Карта сайта

Глава I - Часть 7

Произведения выдающихся писателей и поэтов отличаются от других художественных явлений (симфоний, живописных полотен, архитектурных сооружений и т. д.) тем, что в них в наиболее ощутимой и доходчивой форме выражается нравственный идеал, причем идеал не только несущий на себе печать своего времени, но и черты общечеловеческого идеала нравственности и гуманизма, альтруизма и добра. Именно это делает произведения поэтов и писателей могучим воспитательным средством, объясняет постоянный интерес к ним вновь приходящих поколений людей. Такие величайшие литературные произведения, как «Отелло», «Евгений Онегин», «Анна Каренина», волнуют людей в течение столетий именно потому, что в них решаются нравственные проблемы, имеющие непреходящую ценность. И образы самих писателей, ставивших и решивших эти проблемы, также дороги человечеству в течение столетий, ибо привычное уважение потомков к признанному таланту усиливается и дополняется эмоциональным отношением, эмоциональной реакцией, причем обычно очень личностными.

Наконец, памятники поэтам и писателям есть произведения, посвященные людям, условно говоря, мирных профессий, и не случайно, что подобные произведения обычно преобладают в годы мирного развития страны. Заметим, что в 60 — 70-е годы существенно изменились и военные памятники. Если в 40 — 50-е годы определяющими в монументальной пластике были портретные памятники И. Д. Черняховскому, М. Г. Ефремову, Ф. И. Толбухину и другим военачальникам, то в 60 — 70-х годах военные памятники из портретных постепенно превратились в «собирательные» — они прославляют не столько конкретных полководцев, сколько солдат, партизан, народных ополченцев и т. д., то есть всех людей, взявших в руки оружие в лихую для Родины годину.

Стало быть, памятники, выражающие уважение к военному таланту, стратегическому мышлению, личному мужеству определенных лиц, стали постепенно вытесняться памятниками, посвященными всем погибшим воинам. Уже то, что они отдали свою жизнь за свободу и независимость Родины, воспринимается как подвиг всей их жизни, а не как проявление определенных профессиональных военных способностей. Увековечиваются морально-нравственный подвиг этих людей, их стойкость, их верность, их самопожертвование, чувство долга, любовь к Родине. «Слава их правде, их крови, их крику «Вперед!» — начертано на одном из монументов ленинградского пояса Славы. Подобных надписей— сотни. Как и в памятниках поэтам и писателям, здесь проявляется усиление нравственного начала, характеризующее особенности современной монументальной пластики в целом.

Это возрастание нравственного начала в монументальном искусстве есть выражение той усиленной борьбы за идейно-моральную чистоту нашего общества, за воспитание нового человека, которую вела и ведет партия в период построения коммунистического общества. Роль в этой борьбе произведений искусства была особо отмечена на XXV и XXVI съездах КПСС.

До недавнего времени существовали лишь два ритуала, связанные с монументальными памятниками,-—торжественная закладка и еще более торжественное открытие. Теперь же возник ряд новых обрядов и ритуалов, в которых монументальное искусство участвует ежедневно и постоянно. Во многих городах молодожены после совершения церемонии во дворцах бракосочетаний посещают военные памятники, приносят цветы к могилам неизвестных солдат. В Волгограде и других городах у Вечного огня и монументов, посвященных военным событиям, пионерские дружины несут почетный караул. У памятника «Клятва» в Краснодоне принимают боевую присягу молодые воины. В Новосибирске, Челябинске, Горьком, Харькове, во многих столицах союзных и автономных республик у памятников Ленину в дни революционных празднеств проходят торжественные демонстрации трудящихся. У военных памятников, таких, как ленинградский пояс Славы, курган Славы под Минском, и других в определенные дни встречаются ветераны-вои-ны и партизаны. У памятников героям-пионерам и комсомольцам в Ленинграде, Москве и других городах производятся торжественный приел? в пионеры, вручение комсомольских путевок, принимаются рапорты студенческих строительных отрядов и т. д.

Эти обряды и ритуалы, многие из которых родились в 60-х годах, стали сейчас традиционными. Кроме того, существует ряд ритуалов, связанных с памятниками героям и событиями местного, локального значения. Многие из подобных, большей частью достаточно скромных памятников воздвигнуты на средства жителей тех городов и районов,, где протекала деятельность героев. Памятники им выражают неумирающую благодарность потомков тем, кто самоотверженно боролся за установление Советской власти на местах, защищал нашу страну в годы гражданской или Великой Отечественной войны. Установка многих из этих памятников способствовала упрочению дружбы народов нашей страны, воспитанию молодого поколения.

В виде примера расскажем о памятнике Н. Д. Томину (1887— 1924), казаку Усть-Уйской станицы, с юношеских лет участвовавшему в борьбе с самодержавием. После Великой Октябрьской социалистической революции Томин возглавил Троицкий социалистический отряд, входивший в знаменитое южноуральское партизанское соединение В. К- Блюхера, совершившее освободительный рейд по тылам Колчака. Отряд Томина отличился также при освобождении Троицка от дутовцев. В дальнейшем Томин воевал на Польском фронте, на Дальнем Востоке, в Литве и затем был направлен на учебу в Москву. Но в начале 20-х годов банды ставленника англичан Ибрагим-бека пытались отторгнуть Куляб от Туркестана. Партия направила в Среднюю Азию бригаду во главе с Томиным. В августе 1924 года в бою у села Тугоряк комбриг Томин был смертельно ранен... Ибрагим-бек в этом бою был разгромлен.

В 60-е годы памятники Томину были установлены в Троицке, в Кулябе и на месте его гибели, в селе Тугоряк. В дни 50-летия освобождения Троицка от дутовцев посланники таджикского колхоза «Тугоряк»

приехали на родину Томина. У его памятника в Троицке была захоронена горсть земли с места гибели комбрига. Урал и Таджикистан, Куляб и Троицк побратались. В дни празднования освобождения Троицка и Куляба происходят обмен делегациями, взаимные поездки передовиков производства, знатных колхозников, отличников-пионеров. У памятников Томину в Троицке и Кулябе возлагаются венки, делегации обмениваются рапортами о производственных достижениях, знакомятся с жизнью городов-побратимов 1.

Несомненно, что примеры такой идейно-воспитательной работы имеют огромное значение в укреплении морально-политического единства нашего народа.

В монументальном искусстве 60 — 70-х годов свое особое выражение получили интернационалистские черты нашей идеологии и политики. Широкий интернациональный характер и идея освоения всех богатств мировой культуры являются одной из основ знаменитого ленинского плана монументальной пропаганды. Это нашло свое выражение в подписанном В. И. Лениным списке лиц, которым предполагалось установить памятники, опубликованном 2 августа 1918 года в газете «Известия». В. И. Ленин еще в проекте резолюции «О пролетарской культуре» писал: «Марксизм завоевал себе свое всемирно-историческое значение как идеологии революционного пролетариата тем, что марксизм отнюдь не отбросил ценнейших завоеваний буржуазной эпохи, а, напротив, усвоил и переработал все, что было ценного в более чем двухтысячелетием развитии человеческой мысли и культуры» 2. В списке деятелей, опубликованном в «Известиях», мы видим имена Тиберия Гракха, Спартака, Брута, Бабёфа, Сен-Симона, Шопена и ряда других героев освободительной борьбы, выдающихся философов и представителей мировой культуры. Сегодня приходится признать, что в этом отношении ленинский план монументальной пропаганды во многом не был выполнен, и сооружение памятников ряду исторических деятелей, названных в ленинском списке, -- наш прямой долг памяти Владимира Ильича.


1 Загребин С. П., Колпакова В. С. Благодарная память народа. Челябинск, 1973, с. 95—96.
2 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 41, с. 337.