Карта сайта

САМАРКАНД - Часть 24 - ГЛАВА 1 Сумерки над великим городом

Едва ли какой-либо из городов Средней Азии на протяжении своей истории пережил столько бурных событий, потрясений и тяжелых испытаний, сколько суждено было пережить Самарканду и его многочисленному населению. Знаменитая столица Тимура, ее богатства и величие манили жадные взоры феодальных завоевателей и каждый из них считал для себя большой честью овладеть самаркандской короной.

В начале XVI века среднеазиатские владения тимуридов были завоеваны кочевниками тюркского племени, называвшими себя узбекамиПредводителем их был Мухаммед Шейбани-хан (1451 — 1510 гг.). Переселившись из степей Дешт-и-Кипчак в оседлые области Средней Азии, узбеки передали свое имя сложившейся здесь издавна тюркоязычной народности, явившейся основой современной узбекской нации. Дештикипчакские степняки — узбеки — влились в тюркоязычную этническую среду оседлых районов, восприняв с течением времени ее обычаи. Утвердившись в Бухаре, Шейбани в 1500 году двинулся на Самарканд. Несмотря на то, что население города готовилось к обороне, знать выехала навстречу Шейбани с подарками.

В 1500 году войска узбекского предводителя вступили в столицу Мавераннахра. По образному выражению историка того времени, после захвата Самарканда «большинство сел и городов... превратились в степи и равнины, не видно было на земле ни изгибов, ни возвышений... а большую часть обитателей зданий всплески волн горя и бесчисленные потоки страданий потопили в водовороте всеобщего смятения»2.

В Самарканде положение новых завоевателей оказалось непрочным. В городе созрел заговор, целью которого было освободиться от владычества Шейбани. Заговорщики послали владетелю Ферганы девятнадцатилетнему Захириддину Бабуру (1483—1530 гг.) письмо, в котором призывали Бабура занять Самарканд. Письмо содержало

заверение в том, что жители города, как только Бабур подойдет к Самарканду, откроют ему ворота и сами единодушно выступят против кочевников.


1 История народов Узбекистана, т. II, Ташкент, 1947.

2 Основу узбекской народности составляют древние жители Согдианы, Ферганы, Хорезма. Это были местные среднеазиатские народы и племена: хорезмийцы, согдийцы, массагеты, саки. Смешиваясь с тюркскими племенами, уже на ранних этапах истории переселявшимися из степей в долину Зарафшана, Фергану, Чач, Хорезм и другие области Мавераннахра, местное земледельческое ираноязычное население перенимало их язык, в свою очередь передавая им свои хозяйственные и культурные навыки. Процесс этнического смешения и тюркизации был особенно активен в XI—XII веках; именно в это время на территории Среднеазиатского междуречья формировалось основное ядро тюркоязычной народности, принявшей впоследствии этническое наименование узбеков. Термин «узбек» по мнению многих исследователей связан с именем золотоордынского хана Узбека (период правления 1312 1342 гг.). Первое свидетельство об этом содержится в «Списке устроителя мира» Гаффари, написанном в 1564—1565 годах. Это же утверждение содержится в сочи нении Хайдара Рази, законченном в 1619 году, а также в «Родословной тюрков» Абдулгази, законченном в 1663—1664 годах. (См. Народы Средней Азии и Казахстана, т. I, М„ АН СССР, 1962, стр. 89).

Весной 1500 года Бабур овладел Самаркандом, перебил гарнизон Шейбани и его сторонников. Но борьба между Бабуром и Шейбани пе прекратилась. Во второй половине 1501 года под напором войск Шейбани Бабур вынужден был оставить Самарканд.

После того, как войска Шейбани захватили обширную территорию между Сыр-Дарьей и Аму-Дарьей, Бабур покинул Мавераннахр. В 1504 году он предпринял грабительскую военную экспедицию в Афганистан. Захватив Кабул, Бабур в течение двух лет оставался там. Жажда новых завоеваний побудила его предпринять еще одну попытку подчинить себе Мавераннахр. Но он вновь потерпел неудачу.

Только в 1512 году Бабуру удалось снова овладеть Самаркандом. В начале 1513 года узбеки нанесли ему новое поражение и захватили столицу. Тогда Бабур возвратился в Кабул и в последние годы своей жизни ему удалось подчинить обширную территорию в Афганистане и Северной Индии. Это произошло в 1525 году, когда он одержал блестящую победу над вдесятеро сильнейшей армией делийского султана Ибрагима Лоди. Бабур стал основателем династии Великих моголов. Основанное Бабуром государство простиралось от берегов Аму-Дарьи до Ганга и Бенгальского залива. Оно просуществовало около 200 лет, вплоть до захвата Индии английскими колонизаторами, и сыграло важную роль в развитии экономики и культуры страны. «В Индии, — писал Джавахарлал Неру, характеризуя эту эпоху, — произошли большие сдвиги, и новые стимулы вдохнули свежесть в жизнь искусства, архитектуру и другие области культуры» 1.


1 Джавахарлал Неру. Открытие Индии, М., 1955, стр. 272

В своих известных мемуарах Бабур оставил описание Самарканд

а того времени: «Самарканд удивительно красивый город, — пишет Бабур. — Он имеет одну особенность, которую можно встретить в немногих городах: каждый род торговли и промышленности производится в особых рядах, а не смешанно. Прекрасный обычай. Есть здесь хорошие хлебопекарни и харчевни. Лучшая в свете бумага производится в Самарканде... Есть одно производство в Самарканде — малиновый бархат, вывозимый во все страны... Самарканд производит прекрасные и в большом количестве плоды: виноград, дыни, яблоки, гранаты, хороши также и все другие фрукты. В особенности же славятся самаркандские яблоки и «сахиби» (сорт винограда)».

После ухода Бабура в пределы Индии Шейбани-хан сделал своей столицей Самарканд. Зимой 1504 года войска Шейбани выступили из Бухары для покорения Хорезма. После десятимесячной упорной осады в августе 1505 года столица Хорезма — Ургенч пала. Затем Шейбани овладел Балхом, и его войска, по образному выражению историков того времени, «начисто вымели город метлою ограбления». В начале мая 1507 года они пересекли Аму-Дарью, вторглись на территорию Харасана и захватили Герат. Дальнейшие военные походы Шейбани привели к распространению его власти на Астрабад и Гур-ган. Таким образом, Шейбани становится правителем обширной империи, простирающейся от Каспийского моря до границ Китая и от побережья Сыр-Дарьи до Центрального Афганистана.

Дальнейшее продвижение узбеков на юг было остановлено войсками талантливого иранского полководца шаха Ислама I (1487— 1524 гг.). Перед неизбежным столкновением Шейбани послал шаху письмо, в котором просил его отказаться от «мерзкой шиитской ереси и обратиться в лоно суннизма». В противном случае Шейбани грозился вторгнуться в Иран и сравнять с лицом земли его столицу.

Ислам в 1510 году со своими войсками вступил в пределы Хорасана и быстро продвигался вперед. Основные силы противников встретились под Мервом. Произошло ожесточенное кровопролитное сражение, закончившееся победой шаха Ислама. В бою пали почти все узбекские эмиры, в том числе и Шейбани.

Борьба преемников Шейбанида против иранской династии Сефе-видов не прекратилась. Она велась с переменным успехом до тех пор, пока в 1513 году в битве при Гиждуване сефевиды не были разбиты и изгнаны узбеками. Династия Шейбанидов утвердила свою власть над Мавераннахром и Самаркандом.

Шейбаниды не нарушали старых феодальных порядков. При них полностью сохранились старые формы феодального землевладения: земельные пожалования стали называться «танхо», увеличились владения духовенства — вакуфы, существовала также наследственная частная собственность на землю — мульмак, достигавшая нередко крупных размеров. Ремесленники находились в вечной кабале у ростовщиков и скупщиков. Тяжелое положение крестьянства и ремесленников резко обостряло классовые противоречия.

Английский путешественник А. Дженкинсон, посетивший Среднюю Азию в 1558 году, так характеризует произвол бухарского эмира: «Содержится он, главным образом, за счет города: он взимает десятую деньгу со всех предметов, продаваемых как ремесленниками, так и купцами, что ведет к обеднению всего народа, который он держит в большом подчинении, а когда у него не хватает денег, он посылает своих чиновников по купеческим лавкам забирать товары для уплаты своих долгов и насильно требует, чтобы ему оказывали кредит. Он не печалится об угнетенном народе» 1.

На таком же произволе держалась ханская власть и в Самарканде. Феодальный гнет, бесконечные междоусобные войны, непосильная налоговая система разоряли крестьян. Одни из них убегали от своих угнетателей в отдаленные горные районы, другие пополняли ряды городской бедноты и ремесленников; вследствие этого население Самарканда увеличилось, росло ремесленное производство, что в свою очередь усиливало товарообмен между населением кочевых и оседлых районов.

В период господства шейбанидов в Средней Азии сложилось два основных узбекских государства: Хивинское со столицей в Ургенче и Мавераннахр, столицей которого являлся Самарканд. Однако уже в XVI веке наиболее могущественные ханы предпочитали жить в Бухаре. Поэтому территория, входившая в Мавераннахр в XVII веке, получила новое название — Бухарское ханство, составной частью которого был Самарканд и его районы. А в XVIII веке наряду с двумя ханствами (Хивинским и Бухарским) образовалось третье — Коканд-ское, в состав которого, кроме территории Ферганской долины, входили нынешняя Ташкентская область и южные районы Казахстана. Между ханствами, вплоть до присоединения Средней Азии к России, шли непрерывные кровавые войны, ухудшавшие и без того тяжелое положение трудящихся масс.

На страже феодальных порядков стояло реакционное мусульманское духовенство, центрами которого были Самарканд и Бухара. В руках духовенства находились суд, начальные школы-мактабы, высшие духовные училища — медресе. Одурманивая сознание народных масс, проповедники ислама свято оберегали эксплуататорские порядки, удерживали в темноте и невежестве массы, душили свободу мысли и служили тормозом общественного развития.

Но несмотря на все путы и ограничения религиозного фанатизма, в мрачных условиях феодального строя продолжали развиваться литература, искусство и архитектура.

Разумеется, литература и искусство того времени не представляли собой единого потока. Наряду с придворной литературой, обслуживавшей интересы феодальной знати, все настойчивее пробивались ростки художественного творчества, выражавшего чаяния широких социальных низов. Среди прогрессивных писателей и историков XVI и XVII веков, живших продолжительное время в Самарканде, можно назвать Бабарахима Машраба (1657—1711 гг.), Зайниддина Восифи (родился в 1485 году, в Самарканде жил в тридцатых годах XVI века), поэта-сатирика Абдурахмана Мушфики (умер в 1588 году), Мирабида Сайидо Насафи, поэта Турды (псевдоним Фергани, жил в Самарканде и в Джизаке в конце XVI века).


1 Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке. Цит. по хрестоматии «История СССР», М., Учпедгиз, 1939, стр. 43.