Карта сайта

ОТ ЗЕЛЕНОГРАДА К БЕРЕГАМ КЛЯЗЬМЫ

Маршрут: ст. Крюково (5-я зона, 39 км от Москвы)— Зеленоград — Льялово — р. Клязьма — Клушино — ст. Фирсановская (4-я зона, 33 км от Москвы).

Протяженность маршрута — 24—26 км.

Большая часть этого маршрута проходит лесами вдоль берегов реки Клязьмы. Туристы смогут посетить места, связанные с именем В. И. Ленина, а также с событиями Великой Отечественной войны.

Начало маршрута — станция Крюково. В декабре 1941 г. здесь шли ожесточенные бои с гитлеровцами. Памятник-обелиск в центре поселка напоминает о беспримерном героизме советских воинов, стоявших на защите Москвы.

1 декабря 1941 г. немецко-фашистские части вошли в Крюково. Враг рвался к Москве, но не мог прорвать оборону под Крюковом, где стояли части 8-й гвардейской Краснознаменной ордена Ленина дивизии имени И. В. Панфилова, 1 й гвардейской танковой бригады Героя Советского Союза генерала M. Е. Катукова и гвардейский кавалерийский корпус под командованием Героя Советского Союза генерала Л. Д. Доватора. Оборонительные бои продолжались вплоть до 7 декабря, когда по приказу Верховного главнокомандования войска Западного фронта начали контрнаступление. Это были ожесточенные бои, в которых каждый боец проявлял беспримерные выдержку, стойкость и героизм, зашишая родную столицу.

Участник боев за Крюково капитан А. А Сахаров рассказывает о некоторых эпизодах боев: «На окраине Крюкова на перекрестке улиц стоял немецкий танк, который вел огонь из пушек и пулеметов, всячески мешая соединению наших групп. Тогда секретарь парторганизации полка А. В. Логвиненко дал задание пяти коммунистам во главе с политруком Петиным уничтожить этот танк. Задание было выполнено. В другом месте гитлеровцы установили станковый пулемет в сарае и, хорошо замаскировавшись, вели огонь по нашим наступающим подразделениям. Группа разведчиков под командой Кириллова подползла к сараю и гранатами уничтожила станковый пулемет и его расчет. Наступающий батальон продвинулся вперед. В это время нам в помощь прибыли наши танки...»

В декабре Крюково было окончательно освобождено, а вражеские части отброшены к берегам Истринского водохранилища.

Из Крюкова по шоссе, идущему на Льялово, туристы направляются к Зеленограду — одному из молодых подмосковных городов. По его подобию в Подмосковье будет построен ряд городов. Зеленоград раскинулся вдоль реки Сходни и, кроме лесов, его окружает кольцо искусственных насаждений из фруктовых деревьев. Площадь Зеленограда 750 га, он весь в зелени.

О городских поселках такого типа в своем выступлении на XX съезде партии говорил Н. С. Хрущев: «Желательно... рассредоточить население крупных городов, построив вокруг таких центров, как Москва, Ленинград, Киев, Харьков и другие, небольшие благоустроенные городки».

Такие небольшие города с населением 60—65 тыс человек будут застроены современными домами с бла гоустроенными, удобными квартирами. В распоряже нии жителей будут все виды культурного обслужива ния и ко всему этому еще и богатые природные ус ловия. Эти города станут городами-садами.

Зеленоград застроен в основном четырех- и пяти этажными домами из железобетонных блоков и пане лей. В основу застройки города лег принцип свобод ной планировки, т. е. архитекторы проектировали ули цы и дома с учетом естественного природного рельефа

В центре города расположены административные культурные и торговые здания. Всего в Зеленограде бу дет открыто 10 общеобразовательных школ и одна му зыкальная, 2 технических училища, школа-интернат, Дом пионеров, 3 кинотеатра, 3 клуба, 3 библиотеки с общим книжным фондом почти 400 тыс. книг. Не забыты и любители спорта. Для них планируется строительство стадиона, спортивного парка, который займет территорию 26 га вдоль берега реки Сходни, нового водоема площадью 20 га, который создается почти в центре города и займет долину верховья Сходни. Здесь же будут открыты водная станция, купальни, пляжи.

Один за другим сформировались три микрорайона города. Теперь завершено строительство четвертого. То, 1то вчера существовало лишь на чертежах, сегодня становится явью.

На северо-западной и юго-восточной окраинах Зеленограда создается промышленная зона.

Город имеет хорошее сообщение со столицей. Это электропоезда и автобусы-экспрессы. Внутригородской транспорт за несколько минут доставляет пассажиров к железнодорожной станции Крюково или Малино.

Проект этого города разработан 14-й мастерской Моспроекта, под руководством И. Е. Рожина.

Перед архитекторами и строителями стояла и стоит благородная и увлекательная задача: добиться, чтобы людям, которые поселятся в домах-новостройках, привольно и радостно жилось и плодотворно работалось.

«Сохраняя крупные города как производственные и культурные центры и в то же время не допуская их чрезмерного роста, нужно развивать и создавать небольшие и средние благоустроенные города,— говорил Н. С. Хрущев на XXII съезде КПСС. — Наши населенные пункты должны все больше соответствовать представлениям о «зеленых городах», «городах-садах». Они будут сочетать в себе все лучшее, что имеет современный город,— благоустроенные жилые дома, транспортные магистрали, коммунально-бытовые, детские, культурные и спортивные учреждения, со всем лучшим, что имеют сельские местности, — богатой зеленью, водоемами, чистым воздухом».

Дома Зеленограда подходят к Ленинградскому шоссе. Здесь, у пересечения автомагистрали с шоссе на Льялово, возвышается обелиск, увенчанный пятиконечной звездой.

У этого памятника советским воинам, павшим за свободу и независимость Родины, часто бывают школьники и жители Зеленограда, туристы, отдыхающие на турбазе «Крюково».

Дальше туристы идут к Льялову по шоссе, пересекающему большой смешанный лес. Льялово расположено на левом высоком берегу Клязьмы. В 1923 г. на берегу Клязьмы у Льялова археологи обнаружили неолитическую стоянку, т. е. поселение людей эпохи нового каменного века. Она датируется III—II тысячелетиями до нашей эры и считается древнейшей на территории Московской области. При раскопках, которые проходили здесь в 1951 г., были найдены хорошо отшлифованные наконечники стрел, скребки, черепки глиняной посуды, украшенные ямочным орнаментом, деревянные настилы из жердей, на которых строили свои жилища льяловцы. Результаты археологических исследований позволяют утверждать, что основным занятием жителей этих поселений были рыболовство и охота.

Льялово дорого для нас как ленинское место. 21 мая 1921 г. сюда, в бывшую усадьбу фабриканта Саввы Морозова, приезжал Владимир Ильич и другие члены правительства для осмотра подсобного хозяйства сельскохозяйственной академии. В конце июля того же года Ленин вновь посетил эти места. Сейчас здесь находится дом отдыха.

В наши дни Льялово стало известно своим первым в стране народным художественным музеем, созданным на общественных началах. Его коллекции сейчас значительно пополнились за счет работ, полученных в дар от художников и скульпторов: С. Герасимова, Н. Терп-сихорова, А. Бубнова, В. Матросова и других.

Из Льялова туристы идут левым берегом Клязьмы на восток, к селу Клушино, известному своими археологическими памятниками. Вблизи Клушина находится отделение Братцевской птицефабрики — «Цесарка».

Из Клушина туристы направляются к конечному пункту маршрута — станции Фирсановская.