Карта сайта

В ДЕБРЯХ «МОСКОВСКОЙ ТАЙГИ»

Маршрут: ст. Лосиноостровская (2-я зона, 11 км от Москвы) — охотничье хозяйство — Открытое шоссе.

Протяженность маршрута—15—16 км.

Небольшой, но очень интересный маршрут почти на всем протяжении проходит по густому заповедному лесу и дает представление о дремучих борах, некогда окружавших Москву. По пути туристы смогут ознакомиться с Московским государственным охотничьим хозяйством.
От Ярославского вокзала до станции Лосиноостровская— 15 минут езды на электропоезде. Участники похода идут направо, пересекают Ярославское шоссе и вскоре подходят к большому лесному массиву, который простирается на 15—20 км к северо-востоку от Москвы. Эти места туристы называют «московской тайгой».

Когда-то столица нашей Родины была окружена могучими, непроходимыми борами. Но постепенно Подмосковье все более заселяюсь, леса вырубались, увеличивались площади пашни. Старинные леса редко где сохранились. Одним из таких уцелевших лесных участков является массив, протянувшийся от Лосиноостровской до Сокольников. Этот древний бор хорошо сохранился по двум причинам: во-первых, местность здесь болотистая, непригодная для земледелия; во-вторых, издавна эти лесные угодья являлись собственностью московских князей и царей, которые сохраняли их для бортного промысла (сбора меда диких пчел) и для охоты. Нынешний Сокольнический парк, место прежней соколиной охоты, — естественное продолжение лосиноостровского массива.

Почти в центре «московской тайги», в сырых, заболоченных местах берет начало река Яуза, которая в старину связывала водным путем Москву с населенными пунктами бассейна реки Клязьмы. В том месте, где ныне расположен город Мытищи, проходил волок между Яузой и Клязьмой. Длина его была 7—8 км. Здесь московские князья собирали с провозимых товаров проездную пошлину — так называемый мыт. Отсюда и произошло название города Мытищи.

Лесная дорога вскоре приводит к лесничеству — группе деревянных домов, стоящих в лесу. Невдалеке находятся вольеры Московского государственного охотничьего хозяйства, где содержатся пятнистые олени.

От лесничества начинается наиболее красивый участок пути. По обеим сторонам дороги — густой лес. Кроны деревьев смыкаются над головой и образуют зеленый коридор, тенистый даже в солнечный полдень. Лес здесь смешанный — много ели, берез, иногда встречаются дубы. Приблизительно в километре от лесничества, с правой стороны дороги, высится огромная сосна, хорошо заметная издали. Два человека с трудом могут обхватить ее. Такие сосны-богатыри, встречающиеся на пути, напоминают о дремучих лесах, шумевших под Москвою в далекие времена.

Когда-то здесь водилось много лосей, на которых охотились великие князья и цари. Не случайно в окрестных местах сохранились такие названия населенных пунктов, как Лось, Лосиноостровская, Лосино-Петров-ский (около станции Монино, где в XVIII веке даже был создан завод, изготовлявший для армии обмундирование из лосиной кожи).

В конце XIX—начале XX века лосей в Подмосковье, как и во всей Европейской России, почти не сохранилось. «Лесных великанов» спасла от полного истребления Советская власть, запретившая охоту на них. В резуль-

тате поголовье этих красивых животных быстро увеличилось. Теперь не редкость встретить лосей не только в густых лесах, но и на опушках вблизи населенных пунктов, рядом с оживленными шоссе. Известны случаи, когда лоси забредали в Бабушкин, в Останкинский парк, в Сокольники.

В «московскую тайгу» приходит много туристов, особенно по воскресеньям. Здесь можно встретить учителей, школьников, студентов, рабочих — людей разных возрастов и профессий. Все они с большим интересом знакомятся с животным миром и природой этого чудесного заповедного места.

От охотничьего хозяйства дорога идет лесом в южном направлении и вскоре приводит к сторожке лесника. Немного дальше сторожки, с левой стороны, расположена поляна, где в тени больших дубов удобно устроить привал. Необходимо только помнить, что здесь нельзя разводить костры и рубить лес.

Немного не доходя до опушки, следует свернуть по тропе направо и краем леса выйти к Открытому шоссе. Около него находится конечная остановка трамвая. Здесь и заканчивается маршрут.