Карта сайта

Глава I - РАЗВИТИЕ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ СКУЛЬПТУРЫ В 1960—1970-х ГОДАХ. ЭКОНОМИКО- СОЦИАЛЬНЫЙ, ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Материальной основой мощного развития монументальной пластики в 60 — 70-х годах является резко возросший экономический уровень страны. Успешное выполнение 7-й, 8-й и 9-й пятилеток, рост национального дохода, увеличение народного благосостояния позволили выделить значительные средства на развитие искусства и культуры и, в частности, на монументальную пропаганду.

Определенные изменения в области монументальной пластики вызвало также невиданное по масштабам промышленное и жилое строительство, сопровождавшееся коренной ломкой старых архитектурных концепций и переходом на индустриальные методы возведения зданий. Это строительство, имеющее свои композиционно-эстетические особенности, не только дало возможность, но и обусловило необходимость широкого развития всех средств монументального искусства, в том числе и монументальной пластики. Возникла иная пространственная структура новых городов и районов, особенно во внутриквартальных территориях, которая могла быть обогащена произведениями искусства. К тому же индустриальный характер строительства вызвал, особенно в 60-е годы, явное «эстетическое голодание» в новых городах и городских районах, застраиваемых стандартными зданиями.

Однако экономические, в том числе и архитектурно-строительные факторы обеспечили лишь материальную базу монументального искусства, то есть средства и реальные пространства. Для внутреннего же развития этого искусства важнее идейно-социальные изменения и те особые социально-психологические процессы, которые происходят в обществе и определяют его отношение к тем или иным проблемам и явлениям искусства.

Развитие искусства и культуры в нашей стране происходит под руководством и при постоянном внимании Коммунистической партии — вдохновляющей и организующей силы советского общества. В период создания материально-технической базы коммунизма, когда переход к этой общественно-экономической формации стал уже вопросом не отдаленного будущего, а конкретной задачей, реальной перспективой исторического развития, колоссально возросли проблемы формирования нового человека, нравственного воспитания, установления новых отношений между людьми, а также между каждой отдельной личностью и обществом в целом и его институтами. Не ограничивая роль искусства лишь воспитательной функцией, партия, однако, всегда подчеркивала и выделяла воспитательную задачу советского искусства, которое должно служить источником радости и вдохновения для миллионов людей, выражать их волю, чувства и мысли, служить средством их идейного обогащения и нравственного воспитания. Это полностью относится и к монументальному искусству как одному из наиболее воздействующих среди других изобразительных искусств, задачи которого были точно определены в ленинском плане монументальной пропаганды.

В одной из своих бесед с А. В. Луначарским В. И. Ленин говорил: «Вы помните, что Кампанелла в своем «Солнечном государстве» говорит о том, что на стенах его фантастического социалистического города нарисованы фрески, которые служат для молодежи наглядным уроком по естествознанию, истории, возбуждают гражданское чувство — словом, участвуют в деле образования, воспитания новых поколений. Мне кажется, что это далеко не наивно и с известным изменением могло бы быть нами усвоено и осуществлено теперь же» 1. Таким образом, уже тогда, в тяжелейших условиях первых революционных лет, В.И.Ленин подчеркивал, что наряду с эстетическими у искусства, и прежде всего монументального искусства, имеются две задачи — просветительская (произведения служат «наглядным уроком... участвуют в деле образования») и воспитательная («возбуждают гражданское чувство... участвуют в деле... воспитания новых поколений»)


1 Цит. по: Луначарский А. В. Воспоминания и впечатления. М., 1968, с. 198.

 

С. тех пор культурный потенциал нашего народа неизмеримо вырос. В связи с-этим можно, по-видимому, считать, что первая — просветительская—функция искусства уже во многом исчерпала себя, и, если на первом этапе культурной революции В. И. Ленин задачи воспитательные ставил на второе место после образовательных, то ныне они стали главными в монументальной пропаганде. Кроме того, одна из .важнейших задач монументального искусства, сегодня — преобразование и формирование идейно-эстетически воздействующей окружающей среды.-В этом — своеобразие и особенность монументального искусства наших дней. Построение развитого социалистического общества, рост народного благосостояния заставили обратить пристальное внимание на воспитательную работу. Сейчас стало особенно важным, чтобы рост материальных возможностей постоянно сопровождался повышением идейно-нравственного и культурного уровня людей, иначе могут возникнуть рецидивы мещанской, мелкобуржуазной психологии.

Вопросы воспитания, как одной из важных сторон процесса построения коммунизма, особенно остро встали именно в 60-х годах, и естественно, что это нашло свое яркое отражение в искусстве и, в частности, в монументальной пропаганде.

Если усиление нравственно-воспитательных функций является задачей, поставленной партией перед искусством, то ряд других духовных процессов, характерных для общественной жизни советского народа в

60-е годы, отразились в монументальной скульптуре в сложной опосредованной форме. Среди них следует особо выделить борьбу партии за ликвидацию последствий культа личности, а также за восстановление ленинских норм в общественной и политической жизни и последовательный курс на дальнейшую демократизацию советского общества, на развитие чувства ответственности перед обществом каждого труженика, каждого советского человека. Путь к восстановлению ленинских норм в общественной и политической жизни закономерно привел к борьбе против догматизма, против шаблона.

Этот процесс, начавшийся с середины 50-х годов, сказался в монументальном искусстве в силу его специфики несколько позже, а именно в 60-е годы, которые являются объектом нашего изучения. В искусстве этого периода заметен ряд новых черт и особенностей, среди которых следует специально отметить широкие поиски новых композиционных приемов и выразительных средств, плодотворное обращение к традициям монументальной пропаганды предшествующих периодов, особенно 20 — 30-х годов, расширение новаторских исканий и создание атмосферы творческого соревнования, чему способствовало проведение ряда конкурсов на памятники, монументы и мемориалы. Все это несомненно ускорило сложение новой концепции монументального памятника, особым образом отразившей процесс дальнейшей демократизации общества и установившийся более широкий, непредвзятый взгляд на ряд явлений в истории страны, в ее науке и культуре, i Io сути дела, ключевым вопросом, разрешение которого объясняет суть всех изменений в монументальной пластике, всех по-новому поставленных содержательных и формально-композиционных проблем, является вопрос о герое этого искусства, о том, что увековечивается в бронзе и граните, кому и чему воздвигаются памятники.

Именно в 60 — 70-е годы произошло существенное расширение тематической базы монументального искусства. Оно проходило тремя путями.

Во-первых, расширился круг лиц, увековеченных монументальным искусством. В это время появились памятники, стелы, мемориальные доски, посвященные таким революционным и военным деятелям, как Н. К. Крупская, Г. И. Петровский, С. В. Косиор, Д. 3. Мануильский, Л. В. Гамарник, В. К. Блюхер, M. Н. Тухачевский, и другим. Были установлены памятники многим революционерам и героям Гражданской войны, действовавшим на местах,— Беталу Калмыкову, Мешади Азиз-бекову, 14-ти туркестанским комиссарам, комбригу Томину, мичману Павлову и многим другим. В монументальной скульптуре были увековечены такие писатели и поэты, как Есенин, Салтыков-Щедрин, Вур-гун, Лацис, Абай, Натаван, Саят-Нова и другие. Был создан ряд памятников деятелям национальной культуры, много сделавшим для подъема национального самосознания своего народа,— например, М. Налбандяну в Армении, И. Яковлеву, К. Иванову, М. Сеспелю в Чувашии и т. д.

Это многообразие лиц, характеров, жизненных и творческих судеб новых героев монументального искусства оказало существенное влияние на расширение арсенала его художественных средств, поиски новых выразительных приемов, композиционных решений и т. д.