Карта сайта

ЛЕНИНСКИЙ ДОМ-МУЗЕЙ

Маршрут: ст. Болшево (3-я зона, 25 км от Москвы)— Дом-музей В. И. Ленина — пос. Оболдино — с. Пехра-Покровское — с. Щитниково (автобус № 200 до метро «Щелковская»).

Протяженность маршрута — 20—22 км.

Туристы знакомятся на этом маршруте с одним из мест, связанных с жизнью и работой Владимира Ильича Ленина, — с Домом-музеем Ленина в Костине. Дальше путь проходит по живописным и глухим лесам, которые нередко называют «московской тайгой».

Станция Болшево в тридцати минутах езды от столицы. Рядом со станцией находится Костино, ныне вошедшее в черту города Калининграда. 20 лет назад на месте Костина стояло всего несколько десятков домов. Сейчас в городе сотни благоустроенных зданий, много магазинов, предприятий бытового обслуживания, учебных заведений, медицинских и культурно-просветительных учреждений. На многих новостройках страны известна продукция комбината сборного домостроения.

В декабре 1921 г. и январе 1922 г. в Костине отдыхал Владимир Ильич Ленин. Тогда здесь была небольшая деревня и около нее — маленькое имение, вернее дача из нескольких построек.

В наше время маленький одноэтажный домик оказался в центре города (улица Ленина, дом № 1). К зданию прикреплена мемориальная доска: «Здесь жил и работал В. И. Ленин с 27 декабря 1921 года до 12—13 января 1922 годе». В доме размещены экспозиции филиала Центрального музея В. И. Ленина.

В конце 1921 г. здоровье Ильича, переутомленного огромной работой, ухудшилось. 6 декабря 1921 г. он писал Горькому, что «устал дьявольски» и едет отдыхать и лечиться в Горки. Но и здесь Владимир Ильич не прекращал трудиться по многу часов в сутки. Тогда друзья и родные решили подыскать в Подмосковье какое-нибудь совсем глухое место, где можно было бы отвлечь Ильича от дел. Ф. Э. Дзержинский посоветовал Ленину уехать в Костино.

Здесь, в домике, окруженном сосновой рощей, Ильич встретил новый, 1922 год. Но и в Костине он продолжал работать. Вспоминая о пребывании здесь В. И. Ленина, бывший сторож домика рассказывает: «Ежедневно к нему из Москвы доставляли толстую пачку газет, корреспонденции и разных бумаг. Несколько раз к нему приезжали товарищи Крупская и Дзержинский. Поздно ночью в окнах дома можно было наблюдать свет: Ильич работал.

Вставал, однако, рано; приняв ванну и позавтракав, Ильич отправлялся на прогулку. Особенно он любил ходить к столетним дубам, которые росли метрах в семидесяти от домика».

Из Костина Ильич продиктовал по телефону письмо в ЦК РКП (б) «О политике английской рабочей партии», написал «Проект директивы Политбюро ЦК РКП (б) о новой экономической политике», проект постановления «О роли и задачах профсоюзов в условиях новой экономической политики», философскую статью «О значении воинствующего материализма». В Костине Ленин готовился к докладу на IX Всероссийском съезде Советов.

Ленин с исключительной чуткостью относился к людям, обращавшимся к нему. Об этом, в частности, свидетельствует телефонограмма в Президиум ВЦИК, посланная из Костина 9 января 1922 г., с просьбой оказать содействие крестьянину Сергею Фролову, представителю деревни Алакаевка Самарской губернии. «Так как я был с этой деревней знаком лично, — писал Ильич, — то считал бы политически полезным, чтобы крестьяне не уехали без какой-либо помощи наверняка».

В середине января 1922 г. Ильич выехал в Москву на автосанях, но в самом начале пути они застряли в снегу. Пришлось идти пешком на станцию Болшево, а оттуда на попутной автодрезине добираться до столицы. Поездка была утомительной. Вот что рассказал о ней Ленин в письме от 16 января, адресованном ВЧК и НКПС: «Мне пришлось на днях ознакомиться лично с состоянием автодрезин... Первый раз я ехал по железным дорогам не в качестве «сановника», поднимающего на ноги все и вся десятками специальных телеграмм, а в качестве неизвестного...» И далее: поездка была «хуже худого... остановки в пути ежеминутны, движение из рук вон плохо, на станциях простой...»

В домике, где жил Ильич, восстановлена обстановка, которая была здесь зимой 1921/22 г. Она очень скромна. Ленин занимал три комнаты. В столовой стоит стол, покрытый клеенкой, и четыре венских стула. У стены — диван, на котором любил отдыхать Ильич, и маленький круглый столик. В спальне — простая железная кровать, рядом туалетный столик. У окна — письменный стол и этажерка с книгами. За этим столом Ленин обычно работал по вечерам, так как кабинет плохо отапливался.

В кабинете на письменном столе у окна — телефон, по которому Владимир Ильич разговаривал с Москвой по прямому проводу. Недалеко от стола — диван и круглый плетеный стол с двумя плетеными креслами. Обстановку кабинета дополняют большие старинные часы, стоящие в углу, и две картины на стенах.

В трех других комнатах Дома-музея размещены экспозиции, посвященные последним годам жизни и деятельности В. И. Ленина.

После осмотра Дома-музея В. И. Ленина туристы идут по асфальтированному шоссе к парку, за которым вдали зеленеет сосновый лес. У опушки леса они поворачивают влево, на юго-восток. Небольшая тропинка вьется вдоль опушки, пересекает луг и через березовую рощицу выводит к служебным постройкам совхоза. Дальше путь идет по деревянному настилу через большое болото с зеркалом открытой воды. Это торфяное болото Погонно-Лосиноостровского лесничества. В его западной части добывается торф. Там же находятся истоки реки Яузы, левого притока Москвы-реки.

Длина Яузы — 36 км. В далеком прошлом она играла значительную роль как часть торгового пути из Смоленска на Волгу и в Каспий. С Москвы-реки суда поднимались по Яузе до Мытищ, откуда их волоком перетаскивали в Клязьму, впадающую в Оку значительно восточнее, чем Москва-река. При таком маршруте путь судов сокращался на много километров.

В XVII веке Петр I создал на Яузе флотилию, а на берегу реки построил фабрику по выделке парусов. С тех пор вдоль Яузы начали быстро возникать промышленные предприятия, превратившие ее нижнее течение в цепь отдельных сильно загрязненных прудов. Яуза стала заболоченной, неблагополучной в санитарном отношении. Только в дни паводков она напоминала о своем буйном нраве, заливая значительные территории, принося большие убытки и разрушения. После сооружения канала имени Москвы эта опасность навсегда уничтожена.

Ныне Яуза реконструирована, берега ее в черте города Москвы благоустроены. Для обводнения реки проложен трубопровод, по которому поступает вода из Химкинского водохранилища.

Намечено в будущем соединить Яузу в районе Мытищ судоходной трассой с каналом имени Москвы. Это откроет новые перспективы перед водным хозяйством столицы.

Перейдя через болото по гати, туристы оказываются у дубовой рощи. Вдоль нее протянулись дома поселка Оболдина. У западной окраины поселка начинаются тропинки, ведущие через густую дубовую и березовую молодую поросль на юг. Вскоре туристы увидят одиноко стоящий на широкой просеке домик лесника. Отсюда в лес углубляется малоезженая грунтовая дорога. Лес с каждым километром становится все суровее. Лиственные рощи постепенно сменяются густым ельником.

Этот участок «московской тайги» дает представление о тех дремучих борах, которые когда-то окружали Москву.

Через 7 км лесная дорога приводит к северо-восточ-ной окраине села Пехра-Покровское, где в прошлом находилась усадьба Меншиковых. В центре села сохранилась церковь, являющаяся ценным памятником архитектуры. Она была построена в 1829 г. архитектором О. И. Бове.

Жители этого села трудятся в колхозе имени Ленина, который за последние годы резко увеличил площади, занятые под кукурузу.

В селе останавливается автобус, следующий из Фря-нова.

В 3 и отсюда железнодорожная станция Балашиха. Прямо путь к ней неинтересен — он проходит все время по открытой местности. Лучше, не заходя в Пех-ру-Покровское, направиться вдоль опушки леса на запад и выйти на замощенную камнем шоссейную дорогу. Неподалеку на левом берегу речки Пехорки, притока Москвы-реки, находится пионерский лагерь. Пехорка здесь узкая и неглубокая. Но несколько выше по течению есть образованный ею большой пруд, в котором хорошо выкупаться.

Пройдя по земляной плотине на другой берег речки, туристы выходят к живописной сосновой роще, которую обычно называют «корабельной». Дальше тропы, протянувшиеся в южном направлении, выводят на шоссе.

Неподалеку видны дома села Щитникова. Здесь находится остановка автобуса, идущего до станции метро «Щелковская».