Карта сайта

Глава I - Часть 9

Итак, в соответствии с общим направлением политики нашей партии, осуществляющей контроль над сооружением памятников и монументов, важных по теме, имеющих общегосударственное значение, в 1967—1970-х годах были воздвигнуты памятники В. И. Ленину в Одессе, Луганске, Симферополе, Кустанае, Кирове, Новосибирске, Горьком, Самарканде, Ленинграде, Таллине и некоторых других городах, а также памятники И. С. Тургеневу в Орле, Л. Н. Толстому в Туле, Н. А. Некрасову в Ленинграде, Ибн-Сине в Бухаре, М. И. Кутузову в Москве. Помимо перечисленных предусматривалась установка памятников видным революционным деятелям: Ф. Энгельсу в Москве, Я. М. Свердлову в Москве, Н. К- Крупской в Москве, Г. К. Орджоникидзе в Тбилиси. Кроме того, предполагалось соорудить монументы «Дружба народов» в Алма-Ате, «Борцам Революции» в Ашхабаде, «Борцам за Советскую власть» в Таллине, монумент в честь героической обороны Ленинграда и разгрома немецко-фашистских войск под Ленинградом, Красным латышским стрелкам в Риге и ряд других. С многими из этих памятников и монументов нам предстоит в дальнейшем познакомиться. Их перечень можно было бы существенно продолжить, но мы укажем еще лишь несколько произведений, интересных с позиций синтеза искусств. Это Памятник-музей в честь боевого содружества Советской Армии и Войска Польского, памятник В.И.Ленину в Берлине, памятник А. Фадееву в Москве, Юрию Гагарину в Звездном городке им. Л. И. Брежнева и обелиск на месте гибели Ю. А. Гагарина, памятник И. А. Крылову в Москве, Сергею Лазо в Кишиневе и др.

Уже эти сведения говорят об общей направленности монументальной пропаганды в 60 — 70-х годах. Наряду с памятниками великому Ленину и его соратникам, деятелям революции значительная часть памятников посвящается деятелям культуры. Принципиально новым по сравнению с предшествующим периодом является рост числа монументов, то есть памятников-символов, посвященных явлениям и событиям, сыгравшим важную роль в жизни страны.

Эта программа была принята к осуществлению после почти семилетнего перерыва, в течение которого проектирование и сооружение памятников велось в очень ограниченных пределах. Масштабность программы потребовала четкости организации ее осуществления. В частности, Министерство культуры СССР разработало специальное «Положение об организации проектирования памятников и монументов», утвержденное приказом министра 5 апреля 1967 года.

Если постановление партии и правительства определяет общую линию развития монументальной пропаганды, то Министерство культуры СССР обращает основное внимание на идейно-художественный уровень памятников, заботится об их эстетическом качестве. Эта работа ведется постоянно.

И все же за прошедшее с 1967 года время выявились некоторые недостатки в деле проектирования и установки памятников. Например, особое беспокойство вызывает некоторая стандартизация отдельных монументов, что проявилось даже по отношению к памятникам В. И. Ленину, где сложилась многократно повторяемая общая схема памятников, создаваемых во многих случаях без учета ряда обстоятельств: характера города, конкретной исторической связи жизни В. И. Ленина с местом, где устанавливается памятник, его масштаба, градостроительной роли и т. д.

Анализ географического размещения памятников показывает, что район Сибири, Дальнего Востока, Севера очень беден произведениями монументальной скульптуры.

Экспертному совету по монументальной скульптуре Министерства культуры СССР было предложено повысить требовательность к идейно-художественному качеству проектируемых памятников, содействуя созданию высокохудожественных произведений искусства.

В июне 1976 года коллегия Министерства культуры СССР специально рассматривала вопрос о состоянии монументальной пропаганды и ходе выполнения соответствующих постановлений высших государственных и партийных органов. За период 1967—1975 годов в стране было осуществлено проектирование 172 памятников и монументов общегосударственного значения и 69 бюстов дважды Героев Советского Союза и дважды Героев Социалистического Труда. В этих работах принимали участие более 400 скульпторов и архитекторов Москвы, Ленинграда и союзных республик. В целях стимулирования появления новых композиционных идей и пластических решений было проведено 39 конкурсов, в том числе на монумент 50-летия Советской власти, памятник Революции 1905 года, памятник в честь победы Советской Армии на Курской дуге в 1943 году и др. В конкурсах участвовало около двухсотпятидесяти авторов. За эти же годы из запроектированных было сооружено 101 памятник и монумент и подготовлено к открытию в 1976 году еще 20 памятников. Вместе со скульпторами старшего поколения в создании монументальных произведений участвовали и более молодые ваятели —И. Д. Бродский, Ю. Г. Нерода, Н. А. Лавинский и другие.

В предварительном проекте перспективного плана развития монументальной пропаганды в ближайшие годы, рассмотренном коллегией, превалировали крупные монументальные сооружения, такие, как «Освобожденный труд», «За мир и прогресс человечества», «Слава советской женщине», «Строителям первых пятилеток», «Героям-строителям метро», «Покорителям Ангары», «Декабристам», «Добровольцам, сражавшимся в Испании в интербригадах», а также ряд памятников В. И. Ленину в крупных городах и памятники А. В. Суворову, П. М. Третьякову, С. С. Прокофьеву, А. Н. Скрябину, Рихарду Зорге и другим.

Таким образом, если высшие органы партии и государства определяют общий порядок функционирования монументальной пластики, направляют ее на решение тех или иных идеологических и воспитатель-пых задач, суммируя при этом инициативу мест и координируя ее в соответствии с общими задачами коммунистического строительства, то специальные государственные органы, в частности Министерство культуры СССР в лице своих структурных частей (коллегия, Экспертный совет, Управление изоискусства), осуществляют конкретное руководство и идейно-эстетический контроль за состоянием монументального искусства. Министерство культуры выступает также и как организатор самого процесса проектирования и сооружения памятников, обеспечивая материальное воплощение общих планов развития монументальной пропаганды. Здесь следует особо отметить и подчеркнуть, что составление этих планов ведется, опираясь на широкую инициативу мест и с постоянным учетом предложений различных учреждений и организаций, местных и городских Советов, общественных организаций, комсомола, профсоюзов, а также пожеланий отдельных трудящихся, высказанных в письмах, направленных в партийные органы или же в газеты и журналы. Наиболее известный пример этого — сооружение памятника погибшим ученикам 110-й московской школы по инициативе учительницы математики этой школы В. А. Гусевой.

По инициативе граждан, поддержанной партийными и советскими органами, было сооружено огромное число памятников и монументов, посвященных героическим событиям Великой Отечественной войны и памяти тех, кто отдал жизнь за свободу и независимость Родины, а также монументов Дружбы народов, в частности в Удмуртской, Марийской, Башкирской и других автономных республиках. Одной из впечатляющих демонстраций того, как инициатива общественных организаций определяет общие планы и направление монументальной пропаганды, является предложение высшего коммунистического органа в нашей стране — партийного съезда —о создании монумента в честь борцов рабочего движения. Оно было высказано в Отчетном докладе Центрального Комитета партии XXV съезду КПСС в 1976 году: «Соорудить в Москве монумент в память героев международного коммунистического и рабочего движения, самоотверженных борцов за народное счастье, павших от рук классового врага. Это будет символом неизменной верности нашей партии великому делу пролетарского интернационализма» 1. Делегаты съезда поддержали это предложение, и сооружение монумента в честь павших борцов за рабочее дело вошло в планы дальнейшего развития монументальной пропаганды.


1 Материалы XXV съезда КПСС. М., Политиздат, 1976, с. 32.

 

Подведем некоторые итоги.

Монументальная пластика 60-х — начала 80-х годов, как и любой другой вид искусства и в любое другое время, опосредованно отражала и выражала сложные идейно-нравственные, морально-политические, социально-психологические процессы и явления, происходившие в истории нашего общества. Наиболее существенным для монументального искусства в этот период является значительное расширение его содержательной основы, а также огромный количественный рост числа памятников и монументов.

Отметим также разнообразие видов монументальной пластики, появившихся в 60-х годах (памятники Дружбы, Въезды в города и районы и т. п.). Важным является также усиление символического начала в памятниках и монументах, их более глубокое философско-символи-ческое содержание, и в связи с этим широкое распространение памятников-символов, монументов, олицетворяющих события и явления.

Все эти новые черты и качества в таком объеме и в такой взаимосвязи есть явление уникальное и присущее именно социалистической культуре. Эти новые явления в монументальной пластике социально оправданы и более того — социально необходимы именно для общества, имеющего такую богатую историю, как история нашей страны. Они необходимы для социума, являющегося по своей структуре обществом развитого социализма, а по своим целям — обществом, строящим коммунизм. Для того исторического периода, в котором сейчас находится страна, характерно высокое самосознание всего народа, социалистических наций и каждой личности. Прославляя средствами монументального искусства свои достижения, своих исторических деятелей, героев революции и минувшей войны, народ в итоге прославляет себя, выражает свое возросшее самосознание, понимание своей исторической роли и вместе с тем исторической ответственности. Это повысившееся самосознание народа в целом, а также и каждой личности есть прямой результат общественно-политической работы, неустанно проводимой партией, заботящейся о воспитании нового человека, достойного жить в том новом обществе, построение которого является осознанной целью всего советского народа.

В разнообразии как важном качестве монументальной пластики 60 — 70-х годов нашли свое выражение сложность, диалектичность, динамизм современной жизни, те сотни новых связей и взаимосвязей, которые образовались внутри социума, между обществом и природой, между обществом и «второй природой», то есть между человеком и созданным его мыслью и трудом миром вещей и предметов. Ни при какой из прежних социальных структур и общественных формаций всеобщая взаимосвязь и взаимозависимость не проявлялись, а следовательно, и не осознавались в такой степени, как в наши дни. Это разнообразие, сложность, динамизм и взаимозависимость находят свое специфическое отражение в искусстве, в том числе и в монументальной пластике. Широкое развитие монументального искусства, его повысившаяся градостроительная роль, проникновение его не только в города, но и в села, рабочие поселки — все это не только характерные особенности современного этапа осуществления ленинского плана монументальной пропаганды, но и нечто большее — это черта нашего образа жизни, это проявление тех новых взаимосвязей между искусством и социумом, которые присущи развитому социалистическому обществу.