Карта сайта

Глава IV - Часть 11 - Памятники В. И. Ленину

Большинство памятников Ленину сооружалось в конце 60-х годов, что было связано с празднованием торжественных дат — 50-летия Октябрьской революции и 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. Кроме того, к 90-летию со дня рождения В. И. Ленина в 1960 году были установлены памятники в Волгограде (ск. Е. Вучетич, арх. Т. Захаров), в Москве (ск. М. Манизер, арх. И. Рожин), в Горках Ленинских (ск. Л. Кербель, арх. И. Француз), в Душанбе (ск. Т. Полякова, А. Рабин, арх. Г. Гаврилов, Е. Кутырев), в Полтаве (ск. Л. Кербель, арх. А. Душкин), в Чебоксарах (ск. А. Далиненко, Б. Татарович, Г. Ястребенецкий, арх. Г. Израилович). Познакомимся с некоторыми из этих произведений.

22 апреля 1960 года в Волгограде на площади имени 9 января, переименованной в этот день в площадь В. И. Ленина, был открыт памят ник Ленину работы Е. Вучетича (арх. Т. Захаров). Он находится перед стеной знаменитого Дома Павлова. Здесь же воздвигнута величественная колоннада, за которой сохраняются, как памятник Великой Отечественной войны, руины мельницы, и уже начало строиться здание Панорамы Сталинградской битвы. Девятиметровая бронзовая фигура вождя решена в канонах 50-х годов и не является большим пластическим достижением скульптора. Архитектурная же часть памятника чрезмерно гипертрофирована, совмещает в себе массу изобразительных элементов и представляется чересчур претенциозной, к тому же и несоразмерной с высотой статуи. Общее архитектурное решение и силуэт постамента отдаленно напоминают Мавзолей Ленина. Центр же постамента состоит из ряда поставленных друг на друга объемов, причем средний, стесанный с двух сторон наподобие крыши, по-видимому, должен ассоциироваться с известным Ленинским шалашом в Разливе или же с бойком могучего молота. В центр этого объема врезан цилиндр, напоминающий гигантскую трубу и опоясанный вверху двумя поясами. Он вызывает в памяти силуэт башни броневика. Надпись «Ленин» по шрифту близка к надписи на Мавзолее.

Вызывает удивление, что Е. Вучетич, склонный к интересным, острым композиционным решениям и высоко ценивший их оригинальность у других, согласился с таким вычурным пьедесталом. Ведь еще в период работы над этим памятником он, будучи членом жюри конкурса на памятник Марксу, очень одобрительно отозвался о простой и выразительной композиции работы Л. Кербеля. Он сам вспоминал позже: «Войдя в зал, где были выставлены конкурсные проекты, я сразу же обратил внимание на проект под девизом «Красный серп и молот». Гранитная глыба поднималась непосредственно из самой земли и дыбясь перерастала в фигуру Маркса. Это очень хороший и близкий моему сердцу композиционный прием сразу же привлек внимание большинства членов жюри... Смелая, простая и ясная, я бы сказал, мужественная композиция»

В композиции же собственного памятника Вучетич почему-то не стремился ни к простоте, ни к ясности, а скорее, наоборот, — к многосложности и давящей мощи.

Автором памятника на территории Центрального стадиона имени В. И. Ленина в Москве является М. Манизер (арх. И. Рожин). Восьмиметровая фигура установлена на гранитном пятиметровом пьедестале, имеющем простые и внушительные формы. Мощный параллелепипед поставлен на расширяющемся ступенчатом цоколе, причем между основным объемом и лестницей выполнена подрезка, что придает пьедесталу некоторый) упругость и зрительно облегчает его. Новые архитектурные веяния зримо сказались в композиции этого постамента. Хорошо выбран его светлый цвет, способствующий также впечатлению легкости. Его небольшая сравнительно с фигурой высота способствует приближению скульптуры к зрителю.

Но в целом памятник только в своей архитектурной части несет черты монумента 60-х годов, скульптурная же его часть вполне традиционная и почти дословно повторяет фигуру Ленина (6,5 м) памятника в Ульяновске (1940).

Более интересной представляется работа Л. Кербеля в Горках Ленинских (общая высота — 5,5 м). Полуфигура Ленина возникает из необработанной массы гранита, нижняя часть которой представляет собой отполированную четырехгранную призму, к сожалению, излишне мощную, причем ее размер увеличен еще цоколем.

Отметим выразительный эффект, образующийся в результате различной фактурной обработки поверхностей, с одной стороны, френча, в который одет Ленин, а с другой — рук и лица. Впечатляет и то, что Ленин одет только в простой френч с расстегнутым воротом. При всей серьезности и убедительности позы и выражения лица это придает образу какую-то внутреннюю свободу, легкость, потенциальную динамику, так же как и не тривиальные, не стереотипные жесты. Архитектурное же решение постамента здесь несколько противоречит этой легкости и свободе, которая так органично сочетается с выражением могучей воли и утвердительной силы в скульптурном образе.

Слиянием традиционных и новаторских черт отличается и памятник В. И. Ленину в Ставрополе скульптора П. Бондаренко (1962, арх. А. Заварзин). Этот памятник представляет собой комплексную фронтальную композицию, состоящую из фигуры Ленина (7 м) на четырехгранном пьедестале (общая высота — 7,6 м) и двух трехфигурных композиций справа и слева от нее.

В начале 60-х годов В. Пинчук работает над памятниками Ленину для Оренбурга и Красноярска. В отличие от его памятника в Кремле это более крупные вещи и решенные в достаточно традиционной манере, хотя и со значительно большей живостью и естественностью, чем статуи предшествующего периода. Особенно интересным в них является то, как внимательно отнесся скульптор к особенностям окружающей ситуации, стремясь наиболее органично «вписать» свои произведения в ту среду, физическую и образную, в которой им придется «жить». Сам В. Пинчук писал по этому поводу: «Для памятника в Оренбурге, стоящего на площади, я искал утверждающий жест трибуна, оратора, способный «удержать» широкую площадь»1. Но нужно отметить, что в скульптуре слишком много складок, мелких деталей, дробящих поверхность формы, создающих массу бликов и заставляющих забывать о материале скульптуры.

Для памятника в Красноярске (в соавторстве с Г. Ястребенецким, арх. С. Сперанский) В. Пинчук избрал спокойную, статуарную позу, более цельную по силуэту. Ленин изображен в распахнутом пальто с поднятым воротником и кепке. Он как бы всматривается в широкие дали, охватывая их взором. Скульптор говорит, что в этом произведении он хотел передать «энергию и пафос вождя революционных битв, созвучный мощи Енисея и далекой черте горизонта» 2.


1 Пинчук В. Тема, требующая всей жизни.— «Художник», 1967, № 5, с. 5.
2 Там же, с. 5.

 

В середине 60-х годов выполнили статую Ленина для памятников в Херсоне и Павлодаре молодые ленинградские скульпторы Л. Родионов и Л. Михайленок.

В Херсоне памятник установлен на центральной площади, лицом к главной магистрали города. Скульптура стоит на гранитном кубе, помещенном в середине цветущего партера. Интересной особенностью композиции является своего рода многозначность впечатления, особенно ощущаемая при сравнении памятника, воспринимаемого слева и справа. При подходе справа зритель видит Ленина в спокойной позе, с чуть приподнятой головой, что-то внимательно рассматривающим впереди себя. Большая плоскость полы пальто подчеркивает статуар-ность позы. Ноги кажутся почти соединенными вместе и удачно продолжают основные вертикали фигуры.