Карта сайта

Глава IV - Часть 7

Означенная трактовка фигуры Ленина может быть несколько спорной. Другие критики оценивали ее иначе, и это говорит об известной

многоплановости произведения В. Топуридзе. В частности, Н. Былин кин, отмечая большие художественные достоинства работы В. Топу ридзе, писал: «Такой скульптуры Ленина мы еще не имели. Поза Ленина энергична, полна сдерживаемого движения. В ней нет и капли аффектации. Движение как бы взято в самом начале, в момент перехода от покоя к движению, что и сообщает фигуре такую напряженность п волю. Образ Ленина передает атмосферу незабываемых дней Октября. Это достигнуто своеобразной обработкой поверхности фигуры, которая дает игру света и тени, усиливающую трепет движения.

Сама одежда — пальто с приподнятым воротником, кепка — вносит ту теплоту и человечность, которая делает образ великого вождя простым и близким каждому человеку. Однако, несмотря на все наши личные симпатии к этому произведению, его все же трудно представить себе в виде большого монумента. Увеличение масштаба этой •скульптуры за пределы четырех-пяти метров несомненно лишит ее того обаяния, которое в ней заключено» 1.


1 Былинкин Н. Указ. соч., с. 21.

 

Острота замысла характеризует проект памятника Ленину В. Ци-галя и архитектора Л. Павлова. Из огромнейшей пирамидальной скалы красного гранита как бы вырастает колоссальная голова вождя. Здесь наиболее концентрированно и лаконично решена тоже лишь одна, главная, по мнению авторов, тема памятника: «Ленин — мыслитель». В проекте есть масштабность и монументальность. Авторы нашли оригинальное, смелое решение, однако спорными были возможности его реализации, а также некоторые частности проекта. Казалось, что голова несоразмерна по отношению к массе гранитного блока. Архитектурное оформление, представлявшее собой огромные утомительные лестничные марши, постепенно подводящие к скульптуре, выглядело однообразно и бедно. Но мысль авторов выражена с большой лапидарностью и силой минимальными и истинно пластическими средствами. Небезынтересно отметить, что этот проект получил значительное число положительных отзывов зрителей выставки. Из 1960 письменных отзывов за проект Цигаля — Павлова высказалось 180 человек, и он набрал по числу положительных оценок второе место.

В одном из проектов А. Кибальникова (арх. Р. Бегунц, Н. Ковальчук, В. Макаревич) основной темой явилась связь Ленина с народом. Тема эта выражена несколько прямолинейно: за идущим Лениным движется группа людей. Тесно сплетенные, почти нерасчлененные, они должны создавать впечатление массы, как бы выдвинувшей Ленина и в то же время ведомой им. Однако в проекте силуэт этой массы дробил фон и мешал объемному восприятию фигуры Ленина. М. Бархин, в целом положительно оценивая этот проект как «темпераментно и талантливо задуманный», отмечает в нем и ряд недостатков. «Фигура Ленина и идущая за ним толпа (иначе ее не назовешь) нерас-членены. Стремясь подчеркнуть слитность Ленина с народом, авторы настолько тесно построили свою группу, что люди превратились почти в бесформенную массу. У скульптурной группы нет четкого силуэта... Группа стоит низко, почти без пьедестала, отодвинутая от края горы. Со всех средних точек зрения (с Лужников) памятник закрыт горой.

Возможно, что головы все же будут видны. Но вряд ли это так было задумано. Однако сама фигура Ленина сделана подкупающе свежо» 1. Ряд критических замечаний по поводу этого проекта высказал Н. Былинкин 2. Однако известная новизна такого решения для нашего зрителя (хотя по замыслу оно повторяет одну из больших скульптурных групп, установленных после Великой Отечественной войны в Праге), а также удачное введение в общую композицию отдельно стоящей фигуры рабочего, названной «К солнцу» и символизирующей освоение космоса, то есть соединение памятника Ленину с актуальной современной тематикой, чего не было в других проектах, вызвали положительную реакцию общественности. На первом туре открытого конкурса этот проект получил вторую премию, а среди отзывов зрителей на выставке набрал 190 положительных оценок — самое большое число одобрений.

А. Кибальников и П. Бондаренко с тем же коллективом архитекторов и при участии скульптора В. Добронравова и архитектора Э. Матвеевой представили и второй вариант, изображающий фигуру Ленина на пьедестале в распахнутом пальто и с вытянутой вперед рукой. Впереди на значительно более низком уровне находилась фигура рабочего, рвущего цепи. Журнал «Архитектура СССР» в редакционной статье отмечал, что в этом варианте, «повторяя жест, силуэт и композицию фигуры памятника Ленину у Финляндского вокзала, авторы конкурсного проекта идут по разумному пути использования традиций, тем более, что именно этот проект является наиболее законченным и цельным из всех проектов второго тура» 3.


1 Бархин М. Указ. соч., с. 21.
2 См.: Былинкин Н. Указ. соч., с. 20—21.
3 Гению Революции (конкурсные проекты памятника В. И. Ленину в Москве).— «Архитектура СССР», 1960, № 4, с. 10.

 

Совершенно особняком стоял выполненный с гигантским, истинно русским размахом проект С. Коненкова (арх. С. Бродский). Это был один из немногих проектов, где предпринималась попытка дать аллегорическую трактовку памятника: Ленин был установлен на вращающийся земной шар и окружен фигурами рабочих, ученых, художников, музыкантов, крестьян и т. д. Гигантская лестница с площадками, ведущая к памятнику, была заполнена аллегорическими фигурами. Тут были представлены Садко, Пугачев, Георгий Победоносец, пронзающий змия, «Освобожденный человек», рвущий цепи, декабристы и т. д. Образ Ленина, по идее, должен сливаться с образом народа, несущего в себе могучее революционное начало. В композиции памятника было что-то от былинно-эпических сказаний. Однако за ее размашистым, широким замыслом пропадал и мельчал сам образ Ленина. Вызывала серьезные возражения и конкретная разработка этого замысла. Он страдал литературностью и слишком прямолинейно иллюстрировал идею автора. Памятник Ленину превращен в музей статуй литературно-мифических и исторических героев.