Карта сайта

Глава VI - Часть 6

Поэтому, например, в разряд Памятных знаков попали такие совершенно разнородные произведения, как бронзовая копия скульптуры И. Шадра «Булыжник — оружие пролетариата» (сквер им. 1905 года), памятник «Ополченцы» (ул. Народного ополчения, ск. О. Кирюхин, арх. А. Ершов), гранитный блок с накладным медным рельефом, изображающим Николая Шмита (Шмитовский проезд, ск. Г. Распопов, арх. Г. Карибов), декоративная композиция «Каховка» скульптора А. Бурганова (Каховская улица), оригинальная композиция, изображающая бакинских комиссаров А. Джапаридзе, И. Фиоле-това, С. Шаумяна, М. Азизбекова (ск. И. Зейналов), — подарок города Баку Гагаринскому району Москвы (установлена около шоссе, ведущего в аэропорт «Внуково»), и т. д.

Памятные знаки — новая и развивающаяся форма монументального искусства. Она возникла в основном по инициативе «снизу» и нередко связана с увековечением событий, имевших локальное значение. Несомненна ее семантическая близость к памятным и мемориальным доскам. Эта далеко еще не устоявшаяся форма идейно-эстетического освоения городской среды явно говорит о том, что монументальному искусству становится тесно в тех рамках, которые были для него установлены около двадцати лет назад уже упоминавшимся постановлением (№ 481), где, по сути дела, фиксировалось налачие лишь трех групп монументальных произведений — монументы общегосударственного значения, надгробия и памятники людям и событиям, условно говоря, «республиканского» масштаба и бюсты дважды Героев Советского Союза и Героев Социалистического Труда. Широкая народная инициатива, заинтересованность масс в увековечении событий, связанных с их городом, районом, улицей, предприятием и т. д., породила и новую категорию монументальных произведений — Памятные знаки как своего рода разновидность декоративной скульптуры. Хотя очень часто их смысловое, идейно-эстетическое значение перерастает рамки декоративной пластики. На сегодня Памятный знак — одна из перспективных областей монументального искусства, находящаяся в процессе становления. Ее дальнейшее успешное развитие, наверное, во многом обогатит концепцию советской монументальной пластики, ибо в Памятных знаках ясно проступает одна из важнейших идейных черт этой концепции —ее демократизм, выражающий подлинно народные основы монументального искусства как искусства, создающегося по инициативе людей и для людей.

Развитие и видоизменение декоративной скульптуры в 60 — 70-х годах— это прежде всего отражение интенсивного процесса эстетического освоения окружающей среды. Стремление не просто украсить среду, а одухотворить ее, сделать эстетически значимой, содержательно связанной с культурой народа и его историей, вызвало те существенные изменения, которые произошли в сфере декоративной скульптуры.

Наряду с трансформацией символической и портретной пластики изменения в декоративной скульптуре зримо отражают также повысившийся уровень исторического и социального самосознания народов СССР, возросшее патриотическое чувство и национальную гордость советских людей. Именно это привело к широкому развитию такой формы декоративной пластики, как Въезды в города и районы.

В 60 — 70-е годы декоративная скульптура, хотя она и не испытала такого количественного роста, как портретные или символические памятники, тем не менее оказала значительное влияние на становление
и развитие общей концепции монументальной пластики. Это сказалось главным образом в повышении декоративности всей монументальной пластики, особенно монументов и памятников-символов. Наряду с этим сама декоративная скульптура содержательно обогатилась, ее идейно-эстетическая и тематическая база стала значительно шире. Многообразные и результативные композиционные поиски теснее связали декоративную скульптуру, с одной стороны, со скульптурой станковой, а с другой —с монументальной. Она стала как бы своего рода экспериментальной базой и транслятором ряда приемов станкового искусства в монументальное.

Расширение содержательных основ декоративной пластики способствовало ее более полному и органичному вхождению в общий контекст социалистической культуры и ее более тесной связи с национальными культурами. Особенно велика роль декоративной скульптуры и ее отдельных видов (парковой, «фонтанной», Въездов и т. д.) в построении живой связи между искусством, средой обитания людей и природой.

Становление в системе декоративной скульптуры принципиально новых видов монументальной пластики — Въездов в города и районы, а также Памятных знаков — связывает монументальную пластику со станковым и оформительским искусством. По самой природе своей Въезды и Памятные знаки являются синтетическими произведениями, органично сочетающими в себе особенности архитектурных монументов, круглой скульптуры, рельефов, искусства шрифта. Распространение этих видов искусства не только обогащает общую концепцию советской монументальной пластики, но и сообщает дополнительные стимулы для ее дальнейшего плодотворного развития. Появление этих новых видов, так же, как и Монументов Дружбы в лоне символической скульптуры, говорит о существенных и еще далеко не полностью выявившихся потенциях современной советской монументальной пластики.