Карта сайта

САМАРКАНД - Часть 44 - ГЛАВА 3 Большевики закаляются в борьбе

Большевики Самарканда решительно боролись против разлагающей деятельности враждебных марксизму течений.

Газета «Самарканд» в январе 1906 года подчеркивала, что революционная социал-демократия стоит перед лицом борьбы с националистами, зовущими рабочий класс отдать свои силы на поддержку националистических тенденций; с «друзьями» — «социалистами», стремящимися посредством мещанских утопий насчет всяких «социализаций» и «кооперативов» затемнить классовое сознание рабочих масс; с различными пережитками феодально-монархической эпохи, в том или ином виде входящими в новую жизнь 1.


1 Газета «Самарканд», № 1,1 января 1906 г.

 

Авторитет большевиков среди широких народных масс все возрастал. Через газеты «Самарканд», «Русский Туркестан», «Солдатский листок—«Правда», на митингах и собраниях они вступали в горячую полемику с меньшевиками, воспитывали массы в большевистском духе, готовили их к свержению самодержавия.

Во главе большевистских организаций стояли такие активные революционные деятели, как М. В. Морозов и В. В. Быховский. В июле 1906 года охранка арестовала Морозова, а в августе — Бы-ховского. После ареста Быховского во главе Ташкентского комитета РСДРП становится А. В. Худаш, прозванная рабочими любовно «большевичкой».

Туркестанские меньшевики, усилив свою фракционную деятельность после IV съезда РСДРП и воспользовавшись арестом видных большевиков Туркестана, захватили большинство в «Союзном комитете» и стали выпускать от его имени легальную меньшевистскую газету «Новый путь».

В сентябре 1906 года в Ташкенте состоялась II Туркестанская конференция РСДРП, на которой меньшевики продолжали свои нападки на большевиков, но получили отпор. В октябре 1906 года был избран новый большевистский состав Ташкентского комитета РСДРП.

Большевистская группа Самарканда решительно разоблачала раскольническое поведение меньшевиков. Под ее влиянием массы все больше и больше освобождались от меньшевистских иллюзий.

Самаркандские большевики вели борьбу и против эсеров, которые проповедовали и практиковали индивидуальный террор и различные экспроприации. Террористическая деятельность эсеров наносила революционному движению серьезный вред. Только в июне -сентябре 1906 года ими было проведено более 15 крупных экспроприации и террористических актов в Ташкенте, Самарканде и ряде других городов Туркестана.

В Самарканде эсер Горгиади по заданию своей партии убил полковника Кикнадзе. Выстрел был произведен террористом утром, когда Кикнадзе в экипаже следовал в центр города.

Индивидуальный террор эсеров отвлекал массы от активного участия в революционной борьбе и вредно отражался на политическом воспитании трудящихся. Это четко было отмечено в резолюции нелегальной краевой конференции РСДРП, состоявшейся в Ташкенте в сентябре 1906 года: «Террористические акты, — говорилось в резолюции,— за небольшими исключениями, не достигают своей цели дезорганизовать правительственный механизм, очень часто отпугивают массы от активных выступлений. Все эти соображения, верные сами по себе, особенно должны приниматься во внимание при работе в Туркестане, где широкая политическая деятельность и серьезная партийная работа только что начинаются» 1.

Самаркандские большевики боролись за интернациональное сплочение трудящихся местных национальностей против буржуазных националистов.

В период первой русской революции местная национальная буржуазия, главным образом в торгово-промышленных центрах — Ташкенте, Коканде, Самарканде и других городах, представляла известную политическую силу. Проявляя некоторую оппозиционность по отношению к царизму и русской буржуазии, отводившей ей роль младшего партнера в эксплуатации местных трудящихся, национальная буржуазия вместе с тем боялась роста революционного движения народных масс, могущих смести ее со всеми ненавистными эксплуататорскими порядками. Поэтому она раболепствовала перед царским самодержавием, робко выступала за отдельные незначительные реформы и привилегии в свою пользу. Идеологи национальной буржуазии— пантюркисты, панисламисты, джадиды 2. стремились подчннить национальную жизнь народов Средней Азии пантюркистским претензиям Турции, которая была лишь орудием в руках крупных империалистических хищников.


1 «Красная летопись Туркестана», 1923 г., № 1—2, стр. 41.

2 П а н т ю р к и з м — идеология турецких реакционных буржуазно-помещичьих кругов, ставящих своей целью подчинить Турции все народы, говорящие на тюркских языках; панисламисты—-сторонники объединения всех народов, исповедующих ислам, в одно государство с целью затушевывания классовой борьбы трудящихся мусульман; джадидизм (по арабски «новое», «новаторство»)—буржуазное националистическое движение, зародившееся в 80-х годах прошлого столетия среди татарской буржуазии. В период революции 1905—1907 годов джадиды выступали под знаменем пантюркизма против социал-демократов и борьбы с самодержавием.

 

То обстоятельство, что к джадидизму временами примыкали и некоторые прогрессивно настроенные узбекские писатели и поэты, не влияло коренным образом на общий буржуазно-либеральный, контрреволюционный, националистический характер этого движения. Идеи пантюркизма и джадидизма проповедовали газеты «Таракки» («Прогресс»), «Хуршид» («Солнце»), «Шухрат» («Слава»), На их страницах джадиды высказывали буржуазно-либеральные взгляды, ратовали за сделку с царским самодержавием, чернили российский революционный пролетариат и РСДРП1.

Разоблачая предательскую роль национальной буржуазии и ее идеологов, большевики ускоряли процесс постепенного выхода трудящихся масс местных национальностей из-под влияния байства и мусульманского духовенства — врагов общественного прогресса.

Деятельность большевиков Самарканда продолжалась и в 1907 году, когда революция уже шла на убыль и когда начались жестокие репрессии против большевиков и революционно настроенных рабочих и солдат.

20 января 1907 года полиции удалось захватить подпольную типографию в Самарканде, а затем обнаружить и ликвидировать типографии в Ташкенте и в Верном. Были арестованы многие члены Туркестанской социал-демократической огранизации. В марте 1907 года из Средней Азии была вынуждена во избежание ареста выехать А. В. Худаш. В апреле, после отбытия тюремного заключения, из Ташкента был выслан руководитель местных большевиков М. В. Морозов. Царские власти усилили жестокую расправу с революционными массами.

Революция 1905—1907 годов потерпела поражение, но она зажгла в сердцах рабочих и крестьян искру надежды на скорое и окончательное освобождение от гнета самодержавия и буржуазии. Эту искру нельзя было потушить. Первая русская революция имела огромное историческое значение в политическом воспитании народных масс Средней Азии. Она вовлекла в революционную борьбу широкие слои рабочих и дехканских масс местных национальностей. В русском рабочем классе угнетенные народы Средней Азии увидели своего подлинного союзника, горячо поддерживавшего национально-освободительную борьбу трудящихся на окраинах царской России и боровшегося против великодержавной шовинистической политики царизма и господствующих классов.


1 «Очерки истории Компартии Туркестана», Ташкент, Госиздат УзССР, 1958, стр. 95—96.

 

В ходе революции был нанесен первый удар по реакционной, буржуазно-националистической идеологии панисламизма и пантюр кизма. Трудящиеся местных национальностей постепенно начали освобождаться от реакционного влияния мусульманского духовенства и вставать на путь самостоятельной борьбы за свои классовые интересы, выступая как против местных эксплуататоров, так и царских колонизаторов. В 1905—1907 годах был заложен прочный фундамент единого революционного фронта во главе с героическим русским пролетариатом под руководством Коммунистической партии, приведшей народы нашей страны к победе Великой Октябрьской социалистической революции в 1917 году.