Карта сайта

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Ока, второй после Камы крупнейший приток Волги. начинает свой путь на Среднерусской возвышенности, в Орловской области.

В 4 километрах от железнодорожной станции Малоархангельская тянутся две глубокие лощины с пологими склонами, которые вскоре сливаются в один большой лог. Здесь едва заметной жилкой и пробивается ручеек Ока. Вскоре он соединяется с ручейком Очкой, и трудно сказать, какой из них является истоком реки: оба они имеют одинаковые длину и ширину.

С каждым километром Ока становится полноводнее, вбирает многочисленные ручьи и речки. При впадении в Оку речки Орлика расположен областной центр — город Орел.

Покинув пределы Орловской области, Ока течет по территории Калужской, Тульской, Московской, Рязанской, Владимирской и Горьковской областей. Имея общее направление с запада на восток, Ока извилиста, делает множество петель. Длина реки 1478 километров; на протяжении 1074 километров Ока судоходна.

Главными правобережными притоками Оки являются реки Зуша, Упа, Осетр, Пара, Мокша и Теша, левобережными— Жиздра, Угра, Протва, Москва, Пра, Гусь, Ушна и Клязьма.

Общая площадь бассейна Оки составляет 245 тысяч квадратных километров, причем около 52 процентов его приходится на притоки Угру, Москву, Мокшу и Клязьму.

По условиям судоходства Оку делят на Верхнюю, Среднюю и Нижнюю. Верхний участок Оки — от села Машковичи до устья Москвы-реки, судоходен для небольших пассажирских теплоходов и мелкосидящего грузового флота. По Средней и Нижней Оке плавают большие рейсовые и туристские пароходы, грузовые суда, теплоходы «Ракета» на подводных крыльях.

Верховья Оки находятся южнее, чем ее средний и нижний участки, поэтому ледяной покров на Верхней Оке вскрывается в конце марта — начала апреля, а на Средней и Нижней Оке—примерно на 15 дней позже. Максимальная высота паводка возрастает вниз по реке: у Щурова 9,81, у Касимова 10,95, у Горького 12,25 метра. Исключение составляет участок Оки у Калуги, где наблюдаются резкие колебания уровня воды, достигающие 17—18 метров.

История приокского края уходит в далекое прошлое. С незапамятных времен Ока служила важным торговым путем. Многочисленные стоянки человека, селища и городища, обнаруженные археологами, располагались по берегам Оки и ее притоков.

В VI—VII веках Ока была частью «янтарной» дороги, по которой купцы с берегов Балтийского моря везли янтарь в Хорезм, Китай и другие страны. В VIII—X веках по Оке осуществлялась связь с Востоком. Клады восточных монет, найденные на берегах Оки, — яркое тому свидетельство. Примерно треть общего количества кладов монет, обнаруженных в Восточной Европе, приходится на бассейн Оки.

Купцы и путешественники с Волги попадали на Оку, нередко принимая ее за верхнее течение Волги. В книгах восточных авторов она не упоминается отдельно. Лишь в «Книге областей мира от востока к западу», написанной персидским географом в X веке, говорится об Оке: «Эта река Рус проходит среди славян, направляясь к востоку, до самой границы Русов... Она же меняет направление, поворачивает к югу, к пределам печенегов и впадает в реку Атель».

Заметим, что это единственное известное нам в литературе указание мусульманских географов на реку Оку, когда она рассматривалась не как часть Волги, а как впадающая в Волгу река.

Арабские географы в своих описаниях нередко именовали Оку «славянской рекой».
В Х—XIII веках по Оке и ее притокам из Киева и Чернигова проходила дорога во многие древнерусские города, в том числе в Новгород, Владимир, Муром, Рязань. По этому водному пути в русские земли шли ткани, ювелирные изделия, амфоры с вином из Византии, товары из стран Востока. Оживленная торговля велась по Оке с волжскими булгарами.

Со многими иноземными врагами скрещивали оружие русские воины на приокской земле, часто здесь происходили кровавые сечи в междуусобной борьбе, ослаблявшей силу княжеств. В 1237 году Рязанское княжество первым приняло страшный удар татаро-монгольских орд.

В период многовековой борьбы с татарами Ока — естественный рубеж, защищавший Русь от врага. На ее берегах возникли крепости в Калуге, Серпухове, Кашире. Ростиславле, Коломне, Рязани, Городце Мещерском (Касимов), Муроме, Нижнем Новгороде и ряде других городов. Здесь русские рати «стерегли берег». Днем и ночью с дозорных и сторожевых постов зорко наблюдали, не крадется ли враг с заокской стороны, с низовьев Волги.

В XV—XVII веках Ока продолжала оставаться пограничной рекой Русского государства. В этот период на русском порубежье создается сложная система оборонительных укреплений —«засечные черты». Путешественник XVII века так описывал засеку: «... ворота и деревянные укрепления с башнями посредине и со стеной из округленных связанных между собой бревен, идущих справа и слева на большое протяжение; это для воспрепятствования нападения конницы».

Выросшая и окрепшая в борьбе с врагами Москва, расположившаяся на Москве-реке — левобережном притоке Оки, становится основой объединения разрозненных русских княжеств в единое государство. В хозяйстненно-экономическом развитии Руси важную роль играл Окский бассейн.

Из русских земель по Оке в Западную Европу и страны Востока шли меха, воск, мед, пенька, кожи и многие другие товары. Австрийский посол Августин Мейерберг, посетивший Русское государство во второй половине XVII века, в книге «Путешествие в Московию» сообшал, что русские купцы закупали «...разные ткани льниные, хлопчатобумажные, самый шелк, окрашенный в разные цвета, рубины, бирюзу и жемчуг, ревень, закаленные... клинки, и, на обратных судах, отвозят все это по бегущим ей навстречу рекам Оке и Москве, даже в самую столицу Московской России».

Русские люди издревле были прекрасными судоходцами. Об этом наглядно свидетельствует один из интереснейших письменных источников XVII века — «Книга Большого Чертежа 1627 года», поясняющая карту Руси В отдельном разделе книги дается «Роспись реке Оке. и рекам, которые реки в Оку пали, и на кольких верстах протоку, и с которыми реками верховьем вязались»

С Окой связано создание русского флота. В 1668 году в приокском селе Дединове был построен корабль «Орел» — первенец отечественного судостроения.

При Петре I в 1702 году было положено начало единому водному пути из Балтийского в Черное море через систему рек, в число которых входила и Ока. Из Оки путь проходил по Упе, ее притоку Шати, Иван-озеру и реке Дону. Весной 1707 года по этому пути прошло около 300 судов.

Во второй половине XVIII — середине XIX веков по Оке осуществлялись торговые связи между городами бассейна, а также с Югом, Поволжьем, Уралом. Географ К. И. Арсеньев в 1832 году называл район Центральной России «Окским пространством». «Ока имеет для внутреннего судоходства чрезвычайно важное значение. Посредством ее притоков центральные губернии,... приходят во взаимную связь ..»,— отмечалось в 1849 году в «Обозрении экономической статистики России».

Постепенно основными средствами сообщения стано вятся сухопутные дороги. Сильная вырубка лесов, распашка земель привели к ухудшению условий судоходства на Оке и ее притоках. Работы по углублению Оки на наиболее трудных перекатах проводились еще с XVIII века, однако с развитием железнодорожного транспорта они были заброшены. «С 50 годов (XIX века

Ю. С. вследствие увлечения постройкою железных дорог, эти работы совершенно прекратились» — писал в 1903 году видный русский гидротехник Н. П. Пузыревский.

В многочисленных ходатайствах конца XIX— начала XX века в Министерство путей сообщения и Императорское общество судоходства отмечалось плачевное состояние Оки. Например, на Верхней Оке глубина на мелях доходила до 30 сантиметров, ежегодно судоходство на некоторое время останавливалось. Особенно неблагоприятно обстояло дело с движением судов по Средней и Верхней Оке. Потребовались многие годы переписки и обсуждений, чтобы, наконец, в начале XX века была начата разработка проекта улучшения условий судоходства на Оке между Коломной и Нижним Новгородом.

В 1910 году был принят проект, по которому в 1911— 1915 годах были созданы гидроузлы у сел Белоомута и Кузьминского.

Веками по Оке ходили гусяны, мокшаны, коломенки, клязьминки и другие непаровые суда. Вниз они плыли по течению воды, а вверх поднимались бичевой тягой бурлаками и коноводами.

Первые пароходы на Оке появились в первой трети XIX века. 4 мая 1858 года из Москвы в Нижний Новгород отправился в первый рейс пароход «Николай». В 70-е годы XIX века на Оке возникли капиталистические судоходные общества.

С появлением пароходов движение по Оке заметно оживилось, но бичева и конная тяга продолжали применяться. «Спутник по реке Волге и ее притокам Каме и Оке на 1910 год» сообщал, что в 1900 году по Оке плавало 106 пароходов и работало на конной тяге при помощи бурлаков 1210 непаровых судов.

В Советские годы канули в прошлое бичева и конная тяга, на реке появились новые грузовые и пассажирские суда, развернулись планомерные работы по улучшению судоходных условий на Оке. В 1931 году был восстановлен Белоомутский гидроузел. Увеличивается глубина реки: на важнейших перекатах регулярно работают землечерпательные и землесосные машины. За период с 1913 по 1957 год глубина реки от Щурова до устья увеличилась с 90 до 155 сантиметров. В 1960 году в результате значительных путевых работ на Верхней Оке судовой ход стал короче на 3 километра В годы пятилеток по Оке в города бассейна шли нефть, каменный уголь, лес, хлеб, овощи, минеральное сырье, строительные материалы, доставлялись станки, автомашины, тракторы, приборы, инструменты, изделия легкой и текстильной промышленности и многое другое.

За четыре с половиной десятилетия в корне преобразилась жизнь и облик приокской земли, ее городов, поселков и сел.

В Окском бассейне, на берегах Москвы-реки, расположена столица Советского Союза — крупнейший экономический и культурный центр страны, боевой штаб строительства коммунизма. В устье Оки находится Горький — третий по величине в РСФСР город — центр Волго-Вятского экономического района. На Оке стоят важные индустриальные города Приокского экономического района — Калуга и Алексин, Московского экономического района - Серпухов, Коломна, Рязань, Верхне-Волжского ■— Муром.

Грузоперевозки по Оке и ее судоходным притокам — Москве-реке, Клязьме и Мокше возрастают с каждым годом. Трудно перечислить грузы, следующие по Оке. Это продукция машиностроения и металлообработки, сельскохозяйственная продукция и лес, ткани и химические удобрения. В перевозках большое место занимают строительно-минеральные грузы, ведь берега Оки богаты крупными залежами песка, гравия, известняка.

В Окской пойме находятся плодородные поля и заливные луга многих колхозов и совхозов.

Только в ближайшие годы предполагается включить в севооборот до 100 тысяч гектаров плодородных земель Окской поймы. С этой площади, по предварительным подсчетам, можно получить свыше 300 тысяч тонн овощей и картофеля, кормов для производства почти 330 тысяч тонн молока или 40 тысяч тонн мяса. Это почти столько же, Сколько сейчас продает государству Рязанская область. В бассейне Оки прежде всего развиваются молочное животноводство, овощеводство и садоводство.

Приокский край не только «золотое дно» для сельского хозяйства. Он по праву стал чудесной здравницей для советских людей. Окские ландшафты привлекают многие тысячи туристов и отдыхающих. В наиболее 8 живописных местах прибрежья будут созданы зоны отдыха с корпусами пансионатов, спортивными площадками, стадионами, водными и яхт-станциями, пляжами. Скоро для туристов у реки появятся заправочно-ре-монтные станции моторного флота, пункты проката и хранения байдарок, весельных лодок. Здесь можно будет получить сборный домик или палатку. Сдав лодку на хранение, туристы смогут осмотреть города, исторические и архитектурные памятники.

Природа и люди Приокского края воспеты в народных песнях и былинах, описаны в произведениях A. М. Горького, Д. В. Григоровича, С. А. Есенина, B. Г. Короленко, А. И. Куприна, П. И. Мельникова-Печерского, К. Г. Паустовского, Я. П. Полонского, M. М. Пришвина, М. Ё. Салтыкова-Щедрина, отображены на полотнах В. Д. Поленова, К. А. Коровина, В. Э. Борисова-Мусатова, И. С. Куликова, гравюрах И. П. Пожалостина.

На приокской земле родился и жил, создавая свои гениальные проекты, К. Э. Циолковский — отец космонавтики, провидец космических полетов.

На берегу Оки родился и вырос великий ученый-физиолог И. П. Павлов.

Город Горький, где Ока встречается с Волгой, — родина гениального писателя А. М. Горького и выдающегося деятеля Советского государства Я. М. Свердлова. С ним связаны имена И. П. Кулибина и Н. И. Лобачевского, Н. А. Добролюбова и Т. Г. Шевченко, М. А. Балакирева и многих других деятелей русской науки и культуры.