Карта сайта

АБРАМЦЕВО И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ

Маршрут: ст. Абрамцево (6-я зона, 57 км от Москвы) — музей-усадьба «Абрамцево»—д. Жучки —с. Ахтырка — д. Кудрино — ст. Хотьково (6-я зона, 60 км от Москвы).

Протяженность маршрута — 15—17 км.

Маршрут знакомит с одним из интереснейших художественно-литературных мест Подмосковья — музеем-усадьбой «Абрамцево», а также с районом народного художественного промысла — резьбы по дереву. Густые леса вдоль берегов реки Вори — прекрасное место для ближних и дальних туристских походов, которые можно проводить здесь в течение всего года.

Маршрут начинается от станции Абрамцево. За железнодорожным полотном узкая тропа уводит туристов в глубь леса. За лесом, у первых домов больницы — шоссе, замощенное камнем. Через километр за крутым поворотом шоссе через Ворю перекинут мостик. На противоположном высоком берегу реки расположена бывшая усадьба Абрамцево, ныне музей.

Безвестное «сельцо Абрамцево», как именовало» оно в прошлом в генеральных планах межевого департамента, в 1843 г. было приобретено Сергеем Тимофеевичем Аксаковым. Его сын Иван Сергеевич так оценивал эту покупку: «Для семейства Аксаковых было приобретено сельцо Абрамцево, приятный уголок на берегу речки Вори, близ Хотьковского монастыря и не очень далеко от Троице-Сергиевой лавры. Это имение соединяло в себе все, что могло удовлетворить требованиям Сергея Тимофеевича: прелестное местоположение, удобный старинный дом среди прекрасного парка, громадный пруд над мельницею с богатой ловлею рыб, хорошее купание в реке Воре, обширные леса, изобилующие грибами...»

С тех пор эти места оказались надолго связанными с историей русской культуры. В гостях у С. Т. Аксакова бывали И. С. Тургенев, Ф. И. Тютчев, M. Н. Загоскин, М. С. Щепкин, Т. Н. Грановский. Неоднократно приезжал сюда Н. В. Гоголь. В первый раз он посетил Абрамцево 14 августа 1849 г. и прожил здесь четыре дня — до 18 августа. Вскоре Н. В. Гоголь вновь посетил Аксаковых, а через два года, в 1851 г., трижды приезжал к ним. Во время первого приезда в 1849 г. Гоголь прочитал Аксаковым первую главу второго тома «Мертвых Душ». Вот как описывает это С. Т. Аксаков.

«Гоголь много гулял у нас по рощам и забавлялся тем, что, находя грибы, собирал их и подкладывал мне на дорожку, по которой я должен был возвращаться домой. Я почти видел, как он это делал. По вечерам читал с большим одушевлением переводы древних Мерз-лякова, из которых особенно ему нравились гимны Гомера. Так шли вечера до 18-го числа. 18-го вечером Гоголь, сидя на своем обыкновенном месте (в гостиной), вдруг сказал:

— Да не прочесть ли нам главу «Мертвых душ»?

Мы были озадачены его словами и подумали, что

он говорит о первом томе «Мертвых душ». Сын мой Константин даже встал, чтобы принести их сверху, из своей библиотечки; но Гоголь удержал его за рукав и сказал:

— Нет, уж я вам прочту из второго.

И с этими словами вытащил из своего огромного кармана большую тетрадь.

Не могу выразить, что сделалось со всеми вами. Я был совершенно уничтожен. Не радость, а страх, что я услышу что-нибудь недостойное прежнего Гоголя, так смутил меня, что я совсем растерялся. Гоголь был сам сконфужен. Ту же минуту все мы придвинулись к столу, и Гоголь прочел первую главу второго тома «Мертвых душ». С первых страниц я увидел, что талант Гоголя не погиб, — и пришел в совершенный восторг. Чтение продолжалось час с четвертью. Гоголь несколько устал и, осыпаемый нашими искренними и радостными приветствиями, скоро ушел наверх, в свою комнату, потому что уже прошел час, в который он обыкновенно ложился спать, то есть 11 часов.

Тут только мы догадались, что Гоголь с первого дня имел намерение прочесть нам первую главу из второго тома «Мертвых душ», которая одна, по его словам, была отделана, и ждал от нас только какого-нибудь вызывающего слова. Тут только припомнили мы, что Гоголь много раз опускал руку в карман, как бы хотел что-то вытащить, но вынимал пустую руку».

В Абрамцеве полностью развернулся замечательный писательский талант хозяина усадьбы — Сергея Тимофеевича Аксакова. Он написал здесь (вернее, продиктовал, так как в последние годы жизни страдал тяжелой болезнью глаз) свои лучшие произведения: «Семейная хроника», «Детские годы Багрова внука», «Записки об уженье рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Воспоминания».

В 1859 г. Аксаков умер. Абрамцево постепенно опустело. Новый расцвет усадьбы наступил лишь в 1870 г., когда ее приобрел С. И. Мамонтов — крупный промышленный деятель, горячо увлекавшийся искусством. В 1885 г. им была основана «Частная опера», которая, как писал К. С. Станиславский, дала «могучий толчок культуре русского оперного дела». Со сцены этого театра началось триумфальное шествие опер А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова.

В те годы в Абрамцеве подолгу жили и работали такие выдающиеся мастера живописи, как И. Е. Репин, В. М. Васнецов, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, М. А. Врубель, К. А. Коровин, И. С. Остроухое, Н. В. Неврев, В. А. Серов, М. В. Нестеров. Образовав художественный кружок, они создали в Абрамцеве и его окрестностях много замечательных полотен.

Участники абрамцевского художественного кружка живо интересовались народным творчеством. С их помощью в усадьбе были открыты столярная и гончарная мастерские, ставшие центрами развития народных художественных промыслов. И сейчас в Абрамцевском музее можно полюбоваться коллекциями замечательных кустарно-художественных изделий, созданных здесь или привезенных из других мест.

Ныне усадьба в Абрамцеве — музей Академии наук. СССР. В старом аксаковском доме представлены основные экспозиции музея: литературные, посвященные С. Т. Аксакову, Н. В. Гоголю, И. С. Тургеневу, и художественные, посвященные И. Е. Репину, В. И. Сурикову, М. А. Врубелю и другим художникам, бывавшим здесь. Наибольший интерес представляют мемориальные комнаты С. Т. Аксакова и Н. В. Гоголя, а также большая столовая Мамонтовых, где выставлен ряд работ Репина, Серова, Врубеля. В этой комнате была написана знаменитая серовская «Девочка с персиками», о которой И. Грабарь писал: «Бывают создания человеческого духа, перерастающие во много раз намерение их творцов. К таким же созданиям надо отнести и этот удивительный серовский портрет». Обстановка комнаты почти такая же, какой она была в тот солнечный день, когда Серову позировала здесь двенадцатилетняя Верочка Мамонтова. Ценные экспозиции размещены и в других зданиях музея. Так, в бывшей мастерской представлены интересные коллекции образцов народного творчества (вышивка, резьба по дереву, керамика) и изделий членов мамонтовского художественного кружка.

Очень интересны сохранившиеся на территории парка «Избушка на курьих ножках», построенная по эскизам В. М. Васнецова, и небольшая церковь, созданная по проекту В. М. Васнецова и В. Д. Поленова в стиле древнерусского зодчества. В качестве образца ими был взят храм Спаса-Нередицы близ Новгорода, построенный в XII веке. В здании церкви хранятся теперь работы крупнейших мастеров русской живописи.

На противоположном берегу Вори раскинулись постройки Ново-Абрамцева, в котором живут многие советские художники и искусствоведы. Поселок раскинулся по правому берегу Вори и доходит до железнодорожной платформы 55-й километр. Недалеко от нее на перекрестке улиц Жуковского и Советской Армии 5 декабря 1957 г. был открыт памятник В. И. Ленину, работы скульптора С. Н. Волкова и архитектора Б. В. Дубровского.

Желающие могут закончить маршрут на платформе 55-й километр, но лучше продолжить поход по берегам Вори до села Ахтырки. В этом случае нужно идти правым берегом реки вверх по ее течению мимо деревень Мутовки и Жучки.

Большой интерес для туристов представляет и знакомство с колхозным хозяйством этих мест, отличительной чертой которого является хорошо поставленное птицеводство. Только за последние полтора-два года труженики сельского хозяйства немало сделали, чтобы увеличить поголовье кур, гусей, уток, повысить их яйценоскость, поднять производство ценного птичьего мяса.

Воря протекает в живописных лесных берегах Невольно вспоминаются стихи С. Т. Аксакова, посвященные Абрамцеву:

Ухожу я в мир природы, Мир спокойствия, свободы, В царство рыб и куликов, На свои родные воды, На простор степных лугов, В тень прохладную лесов...

Многие страницы «Записок об уженье рыбы» были посвящены Воре. И сейчас в реке немало рыбы, а по лесистым берегам — рыболовов с удочками.

За деревней Жучки дорога спускается в громадный овраг, выходящий к берегу Вори. На противоположном берегу, на холме, видно село Ахтырка (4 км от Абрамцева), где в бывшей усадьбе Трубецких сейчас находится дом отдыха. Центральный усадебный дом сгорел в начале 20-х годов нашего столетия. Но сохранились красивые въездные ворота и небольшая изящная церковь с колокольней, построенная архитектором А. С. Ку-теповым в стиле ампир.

Эти места связаны с творчеством В. М. Васнецова. Летом 1880 г. он жил в Ахтырке и работал над своей картиной «Аленушка». Художник изобразил на ней берега ахтырского пруда.

Если туристы идут в поход с ночлегом, то советуем устроить привал и провести ночь неподалеку от Ахтыр-ки, на берегах Вори. Здесь очень красивые и удобные места.

За Ахтыркой грунтовая дорога идет на север сначала лесом, а затем полем. Все время поднимаясь, она через 3 км приводит в селение Кудрино, которое расположено на отрогах восточной части Клинско-Дмитров-ской гряды.

Кудрино, Лутовки, Ахтырка и другие близлежащие селения издавна славятся своими мастерами резьбы по дереву. В настоящее время в Кудрине работает кустарно-художественная артель, организованная в 1921 г. Здесь выделывают письменные приборы, ковши, братины, украшенные резьбой.

Кудрино — родина многих замечательных резчиков. Здесь жил и работал один из старейших мастеров резьбы по дереву — Василий Петрович Ворносков (1871— 1940), получивший художественное образование в абрамцевской мастерской под руководством Е. Д. Поленовой. Работы, вышедшие из-под резца этого замечательного умельца и членов его семьи, хорошо известны не только у нас, но и за рубежом. Они неоднократно отмечались наградами на всесоюзных и международных выставках. Многие из них хранятся в художественных музеях, в том числе и в Третьяковской галерее.

Из Кудрина по дороге, идущей на юго-восток смешанным лесом, можно через 6 км выйти к станции Хотьково. От нее до Москвы — 60 км езды по железной дороге.

Места в районе станции Хотьково были заселены очень давно — в XIII веке. В начале XIV века здесь был основан женский монастырь. Отдельные строения монастыря, сооруженные в XIX веке, дошли до наших дней.

За последние годы у станции по обе стороны железной дороги вырос большой поселок. В нем работает ряд небольших предприятий, изготовляющих резные изделия из дерева и кости, имеется профтехшкола.