Карта сайта

НИЖНЯЯ ОКА - Часть 6 - В речную столицу

На автозаводе серийно производятся грузовые автомашины ГАЗ-53 грузоподъемностью 4 тонны, приспособленные для эксплуатации по всем дорогам страны, и грузовые автомашины ГАЗ-66 повышенной проходимости грузоподъемностью 2 тонны, санитарные машины ГАЗ-22Б и другие.

Теперь автогигант переживает второе рождение. Техническое его перевооружение позволит в 1965 году выпускать в полтора раза больше автомобилей нового типа; производительность труда возрастет на 73%.

Вблизи завода возник красивый и благоустроенный район. Прямые зеленые магистрали и просторные площади, жилые кварталы, кинотеатры, Дворец культуры автозаводцев, спортивные сооружения, скверы — все это увидит здесь приезжий.

Посетите, например, жилой квартал 1—3 по Автозаводскому шоссе, возникший в 1957 году на месте пустырей и свалок. Светлые жилые дома с удобными и благоустроенными квартирами, большие дворы; поблизости стоят здания школ и детских учреждений. Среди зелени — спортивные площадки, футбольное поле.

Под тенью молодых посадок, около цветников и газонов оборудованы летние читальни, беседки, а в одном из дворов — летняя эстрада. Для жителей часто устраивают чтение лекций, концерты художественной самодеятельности, просмотры кинофильмов.

В красных уголках дети занимаются в балетном, драматическом и хоровом кружках, в кружках кулинарии и рукоделия. Имеется здесь свой детский клуб. Вся работа с детьми ведется на общественных началах.

В настоящее время Автозаводский район остается крупнейшим по жилищному строительству. Только в 1961—1965 годах здесь возводятся дома с жилой площадью около 600 тысяч квадратных метров, четвертая часть всего объема жилищного строительства в Горьком. Ведется большое жилищное, культурно-бытовое строительство и на Сормовском, Московском, Арзамасском шоссе и в других частях города. За пятилетие (1957—1962 годы) в Горьком возвели 1 миллион 344 тысячи квадратных метров жилой площади.

Капитальные вложения только в коммунальное строительство в 1962 году возросли более чем- в 12 раз по сравнению с 1955 годом. После Москвы и Ленинграда Горький занимает третье место по числу газифицированных квартир.

Пароход проходит мимо пляжа, лодочной станции, грузовых причалов автозавода, пассажирской пристани. Справа возвышается Малиновая гряда.

За левым бортом проплывают многочисленные предприятия города, в том числе заводы фрезерных станков и «Двигатель революции».

Станкозавод, построенный в 1932 году, теперь один из крупнейших в Союзе. Завод выпускает новые типы фрезерных станков общего назначения, специальные станки и станки с программным управлением. В 1962 году впервые в СССР изготовлен станок гратосниматель, предназначенный для металлургической промышленности.

Завод «Двигатель революции» вырос на месте небольшого предприятия; его продукция — дизели, электробуры, газокомпрессоры. В 1962 году коллектив завода производит автоматизированные дизель-электрические агрегаты мощностью 400, 600 и 800 лошадиных сил. Эти небольшие электростанции используются в глубинных сельскохозяйственных районах без постоянного обслуживающего персонала.

Во время путешествия по> Оке мы не раз встреч 1ли грузовые и пассажирские суда, сошедшие со стапелей горьковского завода «Красное Сормово». Его корпуса раскинулись на берегу Волги.

«Красное Сормово» — важнейшая база отечественного судостроения. Завод — место рождения кораблей на подводных крыльях.

Воды многих рек и каналов бороздят крылатые «Ракеты» и «Метеоры». В 1962 году семья крылатых судов пополнилась теплоходами «Вихрь», «Чайка»

За годы Советской власти Горький превратился в один из важнейших индустриальных центров страны. С 1913 по 1959 год выпуск валовой продукции крупной промышленности возрос в 117 раз, численность рабочих увеличилась_ почти в 8 раз, а производительность труда — в 15,6 раза. За эти годы восстановлены, усовершенствованы и значительно расширены старые промышленные предприятия: «Красное Сормово», «Двигатель революции», «Красная Этна» и другие, созданы заводы автомобильный, фрезерных станков, Ново-Горьковский нефтеперерабатывающий, предприятия строительной промышленности, пищекомбинаты и многие другие.

Горький — центр Волго-Вятского экономического района. За семилетие промышленное производство района по сравнению с 1958 годом возрастет в четыре раза.

Промышленные предприятия города постоянно оснащаются новыми образцами машин, механизмов, оборудования, приборами. Только в 1963 году в действие вводятся около 60 комплексно-механизированных цехов и участков, внедряется 160 автоматических, полуавтоматических и механизированных линий.

Горький — родина многих патриотических начинаний. Появились они в ходе социалистического соревнования и его высшей формы — движения за коммунистический труд, в котором в 1963 году участвовало 300 тысяч трудящихся города.

От того, насколько совершенными, производительными и экономичными будут выпускаться на горько в с к их заводах металлообрабатывающие станки, дизели, газомотокомпрессоры, автомобили, речные суда, различные приборы и механизмы, в значительной степени зависит технический уровень оснащенности многих предприятий и даже целых отраслей народного хозяйства страны. По праву труженики города вносят серьезный вклад в создание материально-технической базы коммунизма.

Пароход продолжает свой путь по Оке.

Впереди, на гребне высокого правого берега видны жилые и общественные здания, в том числе новые здания Горьковского университета имени Лобачевского. Позднее, ниже пристани Мыза, они скрываются за кромкой гор.

Горький — подлинная кузница кадров. Тысячи студентов занимаются в университете, политехническом, педагогическом, сельскохозяйственном, медицинском, инженерно-строительном институтах, институте водного транспорта и других. В 1962 году высшие учебные заведения города выпустили 3,5 тысячи специалистов.

Пароход проходит мимо лодочной станции, яхт-клуба, купален, пристани спортивных обществ.

В недалеком будущем на красноватом склоне, круто спускающемся к Оке, зазеленеют живописные рощи. От реки до гребня гор змейками протянутся прогулочные аллеи, будут построены легкие изящные павильоны кафе, летних читален, беседки, эстрады. Над широкой полосой благоустроенных пляжей пройдет прогулочная парковая набережная. Этот парк уже существует в проектах и скоро украсит окский берег.

Слева — еще один пляж, за ним находится затон имени 25-го Октября. Далее просматриваются угольные причалы, дома бывших деревень Борзовки и Молитовки, корпуса текстильной фабрики «Красный Октябрь». Здесь в Оку впадает речка Ржавка.

В 1965 году на месте домиков раскинется крупный микрорайон. Над Окой встанут высокие дома, в озелененных дворах появятся школы, детские учреждения, магазины, спортивные площадки. Около 6 тысяч речников, работающих в затоне имени 25-го Октября, получат отдельные квартиры.

Поблизости вырастают конструкции нового моста через Оку. Впереди — самый «старый» мост, сооруженный в 1923 году.

Выше моста справа — здание железнодорожного вокзала. Линия железной дороги в районе Мызы выходит на склон и па протяжении нескольких километров постепенно спускается вниз, к вокзалу. На взгорье виден памятник русской архитектуры XVII века — бывший Благовещенский монастырь и здание с куполом — Планетарий. У берега — водные станции, купальни.

Гребновские пески на Оке давно уже стали большим городским пляжем, за ними — откос берега с ажурной литой решеткой. Здесь протянулась тенистая Советская улица. В зелени возвышается здание Исполкома Совета депутатов трудящихся. В прошлом это был Главный ярмарочный дом (1890 г.) Нижегородской ярмарки.

Набережная будет продолжена вверх вдоль Оки, на ней встанут 8—9-этажные дома.

Пароход проплыл под мостом. С борта открывается величественная панорама: огромное водное пространство Волги и устья Оки. Слева' на многие километры протянулся Горьковский грузовой речной порт, портальные краны, многочисленные механизированные склады, дебаркадеры, на берегу — многочисленные грузы, прибывшие по Волге и Оке, с Камы и других рек. Холмятся горы песка, гравия, соли, каменного угля, удобрений, штабелями стоят контейнеры со станками, приборами, инструментами, громоздятся рулоны бумаги, рядами выстроились ящики с овощами, фруктами... По многочисленным дорогам снуют автомашины, автопогрузчики. Сюда подходит целая сеть подъездных железнодорожных путей.