Карта сайта

Глава III - Часть 6

Группа произведений, посвященных событиям Великой Отечественной войны, разнообразна не только композиционно, но и содержательно. Здесь есть монументы, воздвигнутые в честь военных событий, освобождения того или иного города, соединения фронтов, окружения вражеских группировок и т. д. Значительное число произведений посвящено жертвам фашизма. Как правило, они устанавливаются на месте массовых расстрелов, лагерей смерти, сожженных деревень и т. д. Следовательно, они играют и мемориальную роль. Большую группу составляют памятники Славы или памятники Героям. Они представляют собой обычно обобщенные изображения, символизирующие подвиги народа в Великой Отечественной войне и прославляющие людей, павших в борьбе за мир и счастье народов. Нередко они устанавливаются не только в городах, но и в селах, на территориях крупных заводов и комбинатов.

Среди монументальных сооружений, созданных в честь выдающихся событий Великой Отечественной войны, видное место занимает Курган Славы (1969, авт. коллектив под руководством ск. А. Бембеля, арх. А. Стахович), торжественно открытый в дни празднования 25-летия освобождения Белоруссии. Он находится под Минском, на месте исторических боев по уничтожению немецко-фашистской группировки «Центр», недалеко от Московского шоссе.

Курган Славы производит мощное и торжественное впечатление. Особенность и сила этого воздействия определяются его концентри-рованностью. В отличие от ряда других мемориальных сооружений, Курган Славы не имеет особого «подтекста» или символической многоплановости. Здесь все средства — плакучие ивы, пешеходные дорож-ки-лестницы, рассчитанные на медленное и длительное восхождение, цвето-скульптурные изображения и открывающаяся с Кургана мирная панорама — рассчитаны на то, чтобы напомнить о героических деяниях, о кровопролитной войне и отдать дань памяти освободителям Родины. Такую задачу поставили перед собой авторы, и они ее успешно решили, используя комплекс архитектурных, скульптурных и живописно-цветовых средств в сочетании с умело организованным ландшафтом.

Здесь же, в Белоруссии, в 1968 году около деревни Ленино Могилевской области был создан мемориальный комплекс, музей-памятник в честь 25-летия рождения Войска Польского 1. включающий куполообразное здание музея и скульптурный монумент, прославляющий со-ветско-польское братство по оружию (ск. В. Цигаль, арх. Я. Белопольский, В. Хавин).


1 В октябре 1943 г. в боях под деревней Ленино получила боевое крещение Первая польская дивизия имени Тадеуша Костюшко, сформированная на территории СССР. Отсюда польские солдаты прошли вместе с Красной Армией победный пуп. до Берлина.

 

С левой стороны от входа в музей возвышается каменный монумент: из прямоугольного пьедестала вырастают две мощные руки, сжимающие ствол автомата и древко знамени, — символ советско-польской боевой дружбы. Складки знамени свободно опускаются с другой стороны, образуя своего рода фон для рук и части пьедестала. Мускулистость сжатых рук и их пропорции в общей композиции монумента способствуют созданию очень концентрированного впечатления. Памятник чрезвычайно лаконичен, здесь нет ни одной лишней, «рассказывающей» детали — каждый элемент занимает свое точное и определенное место в общей структуре образа, формируя целостное и сильное впечатление.

Здесь же, на окраине поселка, имеется несколько мемориальных памятников павшим в боях советским и польским воинам. Пожалуй, наиболее запоминающееся и выразительное впечатление среди них производит укрепленный вертикально на двухступенчатой гранитной плите огромный кусок толстой брони с несколькими как бы пробитыми снарядами отверстиями, трещиной и одним оплавленным краем. Хотя кусок брони создан по специальному эскизу скульптора, он воспринимается подлинной реалией войны и рождает массу ассоциаций. Во-первых, его форма и складки издали несколько напоминают траурно наклоненное знамя. Отверстия в металлическом листе, трещины, оплавленный край, сама измятость толстой брони сразу же ассоциируются с войной и порождают мысли о том, какие же колоссальные силы исковеркали этот кусок стали, а следовательно, и о мужество людей, ковавших эту сталь, защищавшихся ею и в конечном счете выстоявших и победивших, хотя даже броня была пробита и даже металл дал трещины. Этот условный изобразительный мотив благодаря своей кажущейся документальности обрел огромную образную силу и воспринимается героическим памятником мужеству, стойкости советских и польских войск, более того — символом несгибаемости Человека!

Данное произведение особенно интересно тем, что оно сочетает в себе воинский монумент Славы и памятник Дружбы советского и польского народов, имея к тому же еще и мемориальное значение, что повышает его общее воздействие и идейно-образное звучание.

Наряду с изобразительными и предметными военными памятниками большой интерес представляют архитектурные сооружения, вызывающие определенные ассоциации. Недалеко от села Пешки Черкасской области воздвигнут монумент (1969, арх. С. Рец), состоящий из двух тонких упругих вертикальных стоек, постепенно приближающихся друг к другу и наконец соединяющихся наверху, образуя некое подобие высокой стрельчатой арки. Это сооружение символизирует соединение 1-го и 2-го Украинских фронтов и окружение крупной вражеской группировки в районе Корсунь-Шевченковского (январь 1944 года). Образ «соединения» здесь хорошо прочитывается. Но, кроме того, издали эта конструкция напоминает форму языка пламени. Вместе с тем она является и реальной аркой, ибо сквозь нее идет дорога к аллее с флагштоками и прямоугольной стеле. Текст на ней посвящен этой важной военной операции. Чисто архитектурными средствами создан многоплановый и эмоциональный образ.

До сих пор лучшим из подобных символических сооружений является один из памятников ленинградского пояса Славы — «Разорванное кольцо». Бетонная как бы разорванная на две части арка (ск. К. Симун, арх. В. Филиппов, инж.-констр. И. Рыбин) установлена на площадке из бетона в том месте, где начиналась ледовая «Дорога жизни» по Ладожскому озеру. Недалеко от этой «разорванной» арки положен бетонный шар. Архитектурными средствами здесь создан сложный ассоциативный образ. Разъединенная арка сразу же вызывает представление о прорыве блокады. Но кроме этой непосредственной и самой близкой ассоциации зритель одновременно воспринимает и саму арку как художественную ценность. Она тонка, изящна, высота ее около 7 метров при достаточно большом пролете (14 м). И эта легкость бетонной конструкции, восходящей по своей сути к многовековой традиции триумфальных арок, сообщает всему сооружению элемент торжественности, победного триумфа.

В монумент введены и некоторые «документальные» реалии —отпечатки протекторов грузовой автомашины на бетонной площадке. Эти колеи ведут в сторону озера и обрываются у края площадки, нависшего над водой. Очень немногословная и, казалось бы, совсем безыскусственная эта деталь обладает, однако, огромной выразительной силой, напоминая о ратных подвигах шоферов на ледовой трассе.

Здесь же имеется бетонная стела с объемной металлической надписью:

«Потомок, знай! В суровые года

Верны народу, долгу и отчизне,

Через торосы Ладожского льда

Отсюда мы вели Дорогу жизни,

Чтоб жизнь не умирала никогда!»

Значительное число военных монументов посвящено памяти жертв фашизма. Среди этих произведений имеются чисто архитектурные композиции — например, установленные у Донецка три парных пилона, увенчанных траурным венком. Между пилонами горит Вечный огонь. Это памятник на братской могиле нескольких тысяч советских военнопленных, замученных в Донецком лагере смерти (1965, ск. Л. Брынь, худ. Ю. Можчиль).