Карта сайта

«ПОДМОСКОВНАЯ ШВЕЙЦАРИЯ»

Маршрут: ст. Звенигород (6-я зона, 60 км от Москвы) — г. Звенигород — бывш. Саввино-Сторожевский монастырь — д. Дютьково — Коралово — с. Ершово — г. Звенигород — с г. Звенигород (6-я зона, 60 км от Москвы).

Протяженность маршрута—18—20 км.

Звенигород и его окрестности славятся своей чудесной природой. Не зря многие называют этот живописный уголок Подмосковья «русской Швейцарией». Немало тут также архитектурных и исторических памятников. Есть места для купания.

Зимой сюда можно идти на лыжах. Но следует предупредить, что поход по этим холмистым и лесным местам могут совершить только опытные, тренированные лыжники.

Летом поход можно проводить с ночлегом в Пути.

Станция Звенигород, откуда начинается маршрут,—конечная остановка электрических поездов, курсирующих по Звенигородской ветке. Около станции небольшой поселок. Станция как бы разрезает надвое территорию старинного села Вве-денское.

Первое упоминание о Введенском относится к началу XVI века. Тогда оно было дворцовым селом. После освобождения Москвы от польско-литовских интервентов в 1612 г. Введенское было пожаловано князю Д. М. Пожарскому «за московское осадное сидение», как сказано в дарственной грамоте. Позже усадьба перешла к Головиным. Последним ее владельцем был граф Гудович.

На территории Введенского сохранились постройки конца XVIII — начала XIX века. Правее железнодорожного полотна, близ станционной платформы возвышается церковь. Раньше около нее был въезд в усадьбу. Церковь построена в 1812 г. Стиль ее переходный—от классицизма к ампиру. Рядом с церковью — небольшая колокольня. Ее белокаменная колоннада и высокий шпиль <орошо видны из окон поездов, останавливающихся у платформы. По другую сторону железной дороги (слева по ходу поезда) среди старинного парка стоит усадебный дом, построенный в конце XVIII века в классическом стиле. Центральная двухэтажная часть здания была соединена открытыми колоннадами с одноэтажными боковыми флигелями. В настоящее время колоннады превращены в крытые коридоры. Имя зодчего, построившего усадебный дом, неизвестно, но есть предположение, что спроектировал его архитектор Н. А. Львов. Здания усадьбы не раз перестраивались. В 1912 г. центральная деревянная часть дома была разобрана и заменена ноной, кирпичной, с сохранением старых форм. Сейчас в бывшей усадьбе расположен один из лучших в Подмосковье санаториев.

От заднего фасада главного здания идет крутой спуск к пойме Москвы-реки. Из окон санатория, обращенных в эту сторону, и с площадки у дома раскрывается широкий вид на реку, на заречные дали, на Звенигород и окружающие его селения.

Туристы обычно не заходят на территорию санатория, а идут вдоль его ограды (влево от платформы по ходу поезда) и спускаются к берегу Москвы-реки. Береговая тропа вскоре выводит к деревянному мостику, перекинутому через реку и соединяющему бывшую заречную слободу с. городом. Перейдя мостик, туристы выходят на окраину Звенигорода одного из древнейших подмосковных городов.

Первое упоминание о Звенигороде относится к XIV веку. В 1339 г. московский князь Иван Калита, первый собиратель русских земель, перед своим отъездом н Золотую орду составил духовную .грамоту,, в которой «первые и упоминается Звенигород.

До 1492 г. город был центром Звенигородского удельного княжества, подчиненного Москве. Первые звенигородские князья обычно и жили в Москве.

Звенигород расположен на изрезанных оврагами высоких холмах левого берега Москвы-реки и окружен лесами. В старину он был важным опорным пунктом обороны Москвы с запада, охранявшим шедшую из Литвы и Польши старую Смоленскую дорогу. В 1382 г. Звенигород, как и многие другие подмосковные города, был разграблен и сожжен ханом Тохтамышем. Прошло несколько десятилетий, прежде чем город оправился от разрушений. В годы княжения младшего сына Дмитрия Донского — Юрия Дмитриевича (1389—1434) Звенигород был хорошо укреплен и украшен рядом замечательных зданий.

Наиболее древняя часть современного Звенигорода — так называемый Городок. Это земляной кремль, старинные городские укрепления, возвышавшиеся над уровнем Москвы-реки на 50 м. Кроме земляных валов высотой до 8 ж кремль с трех сторон защищали овраги с очень крутыми обрывами, а с четвертой (с юга) — река Москва. В начале XV века, при князе Юрии, в городе были построены не дошедший до наших дней княжеский дворец и Успенский собор, сохранившийся почти без переделок.

Успенский собор, или, как его часто называют, «Собор на Городке», — замечательный памятник раннемосковского зодчества. Построен он в 1400 г. из тесаных камней, скрепленных известковым раствором. Одноглавый, четырехугольный в своем основании, он напоминает соборы древнего Владимира. Узкие прорези окон свидетельствуют и о военном назначении этого здания: при нападении врагов оно становилось одним из звеньев обороны Городка. Интересны декоративные украшения храма. С внешней стороны по стенам проходит тройная лента плоского резного узора. Этот поясок резьбы удачно дополняется пилястрами и порталами. Внутри на стенах сохранились фрагменты фресок XV века, принадлежащие кисти замечательного русского живописца Андрея Рублева и его товарища Даниила Черного. Техника стенной живописи была в то время весьма своеобразна: художник минеральными красками наносил роспись на сырую штукатурку; работу необходимо было закончить до затвердения поверхности штукатурки, всего за каких-нибудь пять-шесть часов. Все это требовало от художников большого таланта, многолетнего навыка и огромного напряжения. Фрески, выполненные этим способом, были очень долговечны.

Интересна и небольшая звонница у западной стены собора, построенная, по всей вероятности, в XVII веке. Она напоминает древние звонницы Пскова и Новгорода. Правда, первоначальный вид этого архитектурного памятника несколько искажен произведенной в XVIII веке перестройкой: установленный восьмигранный деревянный барабан с перильцами и куполообразной крышей закрыл два верхних яруса звонницы.

На месте древнего Звенигорода неоднократно про-подились археологические раскопки, давшие богатый материал по истории города. Сейчас территория Городка объявлена историко-археологическим заповедником.

Осмотрев Городок и полюбовавшись открывающейся отсюда панорамой, туристы спускаются по крутой тропке на шоссе, идушее вдоль левого берега реки. Через 1,5 км шоссе приводит к стенам бывшего Саввино-Сторожевского монастыря, основанного в 1398—1399 гг. при князе Юрии Звенигородском. Построенный на горе Стороже, он являлся важным опорным пунктом обороны Звенигорода. Первым игуменом монастыря был духовник князя — Савва (отсюда и название монастыря — Санвино-Стороженскнй). Впоследствии в монастырь часто приезжали на богомолье московские князья и цари. Здесь бывал Иван Грозный. В 1682 г., в дни восстания стрельцов, руководимых князем Хованским, за монастырскими стенами укрывался юный Петр с братом Иваном и царевной Софьей.

Монастырь был свидетелем многих исторических событий. Мимо него проходили отряды восставших крестьян под руководством И. И. Болотникова, войска Лже-дмитрия I и второго самозванца, так называемого «Тушинского вора». В 1812 г. в монастыре и в самом Звенигороде стоял корпус принца Евгения Богарнэ, охранявший коммуникации наполеоновской армии от нападения партизан. Но уже в середине сентября 1812 г. французские захватчики были выбиты отсюда партизанами В. М. Фиглева.

Территория монастыря, имеющая форму неправильной трапеции, обнесена высокой кирпичной стеной с шестью башнями. Эти крепостные укрепления были построены под руководством Никиты Боборыкина и Андрея Шахова в 1650—1654 гг., когда шла война с Польшей за освобождение Смоленска. Длина стен — 760 м, толщина—2,7 м, высота — в среднем 8,5 м. В верхней части стен проложен крытый сверху сквозной проход. Узкие амбразуры для верхнего и нижнего боя позволяли за щитникам монастыря вести огонь под защитой стен. Главным входом в монастырь служили так называемые Красные ворота, находящиеся в башне восточной стены. Ворота и башня богато украшены.

Из сохранившихся построек монастыря древнее всех Рождественский собор, сооруженный из местного известняка в 1404 г., но последние пристройки сильно изменили первоначальный вид храма На его внутренних стенах сохранились фрагменты фресок XV—XVII веков. Наиболее интересна роспись алтарной преграды с изображе-

мнем четырех угодников на лазурном фоне. Роспись относится к началу XV века. Художник-реставратор А. Глазунов, работавший здесь перед Октябрьской революцией, писал: «Фрески эти с технической стороны выполнены с большим искусством и обличают недюжинного мастера. Главное достоинство фресок — их декоративность... Пренебрегая мелкими деталями в фигурах и в полном совершенстве владея техникой фресковой живописи, художник декоративно оттеняет одну фигуру за другой, употребляя для этого нежно-красочные пятна. Все это характеризует талант автора, современника знаменитого Андрея Рублева».

Более поздние фрески, относящиеся к XVII веку, были созданы группой живописцев во главе со Степаном 1'язанцем. Интересен также пятиярусный иконостас XVII века с иконами, написанными в духе так называемой «строгановской» школы.

Из построек XVII века обращает на себя внимание бывшая монастырская Трапезная (в северной части территории), построенная в 1652—1654 гг. Она производила большое впечатление на современников. Особенно поражала их большая Столовая палата, в которой одновременно могли обедать 200 человек. Своды этого огромного зала поддерживал лишь один квадратный пилон, поставленный посредине. К сожалению, пристройки и переделки позднейшего времени сильно изменили первоначальный вид Трапезной.

С южной стороны к Трапезной примыкает колокольня с небольшими шатровыми звонницами для малых колоколов и часовой башенкой, в которой висит колокол с выбитой на нем датой — «1636 год». С верхнего яруса колокольни открывается чудесный вид на окрестности.

У восточной стены монастыря, близ Красных ворот, сохранилось одноэтажное здание Царицыных палат, построенных в 1650—1652 гг. Первоначальный вид их не сохранился. Но и теперь они очень красивы. Внимание посетителей привлекает своеобразное крыльцо с кувшино образными колонками, окрашенными в синий и красный цвета, и высоким островерхим шатром. Любопытны также резные белокаменные подвески на двойных арочках, перекинутых между колоннами.

О бурных событиях XVII века напоминает Преображенская церковь, находящаяся у восточной стены бывшей монастырской Трапезной. Эта церковь была построена в 1693 г. по повелению царевны Софьи в память о ее пребывании в Саввино-Сторожевском монастыре вместе с царевичами Петром и Иваном в дни стрелецкого бунта. Интересны и остальные постройки монастыря — Троицкая церковь (1652 г.), бывший дворец Алексея Михайловича (1652—1654 гг.), в которых сейчас ведутся большие реставрационные работы.

Ныне в одном из зданий бывшего Саввино-Сторожевского монастыря размещается районный краеведческий музей. Осмотрев его экспозиции, туристы выходят через северные ворота и по тропке спускаются к берегу речки Сторожки, протекающей у монастырских стен. На противоположном берегу ее расположена Саввинская слобода.

Местный колхоз носит имя агитатора-большевика Макарова, погибшего в 1918 г. в дни одного из кулацких восстаний. Сейчас колхоз — передовое хозяйство. Все трудоемкие работы на полях колхоза механизированы.

В прошлом веке в окрестностях Звенигорода проводили летние месяцы многие известные русские художники. Их привлекала сюда красота окружающей природы. Речка Сторожка невелика — длина ее всего 20 км, но, действительно, как живописны ее берега! Звенигородские леса и перелески, холмы, покрытые зеленью, пойма
Москвы-реки, памятники старинной архитектуры запечатлены на полотнах И. И. Левитана, А. К. Саврасова и других выдающихся художников.

Если поход проводится с ночевкой, то лучше разбить палатки именно здесь, на живописных берегах Сторожки. В таком случае осмотр Саввино-Сторожевского монастыря можно отложить на следующий день.

По долине Сторожки проложена узкая тропа. Через 3 км она приводит к небольшому мостику, который в 1884 г. был запечатлен И. И. Левитаном на одном из его этюдов. Перейдя по мостику на правый берег речки, туристы попадают в деревню Дютьково. Она расположена в излучине реки и окружена лесом. Окрестности этой деревни особенно живописны.

Дютьково связано с жизнью и творчеством композитора, замечательного музыканта-исполнителя и педагога Сергея Ивановича Танеева, проводившего здесь летние месяцы в течение многих лет. Дом, в котором он жил, сохранился. К нему прикреплена мемориальная доска: «В этом доме с 1906 года жил и работал и 19/VI 1915 г. скончался выдающийся русский композитор Сергей Иванович Танеев».

В 1963 г. в Дютькове был создан интересный музей на общественных началах. Его организатором является известный московский коллекционер П. Ф. Колесов. В музее собрано более 300 экспонатов. Это репродукции картин, гравюры и рисунки, уникальные фотографии и многие другие экспонаты, рассказывающие о пребывании здесь И. И. Левитана, А. П. Чехова, С. И. Танеева. В залах музея организуются и тематические выставки. Одной из первых таких выставок была выставка работ советских художников, посвященная теме «Молодежь на стройках семилетки».

Леса, окружающие Дютьково, своей дикой, первозданной красотой напоминают сибирскую тайгу. Не случайно здесь не раз проводились натурные съемки для различных кинофильмов.

Из Дютькова можно пройти в Коралово, расположенное в 2 км выше по течению Сторожки. Дорога идет правым берегом, пересекая железнодорожное полотно. Этот путь очень живописен. Неспроста долину Сторожки называют «русской Швейцарией».

Коралово (по-старинному Караулово) очень древнее селение. В XV—XVII веках здесь стояла военная застава, «караулы», откуда и произошло название этого села.

В XVIII веке на месте заставы был создан интересный усадебный ансамбль, но от этой усадьбы сохранились лишь флигель, парк и пруды. Сейчас здесь находится дом отдыха.

Грунтовая дорога, идущая из Коралова на восток, проходит по лесу, пересекает полотно железной дороги и через 4 км приводит к селу Ершову. (При желании сократить маршрут километра на три, не нужно заходить в Коралово, а идти из Дютькова в северо-восточном направлении лесными тропами и просеками через деревню Скоково прямо в Ершово.)

В Ершове было имение Олсуфьевых. Здесь в 1837 г. известный архитектор А. Г. Григорьев создал усадебный ансамбль, состоявший из главного дома с хозяйственным двором, большого парка и фигурных прудов. Еще ранее, в 1829 г., тот же архитектор построил в селе красивую церковь в стиле ампир. Теперь уже нет этого ценного архитектурного памятника: гитлеровские захватчики, отступая под ударами Советской Армии, варварски уничтожили его. Они взорвали церковь вместе с запертыми в ней ранеными воинами Советской Армии и местными жителями.

Усадебный дом восстановлен. В нем теперь располагается дом отдыха. По-прежнему тенист старый парк бывшей усадьбы. На братской могиле воинов, павших в боях под селом Ершовом, стоит памятник и разбит цветник.

После осмотра села и короткого отдыха в парке можно отправиться в обратный путь. Из Ершова регулярно ходят автобусы до Звенигорода. Но до города недалеко — всего 4 км, и приятнее проделать этот путь пешком.

В 2 км от Ершова расположена туристская база Московского Совета по туризму Московского городского Совета профессиональных Союзов. Тут раскинулся палаточный лагерь, а недалеко от него начинаются уже окраины Звенигорода. К центральной площади города лучше пройти по улице Чехова, на которой сохранился одноэтажный деревянный домик бывшей земской больницы. На нем установлены две мемориальные доски, напоминающие о том, что здесь в 1884 г. жил и работал врачом великий русский писатель А. П. Чехов.

Антон Павлович бывал в Звенигороде и позже — в 1885, 1887 и 1903 гг. — и всегда с большой теплотой вспоминал о здешних местах. Звенигородские впечатления дали писателю сюжеты для многих его рассказов: «На вскрытии», «Мертвое тело», «Сирена» и других. В 1954 г., когда отмечалось 50-летие со дня смерти А. П. Чехова, больнице, где он работал, было присвоено его имя, а в следующем году около нее был установлен памятник писателю.

Звенигород, прежде захолустный уездный городок, превратился за годы Советской власти в благоустроенный районный центр. В городе имеются техникум, две средние школы, профтехшкола, Дом культуры.

В центре города — сквер. Тут стоит памятник воинам Советской Армии, погибшим в дни Великой Отечественной войны.

Здесь, в центре Звенигорода, можно закончить поход. Автобус местного сообщения доставит туристов на железнодорожную станцию. Впрочем, 3 км, отделяющие город от станции, нетрудно пройти и пешком.