Карта сайта

САМАРКАНД - Часть 8 - ГЛАВА 1

За стенами Шахристана располагались укрепленные поселения крестьян-общинников. В общине в то время происходил процесс имущественного расслоения, увеличивалось число общинников, становящихся полузависимыми от земледельческой (дехканской) 2. знати. Согдийцы выращивали пшеницу, ячмень, просо, в садах зрели виноград, персики, гранаты, абрикосы. Они знали и хлопок, но посевы его были по-видимому незначительными, занимались шелководством и умели делать прекрасные шелковые ткани. Согдийцы разводили овец, коз, ослов, коров и лошадей.

Яркое представление о культуре согдийцев VII и начала VIII века дают археологические исследования замка на вершине горы Муг у реки Зарафшан. Здесь в 1932 году пастух Джур Али нашел плетеную корзину, наполненную документами, написанными неизвестными письменами. Вскоре в район находки прибыла специальная экспедиция Академии наук СССР под руководством ученого-языковеда А. А. Фреймана. Изучение развалин замка, расположенного на высоком утесе, и найденных документов позволило восстановить ряд важных сторон жизни и культуры согдийцев. Удалось выяснить, что найденные документы — часть архива согдийского князя Диваштича 3., который в двадцатых годах VIII века возглавлял движение против арабов. Диваштич стремился поднять на борьбу весь Согд, но потерпел поражение и вынужден был оставить столицу своего владения Пенджикент — и отступить в горы. Здесь в вамке Муг он был осажден и хитростью заманен к арабам, казнившим его. Враги варварски разрушили и замок.

Таким образом, документы архива Диваштича относились к периоду ожесточенной борьбы согдийцев против арабов-завоевателей. Расшифровка документов, написанных на согдийском, тюркском, арабском китайском языках 4., помогла ответить на важные вопросы истории народов Средней Азии раннего средневековья.


2 Дехканами в раннее средневековье назывались знатные землевладельцы.

3 В обнаруженных документах он именует себя «согдийский царь самаркандский господин Диваштич».

4 Среди найденных 81 документа, написанного на бумаге, коже и дерене, I документа арабских, 8 китайских, а остальные 71 составлены на местном согдийском языке.

 

По разнообразному инвентарю и обрезкам бумажных тканей, найденных в замке, можно судить о развитии ткацкого, гончарного и кожевенного ремесла. Согдийцы сами ткали льняные, шерстяные и шелковые ткани со сложными рисунками, производили ковры. Они прекрасно умели выделывать кожу. Среди находок выделяется покрытый кожей щит с красочным изображением всадника. На нем надет длинный кафтан, к поясу с левой стороны подвешен двуручный прямой меч, с правой — кинжал. Он вооружен также двумя луками и колчаном стрел. Многие документы из архива Диваштича были написаны на специально выделанной коже. Бумагу согдийцы в то время, по-видимому, сами не производили, а пользовались китайской бумагой. Позднее Самарканд стал одним из важнейших в Азии центров бумажного производства.

На горе Муг найдено много предметов из дерева, обломки деревянных чашек, стенки деревянной шкатулки. Согдийцы — горожане Пенджикента и Самарканда — пользовались не только глиняной и деревянной, но и стеклянной посудой, хотя стекло в их быту в VII и VIII веках было распространено еще незначительно 1. Пользовались горожане и различными предметами из меди и бронзы (котлы, чаши, поясные наборы). Они были отличными ювелирами. Многочисленные монеты свидетельствуют о развитии торговли и обмена.

В VII—VIII веках у согдийцев не было единого религиозного воззрения. Сведения, которыми располагает историческая наука, свидетельствуют о том, что здесь имели распространение буддизм 2., манихейство 3., христианство 4. Но господствующей религией по-видимому в Согде был зороастризм 5., возникший в Средней Азии у племен и народностей, говорящих на иранском языке, затем ставший господствующей религией сначала в государстве парфян, а затем в оасанидском царстве, просуществовавшем в Иране с III по IV век.


1 Самарканд являлся самым крупным центром производства стекла в Средней Азии. Большое количество хорошей стеклянной посуды этого времени было найдено при раскопках в городище Афросиаб.

2 Буддизм — происходит от собственного имени Будда. Возник в VI—V вв. до н. э. в Индии. В Средней Азии буддизм имел весьма широкое распространение в первые века н. э. Но в VII в. его влияние здесь было ничтожно.

3 Манихейство — свое название получило от имени своего основателя — Мани, начавшего проповеди в первой половине III в. н. э. По учению Мани во всей вселенной существуют царство света и царство тьмы. Борьба света и тьмы, добра и зла, бога и дьявола составляет содержание всемирной истории. Последователи манихейства, изгнанные из Ирана во второй половине III в., нашли себе приют в Средней Азии. О наличии манихеев в Самарканде говорят позднейшие документы, в том числе об этом говорит и Ал-Бируни.

4 Христианство в Средней Азии имело некоторое распространение. В Самарканде в начале VI в. имелся христианский епископ.

5 Зороастризм — религия древних Персии, Средней Азии, Азербайджана. Основание ее приписывают мифическому пророку Заратуштре, легенды о деятельности которого содержатся в священной книге зороастризма — Авесте. Содержание религии зороастризма — борьба двух начал — добра и зла, правды и лжи, света и тьмы.

 

Совершенно новый свет пролили на изучение истории Самарканда найденные на горе Муг и Афросиабе согдийские надписи. Известно, что в VI—VII веках на согдийском языке имелась большая письменная литература. До арабского завоевания все делопроизводство велось на согдийском языке, об этом свидетельствуют документы с горы Муг и надпись, обнаруженная в 1965 году во время раскопок на Афросиабе. Памятники художественной, научной литературы, написанные на согдийском языке, так же как памятники архитектуры и живописи, были уничтожены во время арабского владычества. И только сравнительно недавно, в начале нынешнего столетия, согдийские документы стали известны науке. Ученые составили согдийскую азбуку и изучили этот древний язык. Так стало возможно раскрыть многие таинственные страницы прошлого Согдианы и ее столицы — Самарканда.

На согдийском языке в древности говорили жители долины Зарафшана, Кашка-Дарьи, Усрушаны, часть населения Ферганской долины, Чача (современный Ташкент) и других областей Средней Азии. В первые века нашей эры этот язык проник до Семиречья в оазисы Китайского Туркестана, где согдийцы основали ряд торговых колоний на трассе «Великого шелкового пути», соединявшего восточный берег Средиземного моря с Китаем. Согдийский язык был в течение нескольких столетий важнейшим языком литературы, науки, религии и международной торговли на территории Средней и Центральной Азии.

Наиболее ранними из известных науке согдийских текстов являются так называемые «старые письма», найденные экспедицией А. Стейна в 1906—1908 годах в развалинах сторожевой башни к западу от Дуньхауна. Документы эти датируются началом IV века нашей эры. Как показали исследования французского ираниста Р. Готьо, они написаны на согдийском языке и представляют собой частную переписку. «Старые письма» отличаются от литературных текстов религиозного содержания своим эпистолярным стилем, обиходным разговорным языком.