Карта сайта

САМАРКАНД - Часть 46 - ГЛАВА 4 Мрак реакции рассеивается

Затишье в рабочем движении сменилось новым революционным подъемом.

Как писал В. И. Ленин, с лета 1910 года «полоса полного господства черносотенной реакции кончилась. Начинается полоса нового подъема» 1.

Толчком к развертыванию революционного движения по всей стране послужили ленские события. Кровавое преступление царских войск, расстрелявших 4 апреля 1912 года безоружных рабочих на золотых приисках в далекой Сибири, вызвало волну народного гнева. Забастовки протеста против ленского расстрела слились с мощными первомайскими демонстрациями. По при-меру русского рабочего класса поднимались рабочие национальных окраин. Началось оживление рабочего движения и в Туркестане. 1 мая 1912 года в ответ на ленские события состоялись выступления рабочих Туркестана, маевки в Ташкенте, Самарканде, Казанджике. +


1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 22, стр. 167.

 

В Чарджуе рабочие провели сбор денег для помощи семьям жертв ленского расстрела.

В мае бастовали грузчики станции Самарканд, 300 рабочих чао развесочной фабрики и типографии Газарова. В этих забастовках принимали активное участие вместе с русскими пролетариями и рабо чие-узбеки.

1 июля 1912 года произошло вооруженное восстание саперов в Троицких лагерях под Ташкентом. Восстание готовилось под руководством «Туркестанской военно-революционной организации», в которой большую роль играли социал-демократы. Волнения были вызваны исключительно тяжелым положением солдат, произволом и издевательствами офицеров. «Час настал с оружием в руках показать, что мы — «сила», — говорилось в прокламации, выпущенной «Военно-революционной организацией», призывавшей солдат к борьбе за братство, равенство и свободу. Восставшие выступали под лозунгом: «Долой самодержавие! Да здравствует революция!»

Царское правительство жестоко подавило восстание. После его разгрома были арестованы 660 человек. 268 из них были преданы суду. 14 наиболее видных участников восстания были повешены, многие отправлены на каторгу и в тюрьмы. Выстрелы саперов в Ташкенте эхом отдались в Петербурге. 6 июля Председатель Совета Министров царского правительства Коковцев с тревогой запрашивал Ташкент о причинах восстания солдат и о мерах, принятых к его подавлению.

Восстание саперов имело большое значение. В. И. Ленин видел в нем одно из проявлений нового революционного подъема, начавшегося в стране. Он писал, что восстание саперов стояло несомненно в связи с революционными массовыми стачками рабочих. «Восстания и попытки восстания солдат и матросов — в Туркестане, в Балтийском флоте и на Черном море — дали новое объективное подтверждение того, что в России начался, после долгих лет разгула контрреволюции и затишья в рабочем движении, новый революционный подъем»

Восстание ташкентских саперов получило широкий отклик среди частей самаркандского гарнизона. Здесь нелегально действовала военная организация, которая вела агитационную работу среди солдатских масс. В гарнизоне знали о содержании листовки, выпущенной «Туркестанской военно-революционной организацией» в августе 1912 года. Листовка разоблачала зверскую расправу царя и его опричников с саперами, призывала солдат решительно выступать на борьбу против произвола и насилия самодержавия. «Пусть каждый из вас, товарищи, навсегда запомнит, что перед ним стоит долг беспощадной мести за убитых и замученных братьев», — говорилось в листовке 1. В войсках гарнизона была создана социал-демократическая группа, которая проводила большую агитационно-пропагандистскую работу среди солдат. Группа была связана с военными организациями других городов Средней Азии. В частности, самаркандские большевики послали кушкинской военной организации, куда входили не только солдаты, но и железнодорожники, программу социал-демо-кратической рабочей партии (большевиков).


1 С. Я- Свирский. Революционное движение в царской армии в Туркестане (1910—1914 гг.). Ташкент, 1960, стр. 99.

 

В годы революционного подъема (1910—1914 годы) в Самарканде продолжали действовать большевистские ячейки. Деятельность их была изолированной от социал-демократических организаций Ташкента, Чарджуя, Ашхабада, Пишпека и других городов края.

Большое революционное воздействие на политическую и организаторскую работу большевиков Самарканда оказывала Ташкентская социал-демократическая группа. В Ташкенте в те годы активную партийную работу вели такие опытные партийные деятели, как Н. В. Шумилов, Я. Я. Упмал, А. Я. Першин, Д. И. Манжара, В. В. Сахаров, Н. В. Сахарова, А. А. Казаков.

Самаркандские революционеры поддерживали постоянную связь не только с большевиками Ташкента, но и Петербурга, Баку. Особенно активную революционную деятельность развернула социал-демократическая группа, созданная в самаркандской типографии Демурова. Продолжая революционные традиции 1905 года, рабочие этой типографии, руководимые большевиками, в годы революционного подъема неоднократно выступали с требованиями улучшить экономическое положение печатников, ввести 8-часовой рабочий день. В защиту своих прав выступали железнодорожники. В сентябре 1912 года грузчики станции Самарканд усторили однодневную забастовку, а в октябре вспыхнула забастовка 300 рабочих чаеразвесочной фабрики.

13 ноября 1913 года Ташкентская социал-демократическая группа выпустила первый номер газеты «Ташкентский рабочий», которая распространялась и среди самаркандских рабочих. В заметке от редакции говорилось о том, что газета должна служить рабочим «путеводной звездой в современной непроглядной тьме реакции». В статьях

«Организуйтесь!», «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и других материалах этого номера газеты разъяснялись основные лозунги большевистской партии, звучал призыв к революционной борьбе.

Интересно отметить, что экземпляр «Ташкентского рабочего» был послан В. И. Ленину, находившемуся тогда в Кракове. Владимир Ильич, придававший огромное значение революционно-освободительной борьбе трудящихся Туркестана, был обрадован ростом активности большевиков далекой окраины. В годы пребывания в эмиграции В. И. Ленин не прерывал связи с туркестанскими большевиками. В 1913 году ташкентская группа социал-демократов направила В. И. Ленину в Краков своего представителя для улучшения связи и получения указаний.

О большом внимании Ленина к революционной борьбе трудящихся Средней Азии, в том числе и Самарканда, говорит такой факт. В 1914 году, по заданию Владимира Ильича, в Туркестан из Кракова должна была выехать соратница Ильича Инесса Арманд, чтобы оказать посильную помощь туркестанским большевикам в укреплении партийных организаций и распространении их влияния в массах. Начавшаяся первая мировая война помешала Арманд выполнить задание Ленина 1.

В годы революционного подъема среди рабочих Самарканда распространялась большевистская газета «Правда». К ее голосу, к боевым революционным призывам прислушивались и трудящиеся далекой окраины царской России — Туркестана. Весной 1913 года по призыву газеты «Правда» рабочие Казанджика собрали и отослали редакции деньги в помощь бастующим бельгийским рабочим.

1 мая 1914 года в Ташкенте, Самарканде и других городах состоялись маевки. Рабочие Самарканда демонстрировали свою пролетарскую солидарность с трудящимися всей России.

В августе 1914 года началась первая мировая война, которая, по определению В. И. Ленина, была «с обеих сторон империалистической» 2.


1 И К. Додонов. Об исторических предпосылках образования Узбекской ССР. Ташкент, Изд-во АН УзССР, 1949.

2 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 27, стр. 303.

 

Несправедливая захватническая война обострила экономические и политические противоречия в стране. Еще больше усилился национально-колониальный гнет в Туркестане, но одновременно усилилось революционное брожение среди трудящихся Самарканда. Большевики города под руководством В. Д. Фигельского 1. и А. И. Фролова укрепляли свои связи с массами.

Вместе с другими большевиками Самарканда В. Д. Фигельский разъяснял грабительский характер империалистической войны, разоблачал ее зачинщиков — царское правительство, помещиков и буржуазию, виновников страданий и бедствий народных масс, отстаивал лозунг превращения империалистической войны в гражданскую. Ближайшим сподвижником Фигельского по революционной работе среди самаркандских трудящихся был А. И. Фролов 2. Преодолевая многочисленные трудности, большевики Самарканда готовили массы к новым боям за свое освобождение.

Большую роль в росте национального и политического самосознания трудящихся Самарканда сыграла деятельность узбекских и таджикских просветителей-демократов. Вслед за Мукими и Фуркатом свой голос протеста против насилия и произвола подняли поэты Абдулла Салих Завки (1852—1921), Аваз Отар-оглы (1884—1919), Садриддин Айни (1879—1954), Хамза Хаким-заде Ниязи (1889— 1929). Произведения этих выдающихся представителей прогрессивной общественно-политической мысли Туркестана обличали пережитки средневековья и феодального строя и были направлены против социального неравенства, в защиту народных низов.

Еще в 1909 году Хамза Хаким-заде Ниязи некоторое время жил в Самарканде. Тогда он сдружился с видным самаркандским педагогом Абдукадыром Шакури, которого за просветительскую деятельность мусульманские мракобесы объявили врагом ислама и безбожником.


1 Фигельский Владислав Домианович — польский революционер, один из виднейших коммунистов, деятельность которого продолжительное время проходила в Туркестане. В 1915 году Фигельский служил в 4-м Сибирском полку в Самарканде, где развернул большую революционную работу. Вместе с Фроловым Фигельский возглавил в 1917—1918 годах самаркандскую группу большевиков. Летом 1918 года был избран председателем Самаркандского областного Совета рабочих и солдатских депутатов.

2 Фролов Андрей Игнатьевич (1871—1918 гг.). Член КПСС с 1917 года, солдат-революционер, один из активнейших участников революционного движения в Самарканде. Руководил борьбой трудящихся за утверждение Советской власти в городе, Делегат Всероссийских съездов Советов, организатор разгрома белоказачьих отрядов в районе Самарканда (1918 год).

 

Уже тогда, на заре своей литературной и общественно-политической деятельности, Хамза ратовал за широкое сближение своего народа с народами России, призывая к изучению языка, обычаев и культуры России. В своей статье «Великая просьба к господам учителям» он писал: «Одна из причин тому, что наши местные мусульмане пребывают на самой последней ступени отсталости, заключается в пренебрежении... к изучению языка, обычаев и культуры России, с народами которой мы давно являемся соотечественниками» 1.

Среди прогрессивных деятелей Самарканда этого периода можно также назвать автора замечательного произведения—«Зеркало назидания» С. Сидики. Являясь идеологом дехканства и городских ремесленников, он горячо пропагандировал идею сближения трудящихся местных национальностей с великим русским народом, призывал их к изучению многовековой культуры России.

С. Сидики начертал подробный план будущего устройства Самарканда. Он описывал, как в его родном городе будут ликвидированы источники заразы — хаузы (пруды), и вместо них появится широкая сеть водопроводов, как узкие улицы будут заменены широкими асфальтовыми проспектами, какие в городе будут замечательные парки с фонтанами, питающимися водою Зеравшана. Он верил, что в Самарканде на месте глиняных домиков будут построены капитальные дома, университеты, школы, заводы, фабрики, библиотеки... В противовес джадидам С. Сидики выдвигал тезис о том, что в «идеальном обществе» не будет не только ислама, но и никакой религии вообще; все люди будут спаяны такой дружбой, что их нельзя будет отделить друг от друга никакой силой 2.

В период империалистической войны протест народных масс про тив национального и колониального гнета еще более усилился. В Туркестане было зарегистрировано 730 революционных выступлении 3.

В 1916 году в Средней Азии произошло одно из крупных национально-освободительных народных восстаний, в котором приняли активное участие и трудящиеся Самаркандской области.


1 Хамза Хаким-заде Ниязи. Сочинения, т. 2, Ташкент, Гослитиздат, 1960, стр. ЗОН.

2 «Вопросы философии», 1961 г., № 3, стр. 133.

3 М. Мусаев, Узбекская ССР, М., Госполитиздат, 1959, стр. 48.