Карта сайта

Глава I - Часть 8

Вместе с тем необходимо отметить, что пролетарский интернационализм нашей культуры нашел в монументальном искусстве в период 60 — 70-х годов свое особое выражение. Во-первых, в это время были сооружены памятники великим учителям пролетариата Марксу и Энгельсу. Работа над памятниками основоположникам марксизма велась во все годы истории Советского государства начиная с закладки памятника Марксу на теперешней площади Свердлова В. И. Лениным в 1920 году. Но сооружены они были именно в 60—70-х годах. Более того, памятник Марксу Л. Кербеля во многом как бы открывает собой период монументальной пропаганды 60-х годов, ибо в нем имеется ряд пластических и композиционных находок, развитых позднее и другими скульпторами-монументалистами.

Во-вторых, в этот же период началось сооружение памятников выдающимся революционерам, деятелям международного рабочего движения. В виде примера можно назвать памятники Георгию Димитрову в Москве и Д. Благоеву в Ленинграде.

В-третьих, интернационализм советской монументальной пропаганды проявился в сооружении памятников выдающимся революционерам советскими скульпторами в братских социалистических странах. Это памятники Марксу в Карл-Маркс-Штадте (Л. Кербель) и Ленину в Берлине (Н. Томский) и Дрездене (Г. Ястребенецкий). По-видимому, не без учета опыта советского искусства в ГДР в последние годы велась работа над памятниками Розе Люксембург, Эрнсту Тельману и другим революционным деятелям.

Наконец, еще одним проявлением интернационального характера культуры советского народа является сооружение памятников представителям национальной литературы в братских советских республиках, например Руставели и Шевченко — в Москве, Пушкину — в Киеве и под Кишиневом," Гурамишвили — в Миргороде и т. д. Это явление уникальное, и характерно оно только для интернациональной по духу социалистической культуры. (В развитых капиталистических странах почти нет памятников представителям культуры других, а тем более бывших порабощенных и колониальных народов, хотя вполне достаточно памятников завоевателям и покорителям народов Африки, Индии, Южной Америки.)

Таково своеобразное проявление интернационализма социалистической культуры в монументальной пластике, характерное для ее развития именно в изучаемый период.

Прежде чем подвести итоги тех идеологических и социально-психологических явлений 60 — 70-х годов, которые серьезно повлияли на развитие монументальной пропаганды и определили ее своеобразие, рассмотрим, как ряд руководящих партийно-государственных документов и специально созданных органов направлял работу скульпторов-мону-менталистов, содействовал воплощению их проектов, как соответствующие органы осуществляли контроль идейно-художественного качества произведений. В этой связи полезно познакомиться с общими основами постановки дела монументальной пропаганды в нашей стране в 60 — 70-е годы.

Основополагающим документом, определяющим практику монументальной пропаганды на современном этапе, явилось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 481 от 24 июня 1966 года «О порядке проектирования и сооружения памятников и монументов». Согласно Постановлению все объекты монументального искусства разделялись на три основных категории: 1-я — памятники и монументы, «имеющие общегосударственный характер, особо важные по теме и требующие значительных материальных затрат»; 2-я — «надгробные памятники, памятники-бюсты, обелиски и другие памятники, кроме объектов, указанных в п. 1»; 3-я —бюсты дважды Героев Советского Союза и Социалистического Труда. Памятники и монументы 1-й группы сооружаются по решению ЦК КПСС и Совета Министров СССР, 2-й группы —по решению ЦК Компартий союзных республик и Советов Министров республик, 3-й группы — согласно Указам Президиума Верховного Совета СССР 1.


1. Памятники-бюсты, устанавливаемые на родине дважды Героев Советского Союза н Социалистического Труда, имеют общую, сложившуюся еще в конце 40-х гг. композиционную схему: примерно трехметровый гранитный постамент и бронзовый бюст, размером в две натуральные величины, не менее. Образцом послужил памятник дважды Герою Советского Союза Б. Ф. Сафонову (ск. Л. Кербель, арх. В. Муравьев), установленный в селе Сенявино Тульской области в 1946 г. Концептуальные изменения, произошедшие в монументальной пластике 60—70-х гг., почти не коснулись этого вида памятников, что позволяет нам, указав на существенное идейно-нравственное значение данных произведений (особенно в ценностных ори < нтациях молодежи), отказаться в дальнейшем изложении от их композиционно-образного анализа.

 

При сооружении памятников надлежало «строго руководствоваться критерием их общественной значимости» и «предъявлять высокую требовательность к идейно-художественному уровню памятников». В целях «обеспечения высокого идейно-художественного уровня сооружаемых памятников и монументов» все дело организации проектирования памятников и монументов сосредоточивалось в Министерстве культуры СССР и Министерствах культуры союзных республик.

В соответствии с этим постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в настоящее время действует следующий порядок сооружения монументов и памятников. Предложения тех или иных учреждений, предприятий, творческих и общественных организаций и отдельных граждан суммируются и обсуждаются городскими и областными Советами депутатов трудящихся и затем направляются в Министерство культуры республики. Предложения по сооружению памятников общегосударственного значения Министерство культуры той или иной республики направляет в Министерство культуры СССР, а по сооружению надгробий, памятников-бюстов, обелисков и т. д. локального значения — в ЦК Компартии и Совет Министров республики со своими рекомендациями. Решения о сооружении памятников сугубо местного значения (например, памятника односельчанам, погибшим в Великую Отечественную войну) принимаются местными Советами, а их проектирование и сооружение ведется на их средства под наблюдением отдела культуры и отдела главного архитектора города или района.

В Управлении изобразительного искусства и проектирования памятников Министерства культуры СССР суммируются и обрабатываются все предложения республиканских Министерств культуры и передаются для рассмотрения коллегии Министерства. По одобрении коллегии проекты соответствующих постановлений направляются в ЦК КПСС и Совет Министров СССР для окончательного рассмотрения и утверждения. В случае принятия соответствующего постановления Министерство культуры СССР объявляет открытый или закрытый конкурс или же в заказном порядке передает проектирование памятника тому или иному скульптору. Наблюдение и контроль за всеми стадиями проектирования (эскиз, проект, модель в мягком материале в одну десятую, модель в натуру) осуществляет Экспертный совет по монументальной скульптуре при Министерстве культуры СССР, состоящий из наиболее известных мастеров ваяния и искусствоведов, специалистов в области монументальной пластики. Коллегия Министерства периодически заслушивает отчеты о работе Экспертного совета и Управления изоискус-ства по вопросам проектирования и сооружения памятников. Непосредственное выполнение памятников осуществляется скульптурным комби-патом Художественного фонда СССР, а также ленинградским заводом «Монументскульптура», Мытищинским заводом художественного литья и литейными мастерскими ДОК-3 Мосгорисполкома. Прием готовых работ производит Экспертный совет по монументальной скульптуре.