Карта сайта

ДОМ НОВГОРОДСКОГО ГОСТЯ - Часть 3

За свою жизнь строение не единожды переезжало. За это время его перестроили, разобрали галереи, обшили тесом, окрасили масляной краской, прорубили новые окна, тесовые кровли заменили металлическими. Было время, когда его хотели разобрать вовсе. К 1965 г. церковь была в таком состоянии, что даже опытные реставраторы сомневались в возможности ее спасти. Под руководством доктора архитектуры А. В. Ополовникова и архитектора Л. Е. Красноречьева реставраторы совершили чудо, которым мы теперь можем полюбоваться — стоит лишь приехать в Витославицы.

Самым древним и наиболее значительным памятником в музее является церковь Рождества богородицы из села Передки. Первое упоминание о ней в церковных документах относится к 1539 г. Это также шатровая церковь, но восьмерик здесь поставлен на крестообразное основание. Такие крестчатые срубы, когда к четверику прирубали срубы меньших размеров — прирубы, открытые в сторону четверика, позволяли увеличить вместимость церкви, делали ее более просторной.

Особенностью этого строения является то, что углы крестчатого сруба не прямые, а тупые, благодаря чему достигается зрительное увеличение внутренних помещений. Стены как бы раздвинуты от центра. К тому же это пример весьма экономичного решения постройки подобного типа.

Над северным и южным прирубами, крытыми на два ската, установлены небольшие восьмерички с шатрами. Все кровли этого здания тесовые, за исключением центрального шатра и глав, обшитых осиновым лемехом — небольшими фигурными по очертанию дощечками, напоминающими лемех плуга. Лемех, или чешуя, вытесывался обычно из осины. Чешуя из этой породы древесины способна отражать цвет неба. То она золотистая, как закат, то серебристая, как северные облака. Порой кажется, что главы церкви растворяются в этих облаках.

Здание с трех сторон окружено галереей, которая как бы висит над землей на уровне четырех метров. Ее поддерживают большие балки, или, по-иному, выпуски, помочи, консоли. На таких галереях народ ожидал начала службы. К галерее-гульбищу ведет широкое трехвсход-ное, или, как бы мы сказали сегодня, трехмаршевое, крыльцо.

Разновеликие объемы, своеобразная их компоновка придают особую живописность этому памятнику архитектуры, который является и одним из самых крупных в музее. Его высота более 30 метров. Как и курицкая, эта церковь неоднократно подвергалась значительным переделкам. В 1699 г. ее разбирали и собирали вновь, изменив отдельные формы. Этому памятнику также грозила гибель, и только в музее был воссоздан его первоначальный облик.

Привлекают внимание на музейной улице крестьянские избы. Русская изба стала для нас такой привычной, традиционной формой народного жилища, что мы почти не задумываемся над тем, что повторяемость ее форм подсказана многовековой житейской мудростью. Русские рублен-ники выработали наиболее экономичную и удобную в условиях северной природы конструкцию жилого дома и технику строительства, свойственную только русскому деревянному зодчеству. Прохладная в летний зной и теплая в шмнюю стужу, изба в основе состоит из трех частей: геплой избы, сеней и холодной клети. Новгородская изба поит на высоком подклете, или, как здесь говорят, на подызбице.

Перед нами дом из деревни Рышево, построенный в XIX в. С двух сторон его протянулась галерея, или прикро-лек. Она как бы делит здание на две части и по высоте походит до уровня окон. Крышу галереи поддерживают столбики с балясинами. Такая галерея защищает'нижнюю часть сруба от дождя, в ненастье под прикролеком сушат белье, летом там можно отдохнуть в тени.

Над крышей этого дома взметнулась деревянная стилизованная фигурка птицы. Над крышами других домов возносятся гордые головы коней. Для славян-языч-ников конь был символом добра, богатства, счастья. К тому же конь — постоянный спутник крестьянина, потому гак часто во все времена помещали образ коня над избами.

От конька вниз свешивается резное деревянное полотенце, а торцы слег прикрыты причелинами. Фронтон избы украшен нарядным декоративным балконом. Окна обрамлены пышными наличниками. Плотники явно по-шимствовали из каменного зодчества завитки-волюты, но сделали это так талантливо, что они не кажутся инородными телами на бревенчатом фасаде избы.

Изба представляет собой одну большую комнату, шачительную часть которой занимает русская печь.

Небольшое пространство между печью и окном отделено дощатой переборкой. Это своеобразная кухня, или бабий кут. Здесь на залавке (нечто среднее между кухонным столом и лавкой) хозяйка готовила пищу. На полках расставлена посуда, на полу стоит большой чан с водой. На лавке — миска с яйцами, на стене висит связка золотистого лука. Перед печью —: помело, ухват, лопата, которой сажали в печь хлеб для выпечки.

Хлеб был незаменимым продуктом питания, поскольку он содержит почти все необходимые человеку питательные вещества. Доставался он нелегко, но если был хлеб, была и жизнь. Вспомните знаменитого Робинзона Крузо, который познал на собственном опыте цену хлеба. Он изумился, как это люди не задумываются над тем, какое множество работ надо произвести, чтобы вырастить, сохранить, собрать урожай, смолоть муку и выпечь обыкновенную буханку хлеба.

В дореволюционной деревне каждая семья выпекала для себя хлеб самостоятельно. Вот как описывает Евгений Носов в повести «Усвятские шлемоносцы» радостный момент рождения хлеба: «С легким шуршанием хлебы один за другим слетали с лопаты на выскобленную столешницу, и сначала кухня, затем горница и все закутки в избе начинали полниться теплой житной сытостью, которая потом проливалась в сени, заполняла собой двор и волнами катилась по улице. Возбужденные хлебным запахом воробьи облепляли крышу, к сеням сбивались куры, топтались у порога, пытливо заглядывая в дверь, и все тянула воздух влажно вздымавшимися ноздрями, принюхивалась сквозь воротние щели запертая в хлеву корова.

А тем временем мать, омочив в свежей, только что зачерпнутой колодезной воде гусиный окрылок, взмахивала им над хлебами, кропила широким крестом, и те, без остатка вбирая в себя влагу, раздобрело вздыхали побархатев-шими округлостями и начинали ответно благоухать, как бы дыша в расслабляющей истоме и успокоении. Потом караваи задергивали чистым суровьем и оставляли так до конца дня остывать и тем дозревать каждой порой до потребной готовности».

Издревле на Руси к хлебу было отношение благоговейное и бережное. Резал каравай самый уважаемый член семьи: отец, мать, старший из детей. Резал стоя, ломти отрезал старательно, чтобы ни одна крошка не упала. Уронивши кусок, следовало его тут же поднять и поцеловать. Нельзя было сказать о хлебе худое слово.

Со временем хлеб стал не только пищей, но и святыней, олицетворением жизни на земле. Он до сих пор ставится выше всяких богатств. Дорогих гостей, как и в былые времена, мы встречаем хлебом-солью, тем самым выражая свое гостеприимство, расположение и пожелание полного благополучия.

При небольших размерах русская изба всегда кажется просторной. В этом проявилось умение разместить все необходимое, не загромождая помещения. Разместить так, что в избе ничего не заденешь, не опрокинешь, любую вещь найдешь с закрытыми глазами. Стол, лавки, полки да полати вот почти все убранство избы, и этого было вполне достаточно.

У окна, поближе к свету, стоит прялка, а рядом подвешена к потолку колыбель — зыбка. Прядет женщина пряжу и покачивает время от времени зыбку, дитя и не плачет. В доме все сверкает чистотой: свежевымытые до белизны полы, домотканые половички, ситцевые занавески на окнах. Кажется, что это жилая изба и хозяева где-то рядом, они лишь вышли на минутку.

Хозяйственный двор рышевской избы двухэтажный. На втором этаже сегодня размещена выставка «орудия обработки льна». Издавна новгородская земля слыла краем льна, или северного шелка, что идет.на полотно, батист, кружева... Лен любит нежаркое лето, обилие влаги, длинный летний день, подзолистые почвы Новгородчины. Трудно себе представить эти места без зеленых полей с голубыми цветочками.

Вырастить лен — еще полдела. Его надо обработать. Это было весьма трудной работой, преимущественно женской. А вот и основные орудия обработки сырья: вальки, мялки, трепала...

Созревший лен дергали или теребили, сушили и обмолачивали вальками. Обмолоченные стебли вымачивали в болотах, низинах или ямах-мочильнях, чтобы вышли все клейкие вещества. Затем лен сушили и мяли на льномялках. При этом отделялась твердая основа — кострика от волокон. Освобождали лен от кострики деревянными лопаточками-трепалами. Дальше надо было расчесать волокна в одном направлении. Делали это деревянными гребнями, щетками со свиной щетиной или металлическими зубьями. И уж только потом из кудели пряли пряжу и ткали холсты.

В настоящее время обширные пространства в Новгородской области заняты под посевами льна-долгунца. Это одна из наиболее трудоемких культур, но применение машин: льнокомбайнов, льнотеребилок, льноподборщиков -молотилок, льнорасстилочных машин и внедрение передовой технологии позволяют значительно снизить затраты труда в льноводстве.

Все избы в Витославицах кажутся жилыми. У хозяйственных дворов выложены поленницы дров, огороды обнесены частоколом из тонких жердей и засажены овощами. Ухоженные огороды и палисадники придают усадьбам еще большую достоверность и ощущение подлинного крестьянского хозяйства. На грядах плети огурцов и тыквы, цветут подсолнухи.

Для удобства полива овощей и для того чтобы не разводить грязь на улице, у колодца-журавля установлен деревянный лоток в виде продолговатого корытца. Одним концом он выходит на улицу, другим, с уклоном, — в огород. Ополоснули ведро и воду слили в лоток — вот вам и драгоценная влага для огурчиков и капусты.
В этом музее чувствуешь себя скорее гостем, нежели экскурсантом. Ты, твой отец, дед, прадед могли жить точно в такой избе, загонять скот в такие же хлева, носить тугие мешки с зерном в подобный амбар, а по осени убирать репу и морковь с такого же огорода и хранить урожай в подполе избы.

Осенью здесь алеют молодые рябины. Их так много в заповеднике! А под старыми деревьями встречаются крепы-ши-подберезовики. Гуляя по территории парка-заповедника среди совсем молодых и двухсот- трехсотлетних дубов, выходим к озеру. День пасмурный, и вода кажется студеной, но современные отважные рыбаки — в воде. В высоченных резиновых сапогах, они часами стоят в озере, поджидая удачи.

Рядом с ними на берегу давняя рыбацкая сойма — еще один памятник прошлого. Уже с X в. встречаются на Севере упоминания о речных и озерных одномачтовых парусных судах — соймах. Соймы были распространены на Онежском, Ладожском и других северных озерах и реках. Длина сойм доходила до 26 метров, а грузоподъемность от 10 до 100 тонн. Это судно было передано в музей в 1973 г. колхозом имени В. И. Ленина Старорусского района. До недавнего времени ильменские рыбаки выходили на промысел на таких соймах. Предполагают, что соймы древних новгородцев мало чем отличались от этой.

Мимо рыбацкой соймы по тропинке направимся к выходу. Мы прощаемся с Витославицами — одним из лучших музеев деревянного зодчества. В нем как-то очень убедительно все памятники народной архитектуры оказались на своем месте, разве что ветряк вырвался из общего ансамбля и почему-то примостился под самыми стенами Юрьева монастыря, также памятника архитектуры, но каменной.