Карта сайта

Глава IV - Часть 12

Впечатление совершенно меняется при рассмотрении памятника слева. Здесь преобладают диагонали, резкие складки, острые линии, угловатые движения. Пола пальто откинута ветром. Левая рука резко согнута, как бы сдерживая движение, противостоя ему и вместе с тем помогая общей устремленности фигуры вперед, навстречу ветру. Отсюда, слева, взгляд кажется напряженным, суровым и одновременно как бы повелительным, приказывающим.

В связи с таким изменением впечатления при движении зрителя слева направо возникает ощущение постепенного ослабления динамики фигуры. Она как бы живет, движется, и это определяет ее особенности. Памятник в Херсоне по праву вошел в ряд наиболее интересных ленинских монументов, созданных в 60-е годы.

В 1966 году в Железноводске перед зданием горкома КПСС установлен памятник В. И. Ленину работы Н. Томского. Если в волгоградском памятнике Е. Вучетича не чувствуется попытки по-иному осмыслить образ Ленина и основные образные искания отразились лишь в решении постамента, то в Железноводске постамент простой, лапидарный, призматический, а в самом подходе к образу Ленина чувствуется сильное желание передать внутренний порыв, напряженность состояния. Фигура Ленина дана в небольшом повороте, у него развернуты плечи, поднята голова. Левая нога, опирающаяся почти на край плин-та, чуть повернута внутрь, что придает еще большую динамичность статуе. Но в то же время это движение, скорее, внутреннее, поза в целом достаточно статична. Ветер слегка развевает полу расстегнутого пальто. Приемы лепки — обобщенные, хорошо передающие грубоватую, зернистую фактуру металла. Фигура в целом очень жизненна и одновременно достаточно «памятникова». В ней нет открытого призыва, обращения к слушателям, и вместе с тем кажется, будто Ленин высказал какую-то ясную и очень важную мысль и теперь наблюдает за реакцией слушателей, готовый еще раз убедительно и доказательно изложить ее.

В 1967 году в связи с празднованием 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции было установлено еще несколько памятников Ленину. Мы отметим в основном лишь те, которые были связаны с конкурсными проектами. Выше, анализируя конкурс на проект памятника Ленину для Юго-Запада Москвы, мы говорили о работе В. Топуридзе — А. Власова. Фигура Ленина из этого проекта, лишь слегка переработанная, составила основу памятника, открытого у завода имени Владимира Ильича в Москве (арх. К. Топуридзе). Это бывший завод Михельсона, где, как известно, выступал Ленин и где на него было совершено покушение. Ранее здесь в достаточно тесном пространстве был установлен памятник— полуфигура — и находилась мемориальная доска. Новое решение предусматривало большую свободу. На постаменте, сложенном из грубо обработанных мощных гранитных блоков, высится фигура Ленина. Он изображен в пальто с приподнятым воротником. Руки его спрятаны в карманы. В памятнике сохранены та легкость и естественность позы, которые привлекали и в проекте. К сожалению, пьедестал памятника кажется более мощным и грубым, чем этого требует характер фигуры и ее свободная поза.

В 1967 году был установлен памятник В. И. Ленину в Кремле по проекту одержавшего на конкурсе победу скульптора В. Пинчука и архитектора С. Сперанского. Как известно, перед участниками конкурса ставилась двуединая задача — «раскрыть средствами монументального искусства образ Владимира Ильича Ленина — основателя первого в мире социалистического государства» и «передать близкие народу черты ленинского характера — глубокую человечность, скромность, простоту». Заранее была таким образом предопределена необходимость добиваться многогранной, неодноплановой характеристики образа. И все же из этих двух задач воплощение черт Ленина-человека казалось скульптору особенно важным. Рассказывая о своей работе над памятником, В. Пинчук говорил о том, что уже в первых эскизах у него «утвердилось желание посадить фигуру на низком постаменте, показать Ленина присевшим на ступеньках или на парапете в момент раздумья и при помощи движения фигуры и драпировок передать ленинский характер, его темперамент, собранность и естественность. Хотелось избежать лишней жестикуляции, сосредоточить внимание на голове Ленина, донести до зрителя живые черты величайшего и самого человечного из людей, создать образ правдивый, простой, каким он живет в народе» 1.

Скульптору удалось сделать то, что он задумал. И вместе с тем некоторая напряженность позы Ленина, его собранность, устремленный вперед взгляд передают именно черты деятеля, мыслителя, активно работающего даже в минуту отдыха. Здесь и сама не очень удобная поза Ленина (особенно при боковых точках зрения) передает этот внутренний динамизм образа. Правда, с левой стороны фигура вождя выглядит значительно спокойнее и поза кажется более естественной и органичной.

Памятник установлен в сквере, выходящем на Ивановскую площадь. Фигура сравнительно невелика — 3,62 м (2,5 натуры), высота постамента—1,43 м. Постамент установлен на зеркально отполированный стилобат размером 6X5,1 м. Эта плита стилобата как бы определяет не только физическую, но и нравственную границу памятника, не позволяя забывать о том, какому человеку установлен этот кажущийся на первый взгляд камерным монумент. Одновременно, как замечает А. Халтурин, «подробная портретная характеристика, внимательное, любовное отношение автора ко всем деталям облика В. И. Ленина создают впечатление человеческой близости общения с произведением, воплощающим образ вождя»2.


1 Пинчук В. Моя работа над памятником В. И. Ленину.— «Искусство», 1969, № 4, с. 9.
2 Халтурин А. В граните и бронзе.— «Строительство и архитектура Москвы», 1968, № 1, с. 8.

 

Поставленный в некотором отдалении от Ивановской площади, небольшой памятник не спорит с ее размерами, с масштабом окружающих ее архитектурных сооружений. Он словно живет собственной жизнью, имеет собственную меру. Вместе с тем взгляд Ленина, устремленный вперед, связывает фигуру с ансамблем Кремля. Эта связь подчеркивается и тем, что брусчатка площади входит в сквер, «обтекая» подножие памятника с двух сторон. А вечнозеленые ели и другие деревья сквера создают около памятника камерную среду, соответствующую его скромным размерам, являясь одновременно и естественным «переходом» от памятника к зданиям на площади.