Карта сайта

СЕВЕРНЫЕ ЗВОНЫ

О Север, Север-чародей, Иль я тобою околдован?

Ф. Тютчев

Русский Север занимает особое место в истории нашей культуры. Его сравнивают с гигантским хранилищем памятников народного творчества. И это не случайно. Именно здесь сохранилось более всего великолепных памятников деревянного зодчества, уцелели замечательные произведения древнерусской живописи и декоративно-прикладного искусства. Именно здесь были записаны знаменитые русские былины, родившиеся еще в Киевской Руси, сохранились обычаи, обряды, предания глубокой старины, дав-ным-давно забытые в других местах России. Именно здесь удалось собрать целые библиотеки рукописных и печатных книг, некогда принадлежащих крестьянам.

Почему же Север оказался такой неиссякаемой кладовой русского искусства? Этому способствовали определенные исторические и географические условия. В составе Московского государства край занимал важнейшее в экономическом отношении место. Особенно усилилась его роль с началом торговли с Англией и основанием в 1584 г. города в устье Северной Двины. Он был назван Новохол-могорами, а в 1613 г. переименован в город Архангельский. До основания Петербурга он почти 200 лет был единственным морским портом, через который велась торговля с иноземцами. Через Архангельск же прибывали в Россию иностранные дипломаты, специалисты и артисты, которых выписывали для работы русские государи.

Огромная территория, укрывшаяся от мира лесами и болотами, не знала ордынского игаг не было здесь и крепостного права. Суровый и неприветливый к чужим, Русский Север давал пристанище и спасал тех, кто бежал от ига завоевателей, княжеского произвола, крепостной неволи и

преследований церкви. Эти непокорные люди приносили с собой рукописи, книги, иконы, а также строительные традиции, житейские обычаи. Закаленные в постоянной борьбе с природой, вольнолюбивые и независимые северяне в своем творчестве продолжали хранить заветы отцов и дедов. Некогда шумный, многолюдный, деловой и торговый, Архангельск, а вместе с ним и весь северный край с основанием Петербурга оказался в стороне от главных путей политического, культурного и хозяйственного развития государства и превратился в тихую, отсталую провинцию. Было время, когда о Севере почти забыли.

С конца прошлого столетия началось как бы второе открытие этого сказочного края. Русский Север посетили и полюбили Грабарь, Билибин, Васнецов, Коровин, Нестеров, Рерих и многие другие художники, ученые, писатели, му-(ыканты. Они рассказали о суровой и самобытной земле, показали разливы ее рек, перламутровое небо, рыбацкие карбасы, одинокие часовни.

Очевидно, и многие из нас «осваивали» Русский Север еще в детстве по билибинским иллюстрациям к русским народным сказкам. Нас манили дивные города с крыльцами и переходами в буйстве красок и цветов, островерхими храмами. По синю морю, по волнам, словно птицы, летели ладьи, по темным дремучим лесам рыскали серые колки, в тени деревьев прятались избушки на курьих ножках.

Много лет спустя мне посчастливилось убедиться в том, что все это было не сказкой, не вымыслом, а реальной жизнью. Я побывала в музее-заповеднике народного зодчества в Малых Корелах, что под Архангельском. Едва я ступила в ворота — сразу попала в далекое прошлое, в мир отважных поморов, охотников, лесорубов, землепашцев, плотников и поэтов, в мир, открытый мне волшебником Билибиным.

Музей раскинулся на двух лесистых холмах. Здесь собраны все типы деревянных построек, встречающихся на Севере, поэтому музей под открытым небом по праву можно назвать энциклопедией русской народной архитектуры.

Первый экспонат — мельница из деревни Бор — появился в 1968 г., а уже в 1973 г. музей был открыт для посещений. Формирование его продолжается и сегодня. В нем насчитывается более 60 различных строений, а будет их свыше сотни.

Парк-музей делится на шесть секторов — по числу культурно-этнографических зон Архангельской области: Кар-гопольско-Онежский, Северодвинский, Пинежский, Мезенский, Поморский и Важский. Создатели музея-запо-ведника постарались отвести место и расположить деревню каждого сектора с учетом природных условий той или иной зоны. Так, Мезенский сектор расположен над обрывом к реке Корелке. Дома стоят цепочкой вдоль берега — так их ставили на Мезени, где было мало свободных, пригодных для обработки земель, поэтому и прижимались к берегу, к самому обрыву, чтобы не занимать хорошую землю под жилье. Река подмывала берега, приходилось бороться за каждый клочок земли. И здесь в заповеднике обрыв укреплен бревенчатыми срубами, как это делали в мезенских деревнях.

Со временем получится шесть типичных деревень Российского Севера. При общности народной архитектуры в главном в каждом регионе были отличия в деталях, в художественном оформлении зданий, т. е. был свой «почерк». Региональный принцип построения музея под открытым небом наглядно демонстрирует характерные особенности каждой этнической зоны.

Внутри сектора-деревни памятник архитектуры показывают не сам по себе, а в комплексе, где учитывается общая планировка, вписываемость в ландшафт, взаимное соотношение памятников, набор построек крестьянской усадьбы. Каждый дом имеет огороженный двор, в нем, помимо построек, собран хозяйственный инвентарь, сложены поленницы дров, вырыты колодцы. Таким образом, создается впечатление полной исторической достоверности северной деревни.

Заповедник воссоздает не только архитектурный облик сел, но и картину жизненного уклада крестьян в старину. Все предметы, «населяющие» избы, сработаны с большим художественлым вкусом. Потребность в красоте всегда жила в северянах. Они заботились о красоте не меньше, чем о хлебе насущном. Взгляните на прекрасные прялки, ковши, вальки для стирки белья! Они с успехом выполняли бы свое назначение и без яркой нарядной росписи и резьбы, но наши деды знали, как важно, чтобы дивное узорочье обыденных вещей ласкало глаз, веселило душу, радовало человека.

Знакомство с народным зодчеством и декоративно-прикладным искусством помогает понять, в каком неразрывном единстве, в какой органической связи с ними были искусство слова и народная музыкальная культура. Фольклорные праздники, языком которых заговорил музей в Малых Корелах, яркое тому подтверждение.

Безудержно веселыми бывали народные праздники на Руси: с колокольным звоном, песнями, плясками, хороводами, катанием на тройках. В музее народного зодчества возродили давние традиции. Он стал пропагандистом фольклорных произведений. Здесь, как нельзя лучше, проявляется единство места и действия, что так характерно для старинных народных празднеств. Сюда приезжают песенницы из Каргополя, Мезени, Архангельска. Среди старинных построек они чувствуют себя особенно уютно. Слушая песни, наслаждаешься гармонией народной музыки и слова. Каждая песня — это радость и боль, это труд, это жизнь наших дедов и прадедов.

Мерные басовитые удары колокола созывают народ на праздник. Эхом большому колоколу откликаются малые, вступая с трех колоколен в перекличку. Веселые, озорные перезвоны открывают современный фольклорный праздник.