Карта сайта

Глава IV - Часть 2 - Памятники К. Марксу и Ф. Энгельсу.

Известно, что первый портрет Маркса в России был создан А. Голубкиной в 1905 году по просьбе Московского Комитета РСДРП (б). В первые пореволюционные годы появилось много временных памятников Марксу. В частности, были созданы парные бюсты Маркса и Энгельса С. Мезенцева (1918), голова и фигура Маркса А. Матвеева (1918), памятник С. Лаврова для Пензы (1918), бюст Маркса Н. Андреева и С. Меркурова (1919), памятники Марксу для Симбирска С. Меркурова (1920), для Омска И. Шадра (1920), для Калуги М. Ма-низера (1921) и др. В эти же годы над бюстами и памятниками Марксу работали В. Лишев, М. Гельман, А. Бразер, И. Чайков, А. Лавин-ский и другие скульпторы. В 1918—1921 годах были объявлены кон-

курс на проект памятника Марксу на его могиле в Лондоне и три конкурса на проект памятника Марксу для Москвы, в которых участвовали такие скульпторы, как Н. Андреев, С. Меркуров, Я. Николад-зе, Б. Королев, С. Алешин и другие. В частности, проект С. Меркурова памятника на Ходынском поле представлял собой фигуру Карла Маркса на четырех слонах, что, по-видимому, должно было символизировать мощь и всемирность его учения. Из воспоминаний Луначарского известно, что В. И. Ленин отнесся к этому проекту отрицательно 1.


1 См.: Луначарский А. В. Ленин и искусство. (Воспоминания).— В кн.: Об изобразительном искусстве, т. 2. М., 1967, с. 7—8.

 

В конечном итоге Совнаркомом был отобран проект памятника С. Алешина. Его закладка происходила 1 мая 1920 года на Театральной площади в Москве, причем первые кирпичи укладывал В. И. Ленин, а на гранитной плите, установленной на месте закладки, было высечено: «Первый камень памятника великому вождю и учителю пролетариата Карлу Марксу». Однако проект, над скульптурной частью которого С. Алешин и его соавторы работали очень долго и упорно, так и не был осуществлен.

В 30-х годах были также приняты постановления об организации нескольких конкурсов на памятник Марксу, в том числе в 1933 году — международного. Однако практическая работа над Марксианой замедлилась. От этих лет сохранился бронзовый бюст Маркса 1932 года Н. Томского, установленный сейчас в Батуринском сквере в Ленинграде, и бронзовый бюст работы С. Евсеева, установленный в сквере перед Смольным. В 50-е годы С. Алешин, используя опыт своей многолетней работы по увековечению памяти Маркса, создает памятник-бюст, установленный в 1958 году в Пензе (бронза, арх. Г. Захаров). Тогда же С. Алешиным была выполнена монументальная бронзовая голова Маркса, находящаяся сейчас в Музее К. Маркса и Ф. Энгельса в Москве.

Выражением вновь пробудившегося желания увековечить память вождя мирового пролетариата явилось решение Президиума ЦК КПСС 1957 года о сооружении в Москве памятника Карлу Марксу и уста-новке его на площади Свердлова, на том месте, где он был заложен в 1920 году В. И. Лениным. Тогда же Министерство культуры СССР и Мосгорисполком объявили открытый конкурс на проект памятника Марксу.

Этот конкурс был очень представительным. В нем участвовали известные мастера советской скульптуры и много талантливой молодежи. Было выполнено 60 проектов, выставленных для всеобщего ознакомления. В августе 1958 года жюри подвело итоги конкурса и присудило первую премию проекту под девизом «Красный серп и молот», автором которого был Л. Кербель. Второй премии присуждено не было. Двумя третьими премиями были отмечены проекты Л. Мура-вина и В. Знобы. Первый из них представлял собой два гранитных объема различной высоты. На одном из них был установлен бюст Маркса, на втором, более высоком — фигура рабочего. Второй проект представлял решенную в горельефе голову Маркса и объемную фигуру
рабочего, рвущего цепи. Поощрительные премии получили скульпторы Е. Белостоцкий, Б. Дыба, О. Манизер, Н. Томский, Л. Торич и Б. Яки-мович. Следует отметить, что четыре из поощренных проекта предусматривали установку фигуры Маркса в полный рост на постаменте.

В целом можно сказать, что проекты, вызвавшие симпатии жюри, отличались смелыми композиционными поисками, новыми пластическими решениями, в которых существенно усиливалась роль архитектурных объемов. Наряду с круглой скульптурой использовались рельефы. Несомненно, что проект Л. Кербеля был наиболее целостен и органичен как по общему замыслу, так и по сочетанию новаторских и традиционных черт. В данном случае при создании монументальной скульптуры, рассчитанной на восприятие максимально широкими кругами зрителей, необходимо было учитывать некоторую психологическую инертность массовых вкусов и разумно сочетать новые пластические идеи с близкими и понятными широкому зрителю эстетическими воззрениями.

Л. Кербель с самого начала предполагал вырубить памятник из цельной глыбы камня. Эта мысль пришла к нему во время знакомства со статьями А. В. Луначарского, где было сказано, что Маркс—«это глыба», монолитная глыба. Маркс и его идеи — непоколебимы, едины и тверды. Это натолкнуло на образное решение, в котором фигура Маркса должна как бы вырастать из гранитного монолита и в целом напоминать неприступную гранитную скалу 1. Первоначально, правда, скульптора больше привлекал не серый гранит, а зеленовато-серый диорит с голубым отливом. Вероятно, этот цвет еще более бы гармонировал с зеленью сквера на площади Свердлова. Однако найденная глыба диорита при первичной обработке дала трещину, и от этого материала пришлось отказаться 2.


1 Полевой Б. У памятника Карлу Марксу.— «Правда», 1961, 26 ноября; Белосор-лова Л. Мыслителю и борцу.— «Искусство», 1962, № 2.
2 Замошкин А. И. Лев Ефимович Кербель. М., 1967, с. 120.