староста Сенька Петров и стрелецкий голова Иван Михайлов. К строительству были привлечены самые опытные, самые талантливые зодчие.

Дворец состоял из множества срубов. В зависимости от назначения и расположения в комплексе, постройки назывались клетями, подклетями, теремами, горницами, сенями, присениями, комнатами, вышками, повалушами, чердаками. Каждая клеть отличалась по высоте и имела свою кровлю в виде палатки, колпака, шатра, бочки, крещатой бочки. Такие разнообразные покрытия придавали дворцу какой-то особый сказочный вид. Все хоромы живописно соединялись между собой переходами и террасами-гульбищами. Во дворце насчитывалось около 250 помещений, щедро украшенных резьбой по дереву, росписями и позолотой. Изготовили все наружные и внутренние украшения мастера Давыд Павлов, Андрей Иванов, Герасим Окулов и Федор Николаев под руководством искусного резчика Арсения.

У ворот, ведущих ко дворцу, по рассказам очевидцев, стояли деревянные львы, одетые в овчинные шкуры. Часовой мастер Петр Высоцкий научил их вращать глазами и время от времени издавать страшное рычание, разместив внутри львов специальные механизмы.

Своей грандиозностью и красотой царские хоромы поражали воображение не только соотечественников, но и иностранцев. Дворец называли не иначе как «осьмым чудом света». Особенно хорош дворец был вечером в лучах заходящего солнца, когда слюдяные окошки сверкали "разноцветными огнями.

Коломенский дворец явился венцом плотницкого искусства и соединил в себе все, что выработал русский национальный гений в области деревянного зодчества. Но, к большому сожалению, этот шедевр не сохранился до наших дней. К концу XVIII в. все строения комплекса требовали ремонта. Подсчитали, что понадобится 48 461 рубль. Сумма немалая, но если учесть, что ежегодно на подарки фаворитам Екатерина II тратила в несколько раз больше государственных денег, то сумма уже не будет казаться такой устрашающей. Тем не менее таких денег в казне не нашлось. По приказу императрицы хоромы разобрали до последнего бревна. В XIX в. по сохранившимся чертежам и гравюрам изготовили модель дворца в масштабе 1:40. Ее-то и можно увидеть в музее в Коломенском.

Стоишь в восхищении перед макетом и видишь даже не дворец, а дивный город в царстве «славного Салтана» из знаменитой сказки А. С. Пушкина и понимаешь, как много мы потеряли с гибелью такого дворца. А сколько еще не менее прекрасных деревянных зданий было построено по всей Руси великой, о которых мы ничего не знаем!

Время безжалостно разрушает памятники деревянного зодчества. Как же сохранить их на века, чтобы они не исчезли бесследно? Чтобы не только мы, но и наши дети, внуки и правнуки могли восхищаться и гордиться строительным гением наших предков, могли учиться у них.