Карта сайта

Глава I - Часть 3

Нельзя не упомянуть уникальный в истории монументальной пластики нашей страны мемориал, созданный народными мастерами и умельцами Литвы в Аблинге, где монументальное искусство нерасторжимо связалось с искусством народным.

Сооружение памятников солдатам и жертвам Великой Отечественной войны породило еще одно явление в монументальном искусстве. Если рассматривать произведения монументальной скульптуры в совокупности, как некую целостную систему, то можно заметить, что в предвоенные и первые послевоенные годы она состояла из уникальных произведений, воплощавших основные идейно-художественные особенности всей монументальной пластики, и так называемой «массовки», то есть тиражной скульптуры, изготовлявшейся для украшения городов и сел. Тиражировались копии некоторых античных статуй, фигуры пионеров, спортсменок, авиамоделистов и даже некоторые портретные произведения.

В 60—70-е годы в связи с общим ростом благосостояния и культуры, породившим иное отношение к вопросам эстетического воспитания и художественного освоения среды, выпуск тиражной скульптуры существенно сократился. Мысль о том, что произведение монументальной скульптуры должно быть индивидуально, неповторимо, стала господствующей.

Но одновременно с этим сооружение памятников, связанных с событиями Великой Отечественной войны, приобрело массовый характер. Вначале и здесь были предприняты попытки введения унификации 1. Однако постепенно даже небольшие военные памятники в селах и районных центрах стали создаваться по индивидуальным проектам, авторами которых в большинстве случаев были архитекторы. Наряду с этим появились и образцы самодеятельного творчества, например памятник погибшим односельчанам, созданный колхозником М. Ф. Куржуповым в деревне Бёхово Тульской области, памятник в честь полета в космос Андрияна Николаева, установленный комсомольцами у поворота дороги в его родное село Шоршелы в Чувашии, и т. д.


1 Например, в Литве одна и та же фигура коленопреклоненного солдата в плащ-палатке, с каской в руке входит в состав небольших мемориалов и братских кладбищ в поселках Аури, Тервете, Джуксте, Шкибе и др. В Минске в 1966 г. был выпущен специальный каталог типовых мемориальных памятников, обелисков, надгробий и т. д. «для увековечания знаменательных событий, происшедших на территории Белоруссии в период Великой Отечественной войны». Авторы каталога с гордостью пишут о том, что с целью снижения стоимости сооружений они запроектировали большинство объектов в бетоне, обработанном «под бучарду», а также «облегчили исполнение в натуре», применив «простую архитектуру и минимальное включение элементов скульптуры».

 

С сожалением приходится констатировать, что, хотя подобные памятники сооружены по велению сердца, согреты большим человеческим теплом и неподдельным чувством, многие из них сделаны непрофессионально или же не на очень высоком художественном уровне, повторяют уже найденные композиционные ходы и образные решения.

Однако важно отметить, что появление тысяч подобных небольших профессиональных и самодеятельных памятников, сооружение многих уникальных произведений и больших мемориалов, массовое участие жителей в возведении памятников и мемориальных комплексов — все это придало монументальному искусству совсем иное качество. Оно действительно стало массовым, всенародным искусством, обеспечивая во многих случаях приобщение самых широких масс к процессу создания произведения, действенную сопричастность к эстетическому освоению среды и к глубоким идейно-нравственным процессам, протекающим в обществе, что пока не свойственно никакому другому виду изобразительного искусства.

Военные памятники в очень большой мере явились также результатом нового этапа в самосознании личности. К этому привели многие как духовно-нравственные, так и политические и культурные процессы, протекавшие в послевоенный период и особенно в 50 — 60-е годы.

Одной из задач партии, поставленных в этот период, стало создание условий для всестороннего развития личности. Повышение роли, а вместе с тем и ответственности каждой личности, каждого члена общества является постоянной заботой партии и государства, потому что раскрытие духовных потенций каждого человека есть стимул для его развития и, следовательно, для его созидательной, общественно полезной деятельности. Коммунизм не может быть построен серой, безликой массой лю дей, способных лишь пассивно трудиться. Возвышает личность активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию — задача нравственного воспитания, поставленная партией.

Коммунизм — это активная жизненная позиция людей, это расцвет личности, ее возможностей, ее дарований. Отсюда и забота правительства и партии о наличии большего свободного времени у трудящихся, ибо оно, по Марксу, является необходимым условием для развития личности, мерилом общественного богатства.

Знаменитая формула «от каждого — по способностям, каждому — по труду» часто рассматривается лишь как принцип распределения материальных благ при социализме. Поэтому основное внимание обращается на ее вторую часть. Но сейчас, при достижении достаточно высокого уровня благосостояния, становится особенно важной первая часть: «от каждого — по способностям». А это значит, что нужно сделать все для развития способностей, то есть для развития личности каждого. Тем более, что одной из важнейших принципиальных особенностей развития общества в период научно-технической революции является новый характер труда — рабочий из человека, непосредственно действующего руками у машины или конвейера, превращается в оператора. Его задача теперь — не производить какие-либо физические действия, а управлять процессами, обеспечивать бесперебойное функционирование машин и автоматов. Труд оператора или наладчика требует значительно более интенсивного развития мыслительных способностей, общей культуры, а вместе с тем и развития таких морально-нравственных качеств личности, как чувство долга, сознание ответственности и т. д.

В художественно-образной форме эти процессы достаточно прямо отражаются в кино и литературе и в гораздо более опосредованном виде — в монументальном искусстве. Понимание возросшего значения личности человека интуитивно переносится монументалистами и на прошедшие времена. Осознавая собственную ценность в современном мире, мы понимаем, что столь же важен и ценен был каждый человек в истории, а тем более тот, кто прошел Великую Отечественную войну, ежедневно рисковал своей жизнью и жертвовал ею ради Победы. Отсюда— желание отдать долг памяти тем, кого уже нет. Недаром именно в 60 — 70-е годы было столь много сделано правительством и партией для инвалидов Великой Отечественной войны, для семей погибших воинов. Недаром именно в этот период появились рубрики в газетах: «Этот долг за нами всегда» — долг по отношению к жертвам войны, к ее участникам.