Карта сайта

НИЖНЯЯ ОКА

Границы Нижней Оки — устье Мокши и место слияния Оки с Волгой 1. Река течет к Горькому с юга на север, отклоняясь на северо-восток. Она несет свои воды в широкой долине, доходящей местами до 20 километров, нередко петляет. Однако в нижнем течении исчезают мелкие излучины, столь характерные для Средней и Верхней Оки. Набравшись силы от вливающихся в нее больших и малых рек, Ока становится многоводной.


1 В Путеводителе часть Нижней Оки — 38 километров — вошла во вторую главу.

 

Ширина ее русла ниже пристани Досчатое — около 440 метров, в районе города Горбатова — 530 метров, а ближе к устью — до 800 метров. Под судном — надежные глубины — на плесах примерно 2—5 метров, а в отдельных местах и до 12—14 метров. Протяженность Нижней Оки 350 километров.

Повышаясь вниз по Оке, правый берег достигает наибольшей высоты у села Чубалова и в районе города Горбатова. Ниже Дуденева Ока вновь подходит к высокому правобережью. Живописно поднимаются над водой Перемиловские высоты и Дятловы горы, протянувшиеся до Волги. Левый — преимущественно пойменный, луговой, лишь в отдельных местах к реке подступают высоты.

Нижняя Ока протекает в пределах Рязанской, Владимирской и Горьковской областей. На ее берегах расположены города Горький, Дзержинск, Муром, Павлове, Горбатов.

В Муром

Расстояние в 99 километров от Елатьмы до Мурома судно проплывает за 7 часов, делая остановки у пристаней Дмитриевы Горы, Ляхи, Шиморское и Досчатое.

На протяжении более чем 50 километров вдоль реки тянутся высоты левого берега, поросшие густым лиственным лесом. На низком правом берегу расположены сенокосы близлежащих колхозов и совхозов.

В 2,5 километра ниже Елатьмы, слева за песчаной косой — село Иванчино. Справа от реки отходит узкая протока, соединяющая Оку с подковообразным озером Белым. Это озеро хорошо известно местным рыболовам.

...Ока покидает пределы Рязанской области. Примерно 150 километров она является «пограничной» рекой Владимирской и Горьковской областей, а вблизи пристани Чулково Горьковская область занимает уже оба берега.

Теплоход прошел от Елатьмы 33 километра и останавливается у пристани Дмитриевы Горы. Одноименное село видно на взгорье высокого правого берега.

Через 5 километров мы проплываем левобережное село Воютино, напротив которого устье староречья Черный Яр. Обойдя Казневские острова, судно, кажется, подходит к поселку Шиморское, до него осталось всего 2 километра. Но река круто поворачивает влево, образуя 10 километровую петлю. На ее берегу, на склонах Болотовых гор, находится село Ляхи. Через село к Оке бежит речка Салка. От пристани Ляхи начинается местная линия по Оке до поселка Досчатое (21 километр) .

Судно отошло от села Ляхи. Шиморское уплывает в сторону все дальше и дальше, затем оказывается позади и, наконец, неожиданно появляется из-за поворота почти рядом.

В 1927 году здесь был построен Шиморскик судоремонтный завод, возле него возник поселок. У пристани от Оки отходит глубокий затон, в котором ремонтируются и отстаиваются буксиры и несамоходные суда.

От пристани Шиморское совершает рейсы до Горького теплоход «Ракета». Расстояние в 252 километра он проходит за 5 часов 10 минут.

В 2 километрах ниже, справа по Оке в сосновом бору находится дом отдыха «Выксунский» на 400 мест.

Еще 2 километра пути — и видно устье речки Желез-ницы. Вода в этой речке ржавого цвета, так как сна протекает по болотистым местам, богатым железными рудами.

У берега — пристань Усады.

Нам может встретиться красивый пароход типа «Демьян Бедный», обслуживающий туристическую линию Москва — Уфа — Москва. Он располагает удобными каютами на 150 мест. К услугам туристов имеются музыкальный и читальный салоны, библиотека, медицинский пункт. На корме — салоны ресторана.

Пароход плывет в обратный рейс по Оке. За время путешествия туристы побывали на пяти реках — Москве-реке, Оке, Волге, Каме и Белой, осмотрели достопримечательности многих приречных городов.

Пароходы типа «Демьян Бедный» появились на Оке несколько лет назад. Их мощность 450 л. е., скорость до 20 километров в час. Головное судно построили в 1951 году по проекту завода «Ленинская кузница». Подобные суда позднее стали строить для Советского Союза предприятия Венгерской Народной Республики.

Следующая остановка — пристань Досчатое. Досчатое — большой рабочий поселок Горьковской области, вобравший в себя ряд селений. Сюда по узкоколейной железной дороге идет продукция Выксунского Ордена Ленина металлургического завода: трубы, сталь, прокат. Водным путем отправляются также и изделия завода медицинско-санитарного оборудования, корпуса которого стоят несколько ниже по Оке.

Судно обходит трехкилометровый остров и продолжает путь по извивающейся реке; этот участок так и называется Змейкой.

На пригорке левого берега, за речкой Илевной, расположилось село Панфилове — центр одного из передовых хозяйств Муромского района Владимирской области. Колхоз «Панфиловский» большое внимание уделяет развитию молочного животноводства и свиноводства. В артели собирают высокие урожаи знаменитых муромских огурцов.

Через 4 километра судно проплывает мимо древнего села Карачарово, с которым былины связывают имя легендарного русского богатыря Ильи Муромца.

В XVII веке села Карачарово и Панфилове находились во владении князей Черкасских. Всего им принадлежало в конце XVII века более 75 тысяч десятин земли в вотчинах и поместьях, на которых жило около 60 тысяч крепостных крестьян. Карачаровские крестьяне были на натуральном и денежном оброке: «...с крестьян же взять в запас против прошлого... года три сукна сермяжных добрых да епанчей с ожерельями» — отмечалось в одном из документов той поры.

В селе Карачарове в конце 80-х — начале 90-х годов XIX века учительствовал И. М. Губкин, впоследствии выдающийся советский ученый в области геологии нефти. До этого Иван Михайлович был учителем в другом окском селе — Жайске.

Теперь село слилось с городом Муромом.

В Карачарове имеется пристань местной линии Муром—Навашино. Отсюда теплоходы плывут по семикилометровому старому руслу Оки и затону Липня к городу Навашино.

Навашино — молодой город Горьковской области, вобравший в себя рабочие поселки Мордовщиково и Липню.

В затоне Липня видны стапели Навашинского судостроительного завода.

В 1935 году на заводе построили первую в стране цельносварную металлическую нефтеналивную баржу 110

грузоподъемностью 6 тысяч тонн. В 1954 году здесь спустили на воду первый в Советском Союзе мелкосидящий морской танкер «Олег Кошевой».

В 1962—1963 годах здесь изготовили серию сухогрузных судов грузоподъемностью 5 тысяч тонн с автоматизированным управлением двигателями и механизмами. Эти суда являются сейчас самыми крупными речными грузовыми кораблями в стране. Их эксплуатация в народном хозяйстве снижает стоимость перевозок на 40—45 процентов.

В последние годы в городе возникли новые благоустроенные жилые кварталы.

Навашино — крупный транспортный узел; железные и автомобильные дороги идут отсюда в Выксу и Ку-лебаки.

Пароход проплывает под железнодорожным мостом и подходит к пристани города Муром.

От пристани пройдем мимо текстильного комбината «Красный луч»: рабочие-текстильщики принимали активное участие в революционных событиях в городе. В клубе комбината муромские социал-демократы печатали на гектографе листовки и хранили нелегальную литературу.

Съезд, идущий вдоль корпусов, носит имя М. И. Лакина — героя первой русской революции 1905 года, зверски убитого черносотенцами.

В годы Советской власти текстильный комбинат подвергся коренной реконструкции. В его цехах установлены более производительные автоматические станки. В 1965 году весь станочный парк комбината будет состоять из станков-автоматов.

Справа на горе у реки возвышается Спасский монастырь — старейший и один из самых интересных ис-торико-архитектурных памятников города, впервые упоминаемый в XI веке. Сохранившиеся постройки относятся к XVI—XVII векам.

От пристани можно пройти направо по берегу Оки к церкви Косьмы и Демьяна (1565 г.). Народное предание повествует, что она построена на месте, где стоял шатер Ивана Грозного, наблюдавшего за переправой через Оку русских войск, шедших на Казань. Этот памятник — одно из наиболее совершенных произведений шатровой архитектуры XVI века. Несмотря на то, что ее шатер не сохранился — он рухнул и заменен желез ной кровлей, — она и теперь привлекает внимание чудесной архитектурой.