Карта сайта

НИЖНЯЯ ОКА - Часть 5 - В речную столицу

Теперь Дзержинск — крупный центр химической промышленности. Химики Дзержинска дают стране большое количество синтетических смол, удобрений, гербицидов и ядохимикатов, серной кислоты и других продуктов. В 1964 году, выполняя решения декабрьского Пленума ПК КПСС, дзержинцы увеличивают выработку химической продукции.

Много разнообразных изделий выпускает Дзержинский завод химического машиностроения. Только в 1963 году его коллектив организовал производство более 30 видов нового оборудования.

В городе работают канатная, швейная, обувная, мебельная фабрики и другие, ряд научно-проектных организаций и среди них Научно-исследовательский и проектный институт азотной промышленности и продуктов органического синтеза. Успешно развивается промыш ленность стройматериалов и пищевая. Дзержинский гипсовый завод выпускает широкий ассортимент строительных деталей.

В 1963—1965 годах продолжатся реконструкция и расширение предприятий города. В цехах устанавливается дополнительное технологическое оборудование, получает дальнейшее совершенствование технология производства.

Дзержинск вытянулся широкой полосой на многие километры вдоль Оки, его центральная часть расположена у самой речной излучины. В живописном сквере площади поднимается памятник Ф. Э. Дзержинскому (1948 г., скульптор С. Д. Меркуров). От площади Дзержинского— центральной площади города—лучами расходятся широкие озелененные проспекты. Среди них — центральная магистраль — проспект Ленина. К проспекту подступает большой городской парк; в окружении зелени здесь выделяется здание драматического театра.

В 2 километрах от пристани расположен железнодорожный вокзал, откуда ходят электропоезда до города Горького.

Сосновые леса вплотную подходят к городу, местами вкрапливаясь в его застройку. За последние годы в городе выросли благоустроенные жилые микрорайоны, застроены улицы Грибоедова, Циолковского, проспект 40 лет Октября, бульвар Жданова и многие другие.

В городе есть свой «Юго-Запад». Летом 1962 года здесь на песчаных буграх начали работу геодезисты, заработали бульдозеры, развернулись дорожные работы. Началось рождение одного из микрорайонов.

Жилищное строительство преимущественно идет на городских окраинах, оно также продолжается и в центральной части Дзержинска.

В широких масштабах осуществляется газификация жилых домов и предприятий.

Интересно и содержательно проводят свой досуг дзержинцы. В их распоряжении драматический театр, 16 клубов и домов культуры, Дворец культуры химиков, парки и скверы.

В городе большая сеть учебных заведений, в том числе музыкальное училище и художественная школа. Народные университеты культуры, киностудии на общественных началах, народные театры и художественная самодеятельность, тематические кинолектории — все это характерные приметы культурной жизни города.

О росте культуры могут сказать и такие цифры. В 1962 году дзержинцам доставляли в день 88 тысяч газет и журналов (в 1923 году жители Растяпина получали в день всего 5 газет). В 1962 году в городе насчитывалось около 34 500 телевизоров и радиоприемников. А разве не красноречивы цифры: за 2 года спектакли драматического театра просмотрело 300 тысяч человек и только в 1962 году кинотеатры посетило свыше 3 миллионов зрителей.

Есть здесь и краеведческий музей, который рассказывает об истории города, его социалистических преобразованиях, о развитии промышленности и культуры, замечательных перспективах ближайшего будущего. В фондах музея хранятся материалы о посещении Растяпина летом 1928 года А. М. Горьким, вернувшимся после лечения из Италии. Горький осмотрел корпуса тогда еще рождавшегося химического завода, беседовал с рабочими. В своей речи великий писатель говорил, что никогда не сомневался в успехах рабочего класса страны, что никакие преграды не остановят советских Людей в их стремлении вперед. «Мне кажется, — отмечал А. М. Горький, — что я в России не был не шесть лет, а по крайней мере, двадцать. За это время страна помолодела. Среди старого растет новое, молодое. И главное —люди новыми стали, а подвиги их в трудовом фронте служат только для счастья человека».

Дзержинск, который великий пролетарский писатель видел на заре его строительства, теперь превратился в крупный индустриальный центр, красивый и благоустроенный город.

От пристани Дзержинск вниз по Оке теплоходы местных линий плывут в Дуденево (6 километров), Оленино (12 километров), в прогулочные рейсы до Чкаловска на Волге (113 километров).

Пароход идет мимо пляжей, светло-желтый песок словно светится у воды. Над пляжами поднимаются дюны с сосновым бором. У воды — пристань Дачное. Сосновые леса в окрестностях города, пляжи, полноводная река — излюбленные места отдыха дзержинцев.

Пароход делает небольшую остановку у пристани Дуденево, стоящей в конце речной петли. Вправо в берег почти на два километра вдается глубокий затон, где отстаивается и ремонтируется пассажирский и грузовой флот Московского пароходства.

Около Дуденева Ока круто, почти под прямым углом, врезается в склоны высокого берега и далее течет вдоль него вплоть до устья. Среди зелени то и дело встречаются палатки и шалаши туристов, рыболовов и отдыхающих.

Пароход проходит мимо пристаней Оленино и Доскино, затона имени А. А. Жданова.

В прошлом затон назывался Доскинским. Старый коммунист С. Ф. Авдеев, служивший помощником механика на пассажирском пароходе, вспоминал, что был уже на исходе 1917 год, а рабочие-речники два месяца не получали от акционерного общества «Самолет» платы за свой труд. Судовладельцы саботировали и ремонт судов.

В начале января 1918 года речники затона приняли решение просить Советское правительство о национализации речных судов, пристаней, судоремонтных заводов. С наказом в Петроград поехали делегаты По предложению В. И. Ленина, ознакомившегося с просьбой речников. Советское правительство постановило срочно провести национализацию речного флота.

Пароход приближается к железнодорожному мосту. Судно пересекло границу Горького.

Современный Горький — это волжская столица, город машиностроения и металлообработки, город, поражающий приезжего и историческим прошлым и молодым обликом новых районов. Из города с 188 тысячами жителей Горький превратился в крупнейший после Москвы и Ленинграда город Российской Федерации с населением 1025 тысяч человек (1961 г.).

32 и 343 квадратных километра. Первая цифра означает территорию города к 1917 году, вторая — в современных границах; по своей площади Горький в три раза превышает Париж.

Судно, следующее по Оке, от городской границы до устья проходит более 20 километров.

С борта парохода пассажиру особенно хорошо видно низменное левобережье, справа промышленные предприятия, жилые районы, парки, магистрали скрыты бровкой высокого берега.

Постепенно на левом берегу начинает разворачиваться панорама Автозаводского района. Ниже пристани Новинки, стоящей у правого берега, район виден отчетливее: корпуса автомобильного гиганта, жилые дома, башенные краны многочисленных строек.

В прошлом среди пустырей и свалок здесь стояла деревня Монастырка. 2 мая 1930 года секретарь крайкома партии А. А. Жданов заложил первый камень автозавода. К 1 января 1932 года завод был построен. Более чем за 30 лет своего существования завод дал стране сотни тысяч легковых и грузовых автомашин.

Широко известны в нашей стране и за рубежом комфортабельные легковые автомобили «Чайка» и «Волга». С 1962 года завод серийно выпускает более совершенную модель «Волги» с улучшенными внешним оформлением, внутренней отделкой кузова, конструкцией ряда узлов. Новая модель, как по внешнему виду и удобствам, так и по ходовым качествам и надежности превосходит многие европейские и американские автомобили.