Карта сайта

САМАРКАНД - Часть 36 - ГЛАВА 3

В 1905 году Морозов участвует в съезде журналистов в Петербурге и ведет в газете «Самарканд» кампанию за лозунги этого съезда 1.

К Накануне первой русской революции и особенно в 1905—1907 годах социал-демократические организации Самарканда развернули пропагандистскую деятельность среди рабочих, дехкан и ремесленников города. В прокламациях и листовках они призывали трудящихся объединиться вокруг большевиков в борьбе за свержение самодержавия, за демократическую республику, за диктатуру про-выступали против шовинистов, буржуаз-летариата. Революционеры Самарканда ных националистов, пропагандировали ленинские идеи сплочения трудящихся всех национальностей.

«Роботы государственности, — писали они в газете «Самарканд»,— готовы уничтожить не только язык, но и самый народ, самолюбивый облик которого причиняет излишнее беспокойство». И призывали: «Дайте народу народную школу, откройте двери к богатейшей русской литературе на родном языке, откройте доступ к широкому и свободному культурному воздействию на массы» 2.


1 Воспоминания А. В. Худаш-Морозовой, присланные ею доценту СамГУ С. А. Акрамову. Опубликованы в рукописном журнале Клуба революционной славы г. Самарканда «Знамя поколений» (№ 2 за 1960 г.).

2 С. Акрамов. Самарканд в дни первой русской революции. Труды СамГУ, выпуск 60, 1959, стр. 33.

 

В сборнике статей «Теплое слово», изданном в Самарканде, Морозов подчеркивал, что только свободное развитие каждой нации и приобщение всех народов к общегражданской работе создаст великое и мирное единство трудящихся в борьбе за свои права и интересы.

Ведя неослабную борьбу против колонизаторской политики царизма, против великодержавных шовинистов, самаркандские большевики разоблачали предательскую роль буржуазных националистов.

Накануне первой русской революции местная национальная буржуазия уже выросла в известную политическую силу. В Самарканде, как и з других городах, она проявляла некоторую оппозиционность по отношению к царскому самодержавию и русской буржуазии, желая сама занимать ведущие позиции в грабеже и эксплуатации местных трудящихся масс. Вместе с тем, местная буржуазия раболепствовала перед царскими властями, надеясь таким путем добиться для себя некоторых привилегий и проведения выгодных ей реформ.

Газеты «Самарканд» и «Русский Туркестан» резко выступали против буржуазных националистов, пантюркистов и панисламистов, пропагандировали единство и интернациональную солидарность трудящихся Средней Азии.

Деятельность самаркандских большевиков, направленная против врагов рабочих и дехкан, защита ими ленинской линии в национальном вопросе имели огромное значение в привлечении трудящихся местных национальностей к революционной борьбе за свое национальное и социальное освобождение.

Большевики Самарканда укрепляли связи с массами, призывая их последовать примеру русских рабочих и крестьян, героически боровшихся за дело революции. Важнейшим этапом сплочения трудящихся всех национальностей явилась первая русская революция 1905—1907 годов. «Пятый год объединил рабочих всех наций России»,— писал В. И. Ленин 1.

В едином строю

Могучая волна первой русской революции докатилась и до колониального1 Туркестана. Она усилила политическое брожение среди рабочих, солдат и дехкан, подняв на новую ступень национально-освободительное движение среднеазиатских народов. «Мировой капитализм и русское движение 1905 года, — указывал В. И. Ленин, — окончательно разбудили Азию. Сотни миллионов забитого, одичавшего в. средневековом застое населения проснулись к новой жизни и к борьбе за азбучные права человека, за демократию» 2.


1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 25, стр. 71.

2 В. И. Ленин. Соч., изд. 4-е, т. 19, стр. 66.

 

Во время революции 1905—1907 годов плечом к плечу с русским пролетариатом и крестьянством боролись против общих врагов — царизма и помещиков — рабочие и крестьяне Украины, Белоруссии,

Польши, Прибалтики, Закавказья, Средней Азии и других окраив царской России. Рост хищнической империалистической эксплуатации усиливал национально-освободительное движение народов колониальных окраин. Истинным вождем национально-освободительной борьбы народов России выступила партия большевиков. В. И. Ленин указывал, что не марксист тот, кто не борется с национальным гнетом, кто не признает равноправия наций и языков. Обосновывая и защп щая интернационалистические принципы партии рабочего класса, В. И. Ленин подчеркивал, что великорусские пролетарии не защищают никаких привилегий отдельных наций, что они борются за объединение и равенство рабочих всех наций.

Руководствуясь ленинским учением, большевики Туркестана сплачивали трудящихся, стремились слить в единый поток пролетарскую борьбу в России против самодержавия и буржуазии с освободительной борьбой народов национальных окраин. Они терпеливо разъясняли национальную политику большевистской партии. Революционная пропаганда находила отклик в сердцах угнетенных народов, которые в ходе освободительной борьбы все более и более солидаризировались с героическим рабочим классом России для совместной борьбы против общего врага — царизма, помещиков и капиталистов.

В процессе революционной борьбы, усилившейся в период 1906— 1907 годов, создались и укрепились социал-демократические организации, кружки и группы в Самарканде, Чарджуе, Красноводске, Новом Маргилане, Коканде, Андижане, Ходженте и других городах Туркестана. Во многих воинских гарнизонах в годы революции были созданы военно-революционные организации РСДРП. В середине 1905 года в Ашхабаде существовал «Солдатский комитет РСДРП», который с июля 1906 года издавал подпольную газету «Солдат». Нелегальная газета «Солдатский листок «Правда» издавалась Ташкентской группой военно-революционной организации.

Революционный подъем осенью 1905 года способствовал организованному сплочению туркестанских социал-демократических организаций. Разбросанные по всему краю, они в феврале 1906 года объединились в «Союз туркестанских организаций РСДРП» во главе с избранным на краевой конференции «Союзным комитетом». В состав комитета вошли большевики М. В. Морозов, В. А. Калашников, а также меньшевики 1.


1 Очерки истории Компартии Туркестана, Ташкент, Госиздат УзССР, 1958, стр. 87.

 

На «Союзный комитет» была «возложена руководящая роль при общих выступлениях, издание литературы для края, помощь организациям пропагандистскими и агитаторскими силами, объезд организаций, объединение работы, информационные обязанности и установление связей с центральными учреждениями партии» 1. Органом «Союза туркестанских организаций РСДРП» была газета «Рабочий». Необходимо отметить, что влияние меньшевиков на социал-демократические организации края было незначительным. Подавляющая масса рабочих социал-демократов шла за большевиками. То же самое можно сказать об издававшейся нелегальной литературе, которая в основном поддерживала большевистские лозунги и пропагандировала ленинские идеи.


1 Революция 1905—1907 годов на национальных окраинах России. М., Госпо-литиздат, 1949, стр. 563.

 

Особенно активную революционную работу в массах развернули в этот период Ташкентская и Самаркандская организации РСДРП. Самаркандские большевики организовали массовые митинги, собрания, призывая к вооруженной борьбе с царским правительством; в городе издавались листовки, прокламации с революционными требованиями. В издательской деятельности большевиков участвовали и рабочие местных национальностей — Султанмурад Турсунов, Исмаил Шаджанов, Атамурад Ширмухамедов и многие другие.

Когда весть о русской революции пришла в самые отдаленные окраины царской России, большевики Туркестана встали во главе революционной борьбы народных масс. Вспыхнувшая здесь под непосредственным влиянием русского пролетарского движения революция сохранила, как и повсюду, свой буржуазно-демократический характер. Началом революционных событий в Туркестане были отклики на события 9 января 1905 года в Петербурге. Весть о «кровавом воскресенье» вызвала негодование трудящихся края, вылившееся в открытое массовое выступление. В Ташкенте, Ашхабаде и других городах проходили бурные митинги, собрания, демонстрации протеста. На митинге рабочих Ташкента большинством голосов была принята резолюция большевиков. Ташкентские социал-демократы выпустили прокламацию, призывающую народные массы к борьбе против царизма.

В Самарканде на банкете, организованном в зале Общественного собрания, горячую речь произнес М. В. Морозов. Он призывал присутствующих к борьбе с самодержавием. Банкет был устроен 12 января, в «Татьянин день», в честь 150-летия со дня основания Московского университета. На нем присутствовало около ста представителей интеллигенции города; рабочих на нем не было.