Карта сайта

САМАРКАНД - Часть 10 - ГЛАВА 1 Мавераннахр в огне

Во второй четверти VII века на Среднюю Азию с запада обрушились полчища арабских завоевателей.

Перед вторжением на среднеазиатские земли арабы создали мощное исламское государство — Халифат — и совершили грабительские походы в Сирию, Ирак, Палестину, Египет и Иран. В 651 году арабская армия овладела Мервом, находившимся под властью Сасанидов, и превратила его в плацдарм для дальнейшего покорения всей Средней Азии. Отсюда арабы совершали непрекращающиеся набеги на ближайшие земли за Аму-Дарьей. Арабы этот район называли Мавераннахром («находящийся за рекой») и проповедовали, будто бы сам основоположник ислама Мухаммад заявлял, что покорение Мавераннахра является священной и почетной обязанностью последователей его веры. В начале VIII века наместник Халифата Ходжжажд послал в Среднюю Азию полководца Кутейбу ибн Муслима — хитрого, коварного, жестокого политика.

Несмотря на упорное сопротивление местного населения, арабские завоеватели, используя политическую раздробленность Средней Азии и противоречия между жителями земледельческих оазисов и тюрскими кочевниками, опираясь на большое военное преимущество, начали покорять одну область за другой. В 706 году Кутейба вступил в пределы Мавераннахра а через год во главе огромной армии достиг Бухары, которая пала после жестокого кровопролитного сражения.

Арабы начали готовить генеральное наступление на Самарканд. Но в это время в Хорезмском государстве вспыхнуло народное восстание под предводительством Хурзада — брата хорезмшаха. Напуганный размахом движения и стремясь подавить его, хорезмшах Ча-ган призвал Кутейбу на помощь против своего же народа. Он послал арабскому полководцу золотые ключи от городов. Воспользовавшись внутренней борьбой в Хорезме, Кутейба двинулся туда с войсками, подавил восстание, захватил и убил его руководителя Хурзада.


1 Впоследствии этим именем стали называть среднеазиатские земли, лежащие между реками Аму-Дарьей и Сыр-Дарьей.

 

В 711—712 годах хорезмшах заключил с Кутейбой договор о мире и дал ему в награду за свирепую расправу над повстанцами 10 тысяч голов скота.

Теперь создалась благоприятная обстановка для наступления арабов на Самарканд. Поход на столицу Согда 1. они начали в 712 году. Против Самарканда Кутейба отправил 20-тысячный авангард под командованием своего брата Абдурахмана, а сам с главными силами, в составе которых, кроме арабов, были также хорезмийцы и бухарцы, остановился на подступах к городу. Согдийцы под командованием своего правителя Гурака выступили навстречу захватчикам. Противники встретились в окрестностях Самарканда и скрестили оружие. Бой был кровопролитным. Сначала успех был на стороне согдийцев и арабы отступили, но потом, оправившись от поражения, стали теснить согдийцев к стенам города.

В письме к китайскому императору предводитель согдийцев Гу-рак так описывает сражение под Самаркандом 2.:

«Главный начальник даши (арабов) И-ми Кю-Ти-бо (эмир Кутейба) во главе многочисленного войска пришел сюда; он сражался с нами и мы нанесли нашим врагам большое поражение. Но много наших воинов погибло и было ранено, пехота и кавалерия даши были настолько многочисленны, что мы не могли им сопротивляться. Я отступил под защиту крепостных стен, чтобы там обороняться. Тогда арабы осадили город. Они установили против стен триста метательных орудий, с трех сторон они прорыли большие траншеи. Они хотели разрушить наш город и наше государство» 3.

В течение месяца арабы не могли сломить сопротивления обороняющихся. Измученные осадой самаркандцы обратились за помощью к царю Чача (Шаша), к тюркскому кагану и ишхиду Ферганы с письмом: «Если арабы овладеют Согдом, то затем наступит ваша очередь». Правители Чача и Ферганы откликнулись на зов самаркандцев и послали против арабов отборный отряд из местной военной знати.


1 Под Согдом перед нашествием арабов понималось политическое объединение, в состав которого входили районы (рустаки): Пенджикент, Варагсар, Санджарфигап, Маймур, Даргам, Абгар, Шавдар, Яркат, Бурнамад, Ведар и другие земли. В Согд входили также округа с центрами: Иштихан, Кугания, Дабусия, Аарабинджан, Кер-мине и области: Кеш и Нахшеб. Столицей Согда являлся Самарканд, правитель которого носил титул «Ишхид Согда афшин Самарканда». Ему в политическом отношении должны были подчиняться правители рустаков и округов.

2 В. В. Бартольд в статье «К истории арабских завоеваний в Средней Азии»-подтверждает, что сражение между арабами и согдийцами произошло до начала осады Самарканда (см. «История народов Узбекистана», т. I, I960, стр. 162).

3 С. Г. Кляшторный. Древне-рунические памятники. М., 1964, стр. 150.

 

Узнав из донесений своих лазутчиков об этом, Кутейба двинул навстречу отряду свои войска и разбил его. После этой победы арабы усилили натиск на самаркандские укрепления. Они обстреливали город из трехсот стенобитных и метательных орудий и разрушили городские стены. Стойко и смело защищали согдийцы свой город, нанося атакующим серьезные потери.

Целый месяц длилась осада самаркандской цитадели. Несмотря на мужественное сопротивление согдийцев, враги через пробитые в стенах бреши ворвались в город и подвергли его беспощадному грабежу. Из многочисленных древних храмов, которыми славился Самарканд, Кутейба вывез сокровища и украшения из золота и серебра. А храмы, представлявшие собой лучшие образцы зодчества, сжег. Население Самарканда и всего Согда должно было платить завоевателям большую дань и ежегодно выставлять в арабские войска более 30 тысяч воинов. Захватчики заставили местных жителей очистить Шахристан, все дома на Афросиабе и отдать их в распоряжение арабов.

Древние историки так описывают бесчинство завоевателей:

«Рассказывают, что в Самарканде было много капищ... — пишут они, — ...когда пришел Кутейба, он все капища предал огню, а золото и драгоценности их разделил войску. Одного из идолов дали рабу Мухаммада сына Васи, раб этот разбил идола и получил из него 24 ООО золотников серебра, помимо драгоценностей» 1.

Беззастенчивый грабеж чужих земель и богатств арабские завоеватели прикрывали знаменем ислама. Коран узаконивал подобное ограбление. У одного только наместника Али ибн Исы в Самарканде было обнаружено 80 миллионов танга, кроме предметов из золота и серебра. Чтобы отправить халифу эти сокровища, потребовалось полторы тысячи верблюдов.

Арабское владычество пагубно сказалось на состоянии Самарканда: город стал клониться к упадку и пустеть. В южной части Афро-сиаба образовались безлюдные участки, которые были отведены под кладбища арабов.


1 А. Джалилов. Согд накануне арабского нашествия и борьба согдийцев против арабских завоевателей, Душанбе, 1961, стр. 129.

 

В огне арабского нашествия погибла большая часть культурных сокровищ, созданных народами Хорезма и Мавераннахра, были разрушены великолепные храмы в Самарканде и Пенджикенте. Варварское уничтожение арабами в 712 году культурного наследия народов реднем Азии с горечью описал великий ученый Востока Абу-Райхан Бируни 1.

«И всеми способами рассеял и уничтожил Кутейба всех, кто знал письменность хорезмийцев, кто хранил их предания, всех ученых, что были среди них, так что покрылось все это мраком и нет истинных знаний о том, что было известно из их истории во время пришествия к ним ислама». И далее: «После того, как Кутейба ибн Муслим убил их ученых и священнослужителей и сжег их книги и письмена, они забыли искусство письма и чтения и утратили многое...» 2.

Развитие феодальных отношений, начавшееся еще до арабского завоевания, продолжалось под властью Халифата, превратившего в государственную собственность значительную часть земель, принадлежавших ранее свободным сельским общинам.

Арабская знать вскоре стала вытеснять местных феодалов и овладевать лучшими земельными угодиями, ирригационными сооружениями. Крестьяне попали в полную кабалу к завоевателям, земля превратилась в предмет купли и продажи. Арабы ввели новый земельный налог — «хирджи», достигавший местами половины доли урожая, и подушную подать — «джизье» — и множество других повинностей по строительству крепостей, каналов. Земледельцы-общинники постепенно становились феодально зависимыми крестьянами.

Чтобы держать в полном повиновении местное население, во всех городах и важнейших населенных пунктах были поставлены гарнизоны. Крупный арабский гарнизон размещался и в Самарканде. Преследуя культуру и обычаи местных народов, арабы на захваченных территориях огнем и мечом насаждали выгодные для себя порядки. Они принесли сюда новую религию — ислам, под флагом которого вели свои грабительские войны. Ислам был призван оправдать социальное и экономическое неравенство и эксплуататорский строй. Появление рабства вызывало первые народные возмущения и-для обуздания недовольных нужно было создать грозного карающего бога, который угрожал бы наказанием непослушным. Покорность, (по-арабски — «ислам») единому богу — аллаху явилась основным требованием новой религии. Ее догмы отразились в Коране, который имущественное неравенство рассматривает как порядок, установленный самим богом.


1 Абу-Райхан Бируни (973—1028 гг.) родился в предместье г. Кят (тогда столица Хорезма). Великий энциклопедист средневекового Востока, Бируни оставил, после себя капитальные трактаты по астрономии, географии, минералогии, истории. Перу его принадлежит более 100 работ.

2 Абу Райхан Бируни. Памятники минувших поколений. Избранные произведения, т. I, Ташкент, 1957, стр. 48.