Карта сайта

ОТ АВТОРА

Красивое нужно сохранить, взять его как образец, исходить из него, даже если оно «старое».

В. И. Ленин

Когда мы говорим «архитектура», сразу вспоминаются известные еще по школьным учебникам грандиозные египетские пирамиды, древнегреческий Парфенон, древнеримский Колизей. Встают перед глазами величественные ансамбли Московского Кремля, Новгорода, Ленинграда — замечательные творения зодчих прошлых веков. Но посмотрите вокруг. Жилые дома, школы, магазины, театры, фабрики, заводы, животноводческие фермы, стадионы, новые города и поселки, их сады и парки — все это также архитектура, и она связана со всей жизнью человека. В одних зданиях он живет, в других учится или работает, в третьих отдыхает. Все здания и сооружения строятся для практических нужд человека, но строятся они по законам красоты и поэтому обладают определенной художественной выразительностью. Еще две тысячи лет назад великий римский зодчий Витрувий определил три качества, которым должно отвечать произведение архитектуры. Это — прочность, польза и красота. Или, говоря по-иному: в архитектуре обязательна взаимосвязь инженерно-конструктивных, функциональных и идейно-эстетических элементов. Значит, архитектура всегда связана с обществом — с его экономикой, техникой и культурой. В силу такой многогранности она занимает особое место среди искусства. А. В. Луначарский относил архитектуру к искусствам «промышленным», конечная цель которых сделать красивой всю человеческую жизнь. При огромном размахе строительства в нашей стране архитекторы не забывают об этом. Во многом они опираются на опыт и традиции прошлого, а они в русской архитектуре богатые. Не случайно известный советский художник и ученый Игорь Грабарь назвал Россию страной зодчих.

Корни народного зодчества следует искать в тех далеких временах, когда основным строительным материалом было дерево, а самым распространенным населенным пунктом — деревня, названная так потому, что все строения в ней были деревянными. Огромные лесные богатства, сравнительная простота обработки и не слишком высокая стоимость обеспечили этому материалу особую популярность. Из дерева рубили избы и крепости, наводили мосты, ладили сани, баркасы и всевозможные орудия труда, гнули дуги и колеса, резали миски, ложки, детские игрушки.

Сколько труда и изобретательности понадобилось нашим предкам, прежде чем сложились типы зданий, была выработана определенная строительная техника, прежде чем появились шедевры мирового деревянного зодчества! Начиналось с малого, самого необходимого — с жилья.

Мы не знаем гениального изобретателя сруба, знаем лишь, что строили их и в глубокой древности. Каждый крестьянин был дружен с топором и мог без посторонней помощи за лето поставить сруб будущей избы. И поскольку в душе плотника уживались строитель и художник, он всегда заботился, чтобы жилище было не только прочным, теплым, удобным, но еще обязательно и красивым.

Старые мастера придавали самые разнообразные формы покрытиям зданий. Над крышей гордо возносился конек — стилизованная голова лошади. Художественно прорабатывались и отдельные детали здания. На наличниках плотник топором вырезал фантастических птиц, русалок, диковинные цветы и множество солнц. Его вйдение мира и понимание прекрасного находило отражение в уборе избы.

Год от года, век от века, совершенствовалось мастерство, складывались архитектурно-строительные традиции, которые передавались из поколения в поколение. Многие из них и сегодня применяются в деревянном строительстве.

Старые постройки радуют нас красотой своего облика, удивительно точно найденными пропорциями, всегда уместными декоративными элементами и потрясающей целесообразностью и рациональностью: ничего лишнего — все под рукой. Красота и польза неразрывны. Лучшие здания народной архитектуры выдержали испытание временем и стали памятниками истории и культуры. Они несут на себе следы человеческой жизни; в них его тепло, его дыхание, его надежды. Они хранят память и свидетельствуют о технических знаниях, высоком мастерстве, художественном вкусе их создателей.

Но дерево — материал недолговечный. Его разрушают дожди,ч снег, ветер, солнце, древоточцы, различные грибки. Оно страдает от огня и людской небрежности. Развитие цивилизации также сказывается на жизни старых деревянных строений. На месте многих деревень появляются новые поселки и города, возникают искусственные водохранилища. На глазах меняется облик старых сел и деревень. Особенно это заметно сейчас, когда наш народ осуществляет Продовольственную программу СССР.

Одной из важнейших социально-экономических задач, направленных на подъем сельского хозяйства и отмеченных в Продовольственной программе, является преобразование села, преодоление существенных различий между условиями жизни городского и сельского населения, в том числе улучшение жилищных условий, что способствует закреплению кадров на селе.

Превращение деревень и сел в благоустроенные поселки связано с изменением прежнего крестьянского двора, былой избы, строительством новых домов усадебного типа*. При этом очень важно не потерять и сберечь то ценное, что накапливалось народным зодчеством веками. С каждым годом все меньше остается старых крестьянских изб, исчезают хозяйственные и промысловые постройки. Кому теперь нужны в хозяйстве овин, смолокурня или ветряк? Утратив свое практическое применение, они стоят заброшенными и медленно разваливаются. Судьба многих — пойти на дрова.

* Дом усадебного типа — дом на одну-две семьи с всевозможными примыкающими к нему строениями, службами, садом и огородом.

 

Вы можете сказать, что не о чем жалеть — старое уходит вместе со своим временем. Зачем беречь развалины? Кому и зачем они нужны?

Они нужны нам, потому что без них нет в человеке корня, того чувства, что называется чувством Родины. Произведения архитектуры не просто свидетели прошлого. Их художественная форма выражает черты духовной культуры, эстетические идеалы того времени. Старинные постройки позволяют восстановить в воображении живые, конкретные черты труда и быта наших предков. К тому же среди них есть замечательные творения рук старых мастеров, подлинные произведения искусства архитектуры. И эти безымянные сельские памятники формируют наше сознание не менее, чем прославленные памятники архитектуры крупнейших городов. Потому-то мы обязаны сберечь культурное наследие нашего народа не только для себя, но и для будущих поколений. Так повелевает наша совесть, так требует долг гражданина, закрепленный Конституцией СССР. Ст. 68 Конституции гласит: «Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей — долг и обязанность граждан СССР».

С установлением Советской власти все исторические и культурные ценности стали достоянием народа. «Граждане, не трогайте ни одного камня, охраняйте памятники, здания, старые вещи, документы — все это ваша история, ваша гордость. Помните, что все это почва, на которой вырастает ваше новое народное искусство»*, — прозвучало воззвание Советского правительства. Только в 1918 г. Совнаркомом было издано большое количество декретов и распоряжений, направленных на сохранение культурного и исторического наследия.

Архитектор И. В. Жолтовский вспоминал, как В. И. Ленин в 1918 г. говорил о необходимости «сохранить памятники древнего зодчества, все ценное, что создано художественным гением русского народа»**.

* Цит. по кн : Охрана памятников истории и культуры. М., 1973, 14.
** Ленин В. И. О культуре. М., 1980, с. 314.

 

Все это в равной мере относится и к памятникам народной архитектуры. Есть два пути сохранения памятников деревянной архитектуры. Первый — обеспечить их сохранность там, где они были построены. Второй — перенести их в музей под открытым небом, разместив в условиях, близких к естественным. И в том и в другом вариантах имеются свои плюсы и минусы. Вопрос решается так: если нет возможности надлежащим образом сохранять и показывать памятник архитектуры на месте, его следует перенести в музей деревянного зодчества.

Первый музей под открытым небом в Советской России начал создаваться в 1927 г. в селе Коломенском, вошедшем теперь в состав столицы. После Великой Отечественной войны приступили к организации музеев в Кижах, других районах страны. Однако большинство из них получило рождение после выхода в свет важного и своевременного документа Министерства культуры РСФСР от 31 января 1964 г. «О мерах улучшения охраны памятников деревянного зодчества» и принятого в 1976 г. закона «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

В настоящее время в РСФСР создано около двух десятков музеев народного зодчества под открытым небом. Они носят различные названия. Одни именуются музеями-заповедниками деревянного зодчества, другие — музеями быта, третьи — этнографическими. Но все они ведут большую работу по выявлению ценнейших памятников народной архитектуры, их изучению, консервации и реставрации строений, по сохранению и пропаганде культурных ценностей. Музеи участвуют в идейно-политическом и нравственном воспитании молодежи.

Как отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, «...по мере роста культурного уровня народа усиливается воздействие искусства на умы людей. Тем самым растут и возможности его активного вмешательства в общественную жизнь. А значит, в огромной мере увеличивается ответственность деятелей искусства за то, чтобы находящееся в их руках мощное оружие служило делу народа, делу коммунизма»*. С особой силой эта мысль прозвучала в исторических документах XXVII съезда КПСС, утвердившего курс на ускорение социально-экономического развития нашей страны.

* Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14—15 июня 1983 г. М., 1983, с. 20.

 

Музеи народной архитектуры и быта способствуют воспитанию патриотизма — чувства, которое зиждется на памяти и благодарности к делам пахаря, ремесленника, ученого, художника. Экспозиции музеев вводят нас в мир наших предков, воссоздают достоверную картину жизни прошлых веков, раскрывают архитектурно-строительные традиции народа, помогают увидеть прекрасное в обыденных вещах и сохранить связь времен, живое ощущение своих истоков. Музеи помогают воспитанию и высоких художественно-эстетических идеалов, что сегодня особенно важно в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы, в основных направлениях которой сказано: «Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы»*.

* О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. М., 1984, с. 48.

 

Эта книга расскажет о музеях под открытым небом, расположенных в живописнейших местах от берегов Белого моря до Тихого океана. Она познакомит вас с истоками народного зодчества, характерными особенностями архитектуры различных районов России. Вы побываете также в современных поселках, застроенных индивидуальными домами усадебного типа, и проследите, как на деле осуществляется взаимосвязь времен. В этом путешествии вы увидите не только здания, но и их интерьеры, предметы быта, орудия труда, транспортные средства; вспомните старинные легенды, песни, пословицы; узнаете о занятиях, ремеслах, народном творчестве наших предков; узнаете, как сохраняются и развиваются лучшие традиции народного искусства в наши дни.

И, может быть, прочитав эту книгу, вы выйдете на улицу и по-иному посмотрите на свой дом, свою избу. Вы увидите в ней то, чего прежде не замечали, — что она не просто жилище, но еще и красива. И вы не пройдете равнодушно мимо памятников народного зодчества, станете беречь и уважать творения дедов и прадедов.