Карта сайта

ПО КАНАЛУ ИМЕНИ МОСКВЫ

Интересные туристские походы можно совершить по водным путям Подмосковья. Маршруты тут можно выбрать самые разнообразные. Но самые интересные из них — походы, связанные с каналом имени Москвы.

Этот канал — грандиозное сооружение современности. Его строительство началось в 1932 г. За короткий Ср0К _ за 4 года 8 месяцев — строители канала выполнили громадный объем работ: было воздвигнуто 11 шлюзов, 5 мощных насосных станций, 8 земляных плотин, 3 железобетонных плотины, 8 гидроэлектростанций, 7 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 тоннеля и множество других сооружений. Строители канала переработали свыше 200 млн. кубометров грунта. Если все это количество земли погрузить в железнодорожные вагоны, то такой состав мог бы опоясать земной шар по экватору 5,5 раза.

Такой объем работ был вызван тем, что большая часть канала проходит в выемках (там, где строители встретили холмы и возвышенности) и насыпях (там, где трасса проходит через низменные и болотистые места). И только 20 км канала образованы искусственными озерами — водохранилищами.

К навигации 1937 г. строительство было закончено. 2 мая 1937 г. из Горького прибыла и впервые прошла по каналу до причалов Северного порта столицы специально построенная флотилия теплоходов и катеров. Канал имени Москвы вступил в строй, у стен древнего Московского Кремля заплескалась волжская вода.

В 1947 г. в честь 800-летия Москвы каналу Москва — Волга было присвоено славное имя нашей родной столицы. Значение канала имени Москвы возросло еще более после открытия судоходного Волго-Донского канала имени В. И. Ленина, когда к Москве открылась прямая водная дорога с берегов Азовского и Черного морей, и Волго-Балта.

Начало трассы канала находится на Волге, вблизи г. Кимры, там, где металлические щиты Иваньковской плотины перегородили русло Волги. Выше плотины образовалось искусственное водохранилище — Московское море. Оно настолько значительно по размерам, что его можно найти на любой из европейских карт. Московское море вмещает 1120 млн. кубометров воды. Чтобы собрать этот водный запас, Москве-реке пришлось бы 5 лет нести свои воды в чашу этого озера.

Первые 16 км канала проложены через низменную и болотистую местность в насыпных берегах-дамбах.

На 16-м километре канала — шлюз №2, первый шлюз на трассе канала. Первое водохранилище, в которое входит идущий с Волги теплоход, — Икшинское, образованное благодаря подпору реки Икши земляной плотиной.
Далее разлило свои воды Пестовское водохранилище. 2,5-километровый канал соединяет Пестовское водохранилище с Пяловским, восточнее которого синеют воды огромного Акуловского водохранилища-отстойника.

Акуловское водохранилище — заповедное, по нему нет движения судов, запрещено купание и стирка белья. Здесь отстаивается волжская вода, предназначенная для обеспечения Москвы питьевой водой. Отсюда отстоявшаяся вода по специальному каналу поступает на водопроводную станцию. Здесь она окончательно очищается и поступает в водопроводную сеть города.

Из Пяловского водохранилища по соединительному каналу, прорезающему водораздел между рекой Клязьмой и Учей, теплоход проходит в Клязьминское водохранилище — любимое место московских яхтсменов.

«Глубокая выемка» соединяет Клязьминское водохранилище с Химкинским — последним «рукодельным» озером водораздельного бьефа. За Химкинским водохранилищем начинается южный склон канала — своеобразная водная лестница, по которой суда, идущие с Волги, спускаются к Москве-реке.

Южный склон состоит из двух двухкамерных шлюзов — 7-го и 8-го. Они спускают суда, идущие с Волги, на 36 м. В юго-западной части Химкинского «озера» находится Сходненский деривационный канал. По нему сбрасывается в Москву-реку основная масса волжской воды, предназначенной для обводнения реки в черте города.

Высота южного склона 36 м, то есть волжская вода должна опуститься с верхнего бьефа до уровня Москвы-реки на 36 м. Этот перепад используется для выработки электроэнергии на Сходненской гидроэлектростанции.

За шлюзом № 8, около Щукина, заканчивается трасса канала. Здесь воды Волги сливаются с водами Москвы-реки. Ниже по течению Москвы-реки построен ряд гидроузлов, входящих в систему канала имени Москвы. Это Хорошевский спрямительный канал у Серебряного бора, Карамышевская плотина и шлюз № 9 вблизи Кунцева и на юге — Перервинский гидроузел. Такова общая схема канала имени Москвы — первого в мире энергетического судоходного канала.

Наибольший интерес для туристов представляют живописные берега Клязьминского, Пяловского и Пестовского водохранилищ. Широкие водные просторы, берега, окаймленные лесами, справедливо считаются красивейшими местами Подмосковья. Через эти водохранилища проходит кроме линий дальнего следования также ряд линий пригородного сообщения от Северного речного вокзала до пристаней Пирогово, Тишково, Рождественка. Ниже приводится ряд туристских маршрутов, начинающихся от пристаней канала имени Москвы.