Карта сайта

САМАРКАНД - Часть 31 - ГЛАВА 2

Вдохновителем революционной солидарности народов нашей страны была Коммунистическая партия, возглавляемая В. И. Лениным. Опираясь на научные основы марксизма, партия вела борьбу за раскрепощение всех народов от национального и колониального гнета. В. И. Ленин указывал, что русский пролетариат не мог добиться своего освобождения, не сняв оковы национального гнета с нерусских народов. «Сознательные рабочие стоят за полное единство рабочих всех наций», подчеркивал В. И. Ленин 1. Партия отдала все свои силы революционному воспитанию трудящихся, ковала боевой союз рабочих и крестьян всех национальностей для борьбы с царским режимом, помещиками и капиталистами. Титаническая деятельность ленинской партии привела к слиянию в один общий поток национально-освободительное движение угнетенных народов окраин России и борьбу рабочих и крестьян центра за победу пролетарской революции.

После присоединения Средней Азии к России Самарканд стал административным центром Зарафшанского округа, а с 1887 года — Самаркандской области. С этого времени в городе воздвигаются здания европейского типа, основываются современные промышленные предприятия и торговые фирмы. Роль Самарканда еще более возросла в связи со строительством Закаспийской железной дороги, соединившей в 1888 году древний город с югом России через Каспийское море.

До прокладки железной дороги торговые сношения народов Средней Азии с центральными рынками России осуществлялись караванным путем через Казалинск на Оренбург. Это был долгий и трудный путь, сопряженный с лишениями и опасностями. В целях «хозяйственного освоения» Средней Азии, превращения ее в сырьевую базу и рынок сбыта русской промышленности, царское правительство предприняло строительство железнодорожной магистрали. В. И. Ленин отмечал, что русская буржуазия «предпринимает гигантские постройки железных дорог в свои колонии, создавая себе там рынок, неся в молодую страну прелести буржуазных порядков, выращивая с особой быстротой и там промышленную и земледельческую буржуазию и бросая массу производителей в ряды вечно голодного безработного люда» 2.


1 В. И. Ленин. Соч., изд. 4-е, т. 19, стр. 72.

2 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 1, стр. 324.

 

Кроме того, строительство Закаспийской железной дороги подчинялось и военно-стратегическим задачам, как противодействие угрозе со стороны Англии, которая также рвалась на Восток, чтобы еще более укрепить здесь свои позиции. Известно, что весной 1885 года агентам английской разведки удалось спровоцировать вооруженное столкновение между русскими и афганскими войсками. Десятитысячная армия афганцев, поддержанная английским отрядом под командованием генерала Лемдена, захватила район Кушки и Ленде, намереваясь углубиться в Туркестан. Русское командование двинуло в долину Мургаба две войсковых колонны: одну — из Самарканда, другую — из Ашхабада. 18 марта 1885 года при Таш-Кепри между русскими и англо-афганскими войсками произошло сражение, окончившееся победой русских. Именно тогда, как подчеркивал В. И.Ленин, «Россия была на волоске от войны с Англией из-за дележа добычи в Средней Азии» 1.

Это был первый в мире опыт прокладки железнодорожной магистрали через океан песчаной пустыни. Зарубежная печать, узнав о грандиозном предприятии России, заранее пророчила его неизбежный провал.

Действительно, строительство дороги велось в исключительно трудных условиях. Изнурительная жара, отсутствие воды, песчаные бури, опрокидывающие людей с ног, срывавшие палатки и разрушавшие железнодорожное полотно, оказались бессильными перед волей и упорством солдат железнодорожных батальонов, крестьян-се-зонников и рабочих местных национальностей. 20 мая 1888 года в Самарканд прибыл первый поезд. Вся Закаспийская железная дорога от Красноводска до Самарканда (1818 километров) была построена в течение неполных восьми лет. Через 11 лет Самарканд был связан стальной магистралью с Ташкентом, а в 1906 — со всей железнодорожной сетью страны. Сыпучие раскаленные пески и зеленые оазисы от Каспийского моря до широких степей Казахстана пересекла стальная магистраль, сыгравшая важную роль в развитии производительных сил Средней Азии. Ранее скептически настроенная буржуазная печать Запада вынуждена была признать триумф русской инженерно-технической мысли и героизм строителей дороги.

Ввод в эксплуатацию Закаспийской железной дороги дал могучий толчок развитию производительных сил края, развитию промышленности и торговли, еще большему экономическому и культурному сближению Средней Азии с Россией. «Закаспийская дорога, — указывал В. И. Ленин, — стала «открывать» для капитала Среднюю Азию» 2.


1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 30, стр. 186.

2 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 5, стр. 82.

 

Уже в 1899 году торговый оборот России со Средней Азией через Закаспийскую железную дорогу достиг 65 миллионов рублей. С 1890 по 1898 год ввоз товаров в Туркестан по этой дороге вырос с 2317 тысяч до 5280 тысяч пудов, то есть более чем в два раза. В 1892 году в Самаркандской области было собрано более 1,6 миллиона пудов хлопка-сырца, а вывезено было 252 тысячи пудов 1.

Железная дорога стимулировала рост хлопководства, усилив заинтересованность русских промышленников в туркестаноком хлопке. Торговые сношения народов Средней Азии с Россией укреплялись, ликвидировалась относительная замкнутость внутреннего рынка края. Благодаря росту производительных сил и товарно-денежных отношений Туркестан постепенно втягивался в русло капиталистического развития. Ускорился процесс разложения феодально-патриархальных отношений, усилились роль и значение в экономике края растущего класса баев, кулаков и торгово-ростовщической буржуазии. В руках местных эксплуататорских верхов сосредоточивается крупная собственность: земли, пастбища, скот. Пользуясь поддержкой царской колониальной администрации, местные эксплуататоры выжимали соки из дехкан-хлопкоробов, кочевников-скотоводов и ремесленников, держали их в полной экономической зависимости. Из среды местной феодальной знати появляются крупные капиталисты-промышленники.

Строительство железной дороги, развитие промышленности усиливают значение городов. Закаспийская железная дорога способствовала быстрому росту промышленности и населения Самарканда. В городе преобладало ремесленно-кустарное производство. Фабрично-заводская промышленность была развита крайне слабо и состояла главным образом из хлопкоочистительных, маслобойных и кожевенных предприятий. Важными отраслями городской промышленности были также виноделие, пивоварение, производство спирта. Самарканд являлся крупным центром чайной торговли в крае. В городе функционировали более десяти чаеразвесочных складов, мастерские по изготовлению деревянной тары для упаковки чая 2. Винодельческие заводы принадлежали русским промышленникам. Самаркандские вина и тогда славились своим высоким качеством. Наряду с торгово-промышленными предприятиями русских, в городе стали возникать предприятия, принадлежавшие нарождающейся местной буржуазии.


1 Р. 3. Шмидт. Влияние Среднеазиатской железной дороги на развитие хлопководства Туркестанского края (1880—1914 годы). Труды УзГУ, 1958, выпуск 83, стр. 152.

2 В. И. Масальский. Туркестанский край, СПБ, 1913, стр. 667.

 

По производству и вывозу различных сортов кишмиша Самарканд занимал первое место во всей Средней Азии и ежегодно отправлял в различные районы России и за рубеж сотни тысяч пудов этого ценного продукта

К концу 90-х годов XIX века в Самарканде функционировало около 50 различных предприятий с более чем тысячью рабочих. Условия труда на них были исключительно тяжелыми. Продолжительность рабочего дня достигала 14, а во многих случаях—18 часов. Заработок был очень низким. Например, рабочие хлопкоочистительной промышленности получали от 130 до 184 рублей в год. Вместе с русскими пролетариями на заводах и фабриках города трудились и представители местных национальностей. Они привлекались на сезон в качестве чернорабочих. Как правило, им за равный труд платили значительно меньше, чем русским, стремясь тем самым внести раздор в ряды пролетариев. Русские рабочие всемерно поддерживали своих братьев по труду — узбеков, таджиков, казахов — и сплачивали их для совместной экономической и политической борьбы.


1 В. И. Масальский сообщает, что со ст. Самарканд ежегодно отправлялось свыше миллиона пудов кишмиша.

Русский рабочий класс сыграл огромную роль в пробуждении классового самосознания трудовых масс города и кишлака, в вовлечении их в общее русло революционного движения.

Планомерная застройка европейской части города началась в 1871 году, когда по распоряжению Самаркандского губернатора у местного населения были принудительно отчуждены и закуплены земельные участки для раздачи их офицерам, чиновникам, семейным солдатам и, в виде исключения, русским купцам и мещанам. Были проложены широкие улицы. Большое внимание уделялось озеленению. Между «старым» и «новым» городом протянулся бульвар (ныне бульвар им. М. Горького); были разбиты два парка — Центральный (ныне им. М. Горького) и Ивановский. Тогда же построили дом военного губернатора (ныне здание облисполкома), казармы, здание офицерского собрания (ныне городской концертный зал).