Карта сайта

ЖЕМЧУЖИНА РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ XVI ВЕКА

Маршрут: ст. Люберцы (3-я зона, 21 км от Москвы)—г. Дзержинск —с. Остров.

Протяженность маршрута — 8—10 км.

Маршрут проходит по живописной долине Москвы-реки. По пути туристы ознакомятся с выдающимся памятником русского зодчества XVI века — храмом села Остров.

Поход по этому маршруту лучше проводить в сухое время года, так как почва здесь глинистая. В сырую погоду идти по ней утомительно.

Тридцать минут езды на электропоезде — и туристы выходят на станции Люберцы.

В XVII веке Люберцы были вначале поместным селом, принадлежавшим государевым служилым людям. Затем село стало удельным, числящимся за самим царем, а позже было пожаловано боярину Милославскому. С 1705 г. оно перешло к Мен-шикову, известному сподвижнику Петра I.

С тех пор прошли многие десятилетия. В России стала развиваться промышленность. В Люберцах тоже был построен небольшой завод, принадлежавший Международной компании жатвенных машин. Село превратилось в рабочий поселок.

Рабочие и железнодорожники Люберец принимали активное участие в революционных событиях 1905— 1907 гг. Их борьба против царского самодержавия связана с именем героя первой русской революции машиниста Московско-Казанской железной дороги Алексея Владимировича Ухтомского, расстрелянного царскими карателями 17 декабря 1905 г. около Люберецкого кладбища.

В 1925 г. Люберцы были преобразованы в город, впоследствии ставший большим промышленным центром. Люберецкий завод сельскохозяйственного машиностроения имени Ухтомского превратился в крупнейшее предприятие, изготовляющее первоклассные машины для колхозов и совхозов. В окрестностях Люберец — крупный совхоз имени Моссовета.

В апреле 1961 г. в историю человечества была вписана новая славная страница. Советский пилот-космонавт Ю. А. Гагарин на космическом корабле-спутнике «Восток» совершил беспримерный полет в космос и открыл новую эру в освоении космического пространства. Юные годы героя прошли в Люберцах, где он учился в Люберецком ремесленном училище.

Пешеходная часть маршрута начинается от поселка Дзержинский. Он расположен на месте бывшего монастыря. Автобус ходит сюда примерно через каждые полчаса. Идти пешком до поселка (9 км) нецелесообразно — местность здесь застроенная и дорога неинтересная.

С Николо-Угрешским монастырем связаны исторические события. В 1610 г. здесь некоторое время стоял со своим войском Лжедмитрий II, которого народ называл Тушинским вором. В 1611 г. тут расположились шедшие к Москве ополченцы Ляпунова и казачьи отряды Заруцкого. В середине XVII века в монастыре дважды отбывал заключение протопоп Аввакум, который вел непримиримую борьбу против церковных реформ патриарха Никона.

После Великой Октябрьской социалистической революции в зданиях бывшего монастыря некоторое время располагалась трудовая коммуна. Теперь вокруг вырос крупный рабочий поселок, носящий имя славного рыцаря революции Ф. Э. Дзержинского.

Отсюда дорога ведет на пологий, открытый левый берег Москвы-реки, где можно сделать первую остановку, полюбоваться красивыми далями: слева тянется Лесистый берег, впереди видны широкие заливные луга правобережья, а далее на холмах — живописно расположенные деревни с многочисленными садами. На противоположном берегу, справа, белеет старинная церковь в селе Беседы Слева, на высоком холме, отчетливо виден шатровый конус белокаменной церкви. Это знаменитый памятник русского каменного зодчества XVI века — храм села Остров.

В XVI веке были созданы многие изумительные памятники русской архитектуры — каменные шатровые храмы. Строители того времени, беря за основу формы старинных деревянных церквей, но используя более совершенную технику и новый строительный материал, творчески развивая принципы национальной архитектуры, создали творения, которые справедливо считаются шедеврами мировой архитектуры. К таким шедеврам, наряду с церквами села Коломенского (Вознесенской и Дьяковской) и храмом Василия Блаженного на Красной площади в Москве, относится и храм в селе Остров.

Село Остров было известно уже в XIV веке. Сюда нередко приезжал Иван Грозный. От древних построек сохранился до наших дней лишь шатровый храм. Стоящий на высоком, довольно крутом холме правого берега, он в те далекие времена имел военно-оборонительное значение, служил сторожевой вышкой. Под крестом было помещение для наблюдателей. Сюда вели лестница, пробитая в стене, и лестница-цепь по шатру храма. Москва-река была в то время главнейшим торговым путем Московского княжества, и московские князья строили на ее берегах монастыри-крепости (например, Перервинский и Николо-Угрешский), а между ними ставили сторожевые посты, для которых использовали пысокие шатровые церкви. Одним из таких постов и был храм в селе Остров.

Направляясь к селу Остров, туристы недалеко от стен бывшего Николо-Угрешского монастыря переезжают на лодках на правый берег Москвы реки. Далее дорога идет в южном направлении к селу Остров, до которого около 4 км. Впереди, как ориентир, все время видна красивая шатровая церковь. Она сложена из белого камня-известняка, который добывался недалеко от этих мест, у села Мячкова, расположенного несколько ниже по течению реки. Храм села Остров состоит из трех соединенных между собою церквей — центральной шатровой и двух боковых однокупольных. Шатер центральной церкви имеет в основании семь рядов выдвигающихся архитектурных кокошников.

В конце XVIII века к церкви была пристроена каменная колокольня в псевдоготическом стиле.

Невольно хочется побыть подольше на высоком холме и вдоволь полюбоваться просторами Москвы-реки, заливными лугами ее поймы.

Обратный путь на лодочный перевоз можно несколько изменить, пройдя на северо-запад открытой дорогой до деревни Слободы. Она расположена на высоком месте, откуда открывается живописный вид на далекие окрестности и на церковь села Остров. В противоположном направлении в туманной дымке видны очертания высотных зданий Москвы. От Слободы дорога спускается вниз к речному перевозу и ведет к автобусной остановке в поселке Дзержинский. При возвращении через деревню Слободу маршрут удлинится на 1,5—2 км, но зато путь будет разнообразнее.

От Острова можно вернуться в Москву и другими путями: через деревни Мамоново и Орехово выйти на станцию Царицыно-Дачное (13—14 км, общее направление на северо-запад) или идти в западном направлении к деревне Кортино и далее в Апаринкн, где проходят автобусы, идущие к Москве.