Карта сайта

Глава VI - Часть 4

Декоративная скульптура последних лет исключительно разнообразна по пластическим приемам, композиции, применяемым материалам и техникам. Так, например, декоративные произведения, установленные в последние годы в Москве, выполнены из бронзы, белого мрамора, алюминия, листовой меди, гранита, известняка, терракоты и т. д. с применением литья, вырубки, выколотки, лепки, сварки и других техник. Нередко именно в области декоративной пластики впервые проверяются и осваиваются новые материалы и техники. Декоративная скульптура постепенно становится своего рода экспериментально-лабораторной базой для монументального искусства и не только в области поисков новых формальных средств. Здесь успешно решаются также содержательные задачи, намечаются интересные и многообещающие пути выражения национального своеобразия, особенно у тех народов страны, которые не имели раньше развитых традиций пластики. В этой связи достаточно упомянуть хотя бы такую интересную работу с ярко выраженным национальным характером, как «Лежащий мальчик» киргизского скульптора 3. Хабибулина, особенно примечательную тем, что ее национальное своеобразие выявлено в особенностях композиции и пластики обнаженного тела, причем без всяких аксессуаров и атрибутов.

Плодотворные поиски современного пластического языка, способов выражения национального характера, новых композиционных приемов зиждятся на стремлении к повышению содержательности декоративной пластики. И это является ее важнейшей чертой, определяющей все развитие декоративной скульптуры в 60 —70-х годах. Декоративная скульптура стала значительно более емкой по содержанию и приобрела гораздо больший психологизм. В какой-то мере это традиционно именно для русской скульптурной школы. Декоративные вещи Мартоса, Козловского, Пименова всегда отличались серьезностью и глубиной. И именно в наше время эта черта проявилась наиболее выпукло как одно из выражений общего для современного искусства процесса повышения содержательности и «размывания» границ между жанрами.

Сочетание декоративности и глубокой содержательности — эта особенность пронизывает теперь всю скульптуру, каждый ее элемент. И это говорит о том, что изменились не просто приемы лепки, материалы, композиционные принципы — изменилось отношение к декоративной скульптуре и само понимание декоративности, которая воспринимается теперь не только как нечто поверхностное, лишь украшающее природную среду или архитектуру, но и как раскрывающее смысл и строй городских и курортных или парковых ансамблей, объединяющее Историю и Современность.

Вспомним классический пример — главный фонтан Петродворца со скульптурной фигурой Самсона, раздирающего пасть льва, из которой бьет вверх мощная струя воды. По сути дела, соединение скульптуры и фонтана никак не связано ни с образом Самсона, ни с образом льва. Более того, фонтан как особый элемент благоустройства, придающий среде оттенок праздничности, веселости, способствующий приятному времяпрепровождению, в данном случае сводит на нет героический драматизм скульптурного изображения.

И совсем иной подход видим, например, в «Фархаде» Б. Свинина. Речь идет сейчас не о сравнении пластических достоинств группы М. И. Козловского, давно уже ставшей классическим образцом, и работы молодого советского скульптора, а о различном понимании особенностей декоративной пластики. Фонтан у статуи Фархада не только сюжетно оправдан, он является важнейшим образным элементом всей композиции. И фигура Фархада и фонтан, составляющие образное единство, одинаково важны в раскрытии общего замысла. И главное — смысл действия Фархада прочитывается очень легко и понятен каждому. А ведь смысл группы Козловского сейчас ясен лишь немногим специалистам, а ее важный политический подтекст никак не соответствует «фонтанному» увеселительному назначению группы 1.


1 Фонтанная группа посвящена победе русского войска во главе с Петром I во время Полтавской битвы, произошедшей в день святого Самсона, над шведами, имевшими в государственном гербе изображение льва. Поэтому библейский сюжет на тему единоборства Самсона со львом получил политический смысл.

 

Таковы очень важные изменения, произошедшие в отношении к декоративной скульптуре. Вместе с тем задача достижения декоративности сейчас все чаще ставится и решается не только в декоративной, но и в портретной и символической монументальной скульптуре. Повысившаяся декоративность является одной из важных отличительных черт всей монументальной пластики 60—-70-х годов.