Карта сайта

САМАРКАНД - Часть 30 - ГЛАВА 2 Новая веха в истории города

23 июня 1868 года был заключен мир ный договор с бухарским эмиром. По условиям договора, Бухара стала вассальным государством России, уступила Самарканд с Катта-Курганским округом. На занятой территории был образован Зарафшанский округ, куда вошли также мелкие бекства верховий Зарафшана (Матчинское, Фальгарское, Кштутское, Магианское). В ходе Шахрисабзской военной экспедиции были взяты города Шахрисабз и Китаб и земли вплоть до озера Искандеркуль. В 1873 году было завоевано Хивинское ханство и все правобережье Аму-Дарьи отошло к России. Хан Мухаммед Рахим признал протекторат России над Хивинским ханством.

В 1873 году в Ферганской долине вспыхнуло народное восстание против кокандского хана Худояра. Оно носило антифеодально-освобо-дительный характер 1. Возглавлял восстание под именем Пулат-хана киргиз Исхан-мулла. Царские войска при активной помощи местной феодальной знати подавили восстание. Указом царя Александра II Кокандское ханство в 1876 году было упразднено и под названием Ферганской области присоединено к России.


1 История СССР, М„ Изд-во ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 1963, стр. 246.

 

В середине 80-х годов Закаспий (нынешняя Туркмения) также стал владением России. В 1895 году русский флаг взвился над Памиром. Таким образом, в течение 30 лет российский царизм подчинил себе всю обширную территорию Средней Азии.

Став владением России, Туркестан, по определению В. И. Ленина, превратился в бесправную колонию «чистейшего типа» 1. Царизм держался на армейских штыках и угнетении народных масс всей России и был одинаково ненавистен как русским пролетариям, так и трудящимся Средней Азии и других колониальных окраин. В своей колониальной политике в Туркестане царизм опирался на чиновников, кулаков, местных эксплуататоров-феодалов, баев и реакционное мусульманское духовенство. Таким образом, народы Туркестана испытывали двойной гнет: местной паразитической верхушки и царских колонизаторов.

Политика царизма в Туркестане была захватнической, реакционной. Однако, несмотря на это, присоединение Средней Азии к России привело к глубоким прогрессивным изменениям в истории среднеазиатских народов.

Надо помнить, что перед включением в состав России внутреннее и внешнеполитическое положение Туркестана было исключительно тяжелым. Незатихавшие феодальные междоусобицы привели хозяйство края в упадок и затормозили развитие производительных сил. Не были ликвидированы и остатки рабства: на невольничьих рынках Бухары и Хивы продавали с молотка людей. Об этом свидетельствует тот факт, что в период завоевания царизмом Средней Азии только в одной Хиве русскими властями было освобождено 15 тыс., а в Самарканде с окрестностями 10 тыс. рабов 2.

В. И. Ленин, характеризуя дореволюционные общественно-политические порядки, господствующие в Туркестане, Бухаре и Хиве, указывал, что «важнейшей характерной чертой этих стран является то, что в них господствуют еще докапиталистические отношения» и крестьяне, составляющие громадное большинство населения этих стран, эксплуатируются «не только торговым капиталом, но и феодалами и государством на феодальной основе» 3.


1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 30, стр. 35.

2 Г. Вомбери считает, что в Хивинском ханстве было тогда 80 тыс. рабов. В записках Бланкеннеля сказано, что в Бухарском ханстве было 50 тыс. рабов.

3 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 41, стр. 244.

 

В Бухарском ханстве, куда входил и Самарканд, дехкане составляли 85% населения, а владели лишь 15% всех земель. Четвертую часть населения составляли безземельные крестьяне-батраки. Феодалы-землевладельцы, мусульманское духовенство беспощадно эксплуатировали сельское и городское трудовое население. Ремесленники Самарканда, составлявшие большинство жителей города, влачили жалкое существование. Работая от зари до зари, они едва могли обеспечить себя пропитанием. В результате непрекращающихся феодальных междоусобиц Самарканд, как и другие богатые города, превращался в арену военных действий, в объект грабежа и насилия. Все это еще более ухудшало положение народных масс, вызывая их гнев и возмущение, нередко выливавшиеся в открытые выступления бедноты против угнетателей и насильников.

Экономическая отсталость, тяжелый феодальный гнет, политическая раздробленность и постоянные феодальные междоусобицы — такова неприглядная картина социально-экономического положения среднеазиатских ханств. «Средняя Азия в настоящем своем общественном устройстве представляет явление крайне печальное,—писал накануне присоединения Средней Азии к России казахский просветитель и ученый Чокан Валиханов. — В Мавераннахре, в самой просвещенной и богатой стране древнего Востока, теперь господствует невежество и бедность... Библиотеки Самарканда, Ташкента, Ферганы, Бухары, Хивы и прочих, обсерватория в Самарканде безвозвратно погибли под беспощадной рукой вандализма бухарской инквизиции, которая предала проклятию все знания, кроме религиозного. Среднеазиатские владельцы теперь не пишут стихов и мемуаров, не составляют астрономических таблиц, как это делали их предки, зато они каждый день торжественной процессией ходят в мечеть и там смиренно беседуют с муллами, а по возвращении домой забавляются пажами, или идут на арену и смотрят, как два свирепо дрессированные барана бьются лбами».

Средняя Азия в силу господства феодального способа производства, варварской эксплуатации трудового населения не находилась и не могла находиться тогда в стадии расцвета, так же как и не была в совершенном застое. Здесь, хотя и крайне медлено, но шел процесс развития торговли, ремесла и культуры.

Вовлечение Средней Азии в русло экономической жизни России дало толчок дальнейшему развитию производительных сил этого края. В городе и деревне стало распространяться товарное производство, оживилась торговля, зарождалась капиталистическая промышленность; складывались, хотя и медленно, новые общественные классы: буржуазия и пролетариат.

Избежав печальной участи попасть под иго британских колонизаторов, народы Средней Азии соединили свою судьбу с судьбой русского народа, русского революционного пролетариата. Именно через представителей революционного пролетариата России, ставшей родиной ленинизма, в среду трудящихся масс Средней Азии проникли идеи марксизма-ленинизма. Под их влиянием усилилось приобщение среднеазиатских народов к революционной борьбе, разгоравшейся в центре России, которая уже тогда, по определению К. Маркса, «представляла собою передовой отряд революционного движения в Европе» 1. В своей статье «Навеки вместе с русским народом» Ш. Рашидов справедливо подчеркивает: «Трудно представить себе, что было бы со среднеазиатскими народами, если бы не произошло присоединение их к России, стоявшей на пороге великой революции. В этот период колониальных захватов, когда алчные взоры английских колонизаторов, иранских, турецких и других феодалов были устремлены к Средней Азии и предпринимались неоднократные попытки к ее захвату, судьбы народов Средней Азии оказались связанными с революционной Россией. Только благодаря этому узбеки, казахи, таджики, туркмены, киргизы, каракалпаки избежали той поистине трагической участи, которая постигла другие народы Востока, оказавшиеся под ярмом английских, французских, голландских и других империалистов-колонизаторов» 2.

Завязывались более тесные связи между представителями русской передовой общественной мысли и прогрессивными культурными деятелями угнетенных народов Средней Азии. Под непосредственным влиянием русской демократической культуры, общественно-философ-ской мысли и художественной литературы в Средней Азии стало развиваться просветительно-демократическое направление. Выразителями дум и чаяний широких масс края стали выдающиеся узбекские писатели: Фуркат, Мукими, Хамза Хаким-заде, таджикский писатель Ахмед Дониш, киргизский певец Токтогул Сатылганов, крупнейшие казахские ученые-просветители и писатели Чокан Валиханов, Абай Кунанбаев и другие. В их произведениях, публичных выступлениях и переписке красной нитью проходила мысль о необходимости сближения народов Средней Азии с Россией. Ахмед Дониш писал: «Хотя по национальности и религии русские отличаются от нас, но в дружбе, искренности и человечности они — пример для всех» 3.

1 К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. XV, стр. 61.

2 Журнал «Коммунист», № 10, 1959, стр. 41.

3 Материалы объединенной научной сессии, посвященной прогрессивному значению присоединения Средней Азии к России... (стр. 30).